И жизнь, и слезы, и любовь
Скучным и однообразным было существование обитателей дома ветеранов. Все изменилось с приездом нового главного врача. Она старается не только лечить недуги стариков, но возвратить им утраченный было интерес к жизни, веру в то, что можно еще любить и быть любимым…
«Жизнь невозможно повернуть назад»
Исключительно добрый, человечный и нужный фильм о том, о чем человек обычно начинает задумываться только тогда, когда сам к этому приближается, - о старости, а понимать, когда станет стариком. Действие картины происходит в Доме ветеранов, куда приезжает новый главный врач. С ее приездом все меняется, ибо эта прекрасная женщина понимает, что лечить надо не только недуги физические, но стараться вернуть тем, кто уже никогда не будет молодым, интерес к жизни, веру в то, что можно еще любить и быть любимым. Ведь самое страшное в старости - это чувство, что ты никому не нужен... Доброта, чуткость творят подлинные чудеса, делая старость не концом, а венцом жизни.
Одним из главных пластов является борьба противоположностей, именно эта тема наиболее ярко раскрыта данной картиной и взята мною для рассуждения...
Размеренная жизнь постояльцев дома престарелых прерывается появлением нового главного врача - Варвары Дмитриевны - энергичного, с новыми идеями по обустройству жизни постояльцев. Но в этом маленьком социуме, где каждому отведена своя роль, не все так просто...
Ведь все уже настолько приелось, не хочется ничего менять и, естественно, появляются противники новых идей. Межгрупповой конфликт усугубляется с появлением, а точнее, с возвращением, самого идеолога такой системы - Федота Федотовича - заведующего дома престарелых. Сразу можно заметить, что этот человек придерживается своего консерваторского мнения на обустройство жизни стариков и никак не собирается уступать.
Варвара Дмитриевна и Федот Федотович - герои антиподы, у каждого из них есть свои приверженцы и поэтому окончательно никто не прав, зритель сам должен выбрать сторону... Я же полностью согласен с Варварой Дмитриевной - ничто в этой жизни не стоит на месте, двигаясь дальше - мы развиваемся, физически и духовно.
Конфликт между «идеологами» приобретает кульминационный момент при выяснении вопроса с решетками, стоящими на окнах.
Одна точка зрения - с этими решетками дом больше похож на тюрьму, они создают душную, гнетущую атмосферу. Их просто необходимо срезать.
Вторая точка зрения - «Жалоб со стороны «Контингента» не поступало. Ни к чему это...»
Выигрывает эту «битву», а вместе с тем и войну тот, кто больше мотивирован в отстаивании своей точки зрения - тюремные решетки отправляются в утиль... Абсолютно логично и правильно. Но мне этот вопрос напомнил о страшном событии, произошедшем в марте этого года на Кубани, когда в доме престарелых произошел крупный пожар, погибло и пострадало множество людей, а ведь помещение этого дома престарелых дважды проверялось инспекцией по пожарному надзору, было «установлено, что из более чем 30 выявленных инспекцией нарушений 6 осталось невыполненными».
Вот же как бывает - некомпетентность управляющих понесла за собой гибель множества неповинных людей, хотевших всего лишь прожить последние годы жизни в спокойствие и отдыхе, наедине со своей старостью.
Фильм представляет собой яркий пример «бытового реализма» в кино. Нет динамики, нет событий, лишь бесконечные разговоры о прошлом, тренировка памяти, воспоминания о былой жизни и, конечно же, былой любви... Одним словом - настоящая, реальная жизнь.
Я не зря описываю все события, происходящие в фильме, так серьезно. Казалось бы, пустяковые проблемы и вопросы, недостойные такого чрезмерного внимания. Но это только по нынешним меркам и в нынешнем обществе, ведь, как я уже заметил, этот дом собрал людей с разными судьбами и взглядами на жизнь, этот дом - мини-общество...
И для них эти самые вопросы мелкого масштаба важны, в конце концов, возможно, они проживут в этом здании до конца дней, нужно провести это время в каком-никаком комфорте. Но без труда не выловишь и рыбку из пруда, все нужно делать самому, помощи ждать неоткуда, пенсионеры сами обустраивают свою жизнь: переставляют мебель, изменяют интерьер, делают ремонт, обустраивают примыкающую территорию...
Даже на старости лет, со всеми своими болячками и склерозом, все они - Личности, с большой буквы, кто-то борется со своими чувствами, мыслями, кто-то со своими физическими недостатками, кто-то, словно консерватор 19 века, противостоит новым канонам, устроенными главврачом. Эти люди молоды в душе, и потребности у них такие же, как в молодости.
«Удивительно, как нынешняя молодежь умеет чувствовать то же, что и мы с вами» - Софья Петровна Сербина
Самое время перейти от конфликта межличностного и межгруппового к конфликту внутриличностному. Этот конфликт представляет собой борьбу стариков за свою былую молодость и за те чувства, что они испытывали когда-то. Как известно, внутриличностный конфликт возникает при малой уверенности в себе и недостаточном удовлетворении базисных потребностей - это как раз можно проследить в некоторых героях фильма. «Контингент» и некоторые его участники пытаются доказать свою боеспособность, есть еще порох в пороховницах...
В этом вопросе наиболее интересна история Павла Андреевича - прикованного к постели старику, еле сохраняющего свои моторные функции. Он выступает своеобразным героем-символом, так как именно он преодолел самый долгий и тяжелый путь, чтобы встать на ноги, чтобы снова говорить, чтобы чувствовать как раньше, чтобы снова ощутить трепетание сердца... И ему все удается, наверное, потому, что он действительно этого хотел, хотел показать, что в нем еще не иссякли все те чувства, которыми он обладал в молодости.
Также режиссер пытается показать, что герои фильма до сих пор молоды, противопоставляя дом престарелых детскому лагерю, используя очень эффектный ход - кадры из детского лагеря, утренняя зарядка и тут же мы видим ту же самую картину в уже знакомом нам месте, да, в тот самом доме.
И, наконец, детскость, и молодость душ ветеранов в полную силу раскрывает такое событие, как подготовка и празднование юбилея одной из постоялиц - Софьи Петровны. Чего только стоит та атмосфера сплоченности и взаимопонимания во время подготовки праздника, дарение цветов кавалерами с той же детской нервозностью или вешание сделанных своими руками открыток-сердец на дверь объекта восхищения. Зритель буквально с головой погружается в эту неповторимую атмосферу, живую, бурлящую, настоящую, как будто перед нами и нет людей, отживающих последние годы, нет, они совсем другие...
В этом и заключается главная идея этого фильма.
Как мне кажется, молодежи, нашему поколению ли, прошлому или будущему, трудно будет понять этот фильм, но от этого есть панацея, называется она Время. Надо всего лишь представить, что может так повернуться судьба, и вы тоже станете кем-то из героев, будете жить в доме престарелых, построенном в дореволюционные годы, в этом маленьком мирке, исполнять свою роль в нем и так до самой смерти. И тогда станет легче понять этих людей и будет легче окунуться в эту атмосферу: одиночество, борьба, распри, разногласия, повседневные заботы и маленькие победы. И дай Бог каждому дожить до преклонного возраста и получить заслуженный отдых.
SaW
Тихий шедевр
«И жизнь, и слезы, и любовь» - это тихий шедевр Николая Губенко. Тихий, потому что он наполняет сердце молчанием, глубоким и нежным. Таким, от которого слезы подступают к горлу и просветляется душа.
В дом престарелых приходит новый главный врач Варвара Волошина. Один в поле не воин? Неправда. Великий воин. Потому что сражаешься не только с явным противником, но и со скрытым недоверием и пренебрежением среди «своих». Особенно трудно, когда твой тыл ждет любой твоей осечки, чтобы исподтишка прошипеть: «а мы предупреждали...». Но тем важнее победа Варвары, что она преодолела все - от тихого стариковского ропота до бюрократических замашек директора Федота Федотовича.
Разложить «И жизнь, и слезы, и любовь» по составляющим - все равно, что раскрыть формулу простоты рассказов Чехова. Но не сказать об актерской игре нельзя: это прекрасный оркестр, в котором сочетаются традиции русской школы (Елена Фадеева, Федор Никитин, Капитолина Ильенко, Михаил Брылкин) с прекрасным продолжением этих традиций в советском кино и театре (Жанна Болотова, Борис Щербаков, Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева).
Николай Губенко наполняет этот фильм аллюзиями - от Пушкина до Шпаликова, метафорами и запоминающимися образами. Как, например, старая липа во дворе того самого дома престарелых, которая еще способна цвести и давать молодые побеги, которая тянется к солнцу и ждет весенних дождей. Или общение мальчика, сына главной героини, с жильцами дома, его детское непосредственное восприятие заботы о них, его желание проводить с ними больше времени, полное отсутствие какого-либо отчуждения или неприятия.
Режиссер не просто рассказал о судьбах стариков, оставшихся в одиночестве, он дал возможность своим героям говорить не только с новым доктором, но и со зрителем. Вспомните рассказы стариков об их первой любви, ведь они обращены к нам с вами! Нам дана возможность заглянуть в это зазеркалье памяти, в котором могут меняться очертания и размеры прошедших событий, но остаются неизменными чувства, эмоции, остается неприкосновенным сердце с его способностью любить, страдать и радоваться жизни. Нам дана возможность понять, что романтика и красота - это не аксессуары молодости, и что и в 70 лет глаза могут гореть от любви. В этом отношении впечатляет сюжетная линия Павла Андреевича и Сербиной: парализованный старик влюбляется, и оказывается, что он не старик вовсе - он способен ради любви побороть болезнь, способен писать стихи, способен ревновать. Какой душевной чуткостью и деликатностью должен обладать режиссер, чтобы так показать любовь и жизнь пожилых - без пошлости, жалости, комизма.
Сегодня западное кино все чаще обращается к тебе отношений между немолодыми людьми, здесь можно вспомнить и триумфатора последнего Каннского кинофестиваля - «Любовь» Михаэля Ханеке, и режиссерский опыт Дастина Хоффмана «Квартет», и голливудскую комедию «Любовь по правилам и без». Не занижая ничьих достижений, не могу не подчеркнуть, что фильм Николая Губенко среди них - как безусловный ориентир, задающий правила хорошего тона в своем жанре. Чеховские интонации фильма позволяют почувствовать, что в нашем искусстве есть то, что не позволяет прерваться связи времени и поколений - философское осмысление самых важных в мире событий, тех, которые происходят в человеческом сердце.
Сказать хочется еще много, но лучше поэта не скажешь. Из стихотворения Фазиля Искандера, каждое слово в котором попадает в самое сердце:
...Вы, как деревья в листопад,
Еще в плодах судеб, событий...
Благословляю ваш закат!
И все-таки - не уходите.
marie_bitok
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.