1944 / 1944

1944
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 20 Февраль 2015
Режиссёр: Элмо Нюганен
Продолжительность: 1:36
Просмотрели: 809

В фильме рассматриваются военные события, происходившие в Эстонии в 1944 году, в период от июльских боёв в Синимяэ до ноября, когда полуостров Сырве был уже завоёван войсками Советской Армии. Война показана глазами участников событий с обеих враждующих сторон — эстонцев, которые воевали и на стороне немецкой армии в 20-й эстонской дивизии Waffen-SS, и в составе 8-го Эстонского стрелкового корпуса Советской Армии. Для жителей Эстонии это была война, в которой каждый делал свой личный выбор. Именно с таким нелёгким выбором сталкиваются главные герои картины — солдаты противоборствующих сторон Карл Таммик и Юри Йыги — а также их сослуживцы, родные, близких и совсем незнакомые люди…

Трейлер: #2

Трейлер: #1

«Бабушка рассказывала, что Эстония маленькая, но что такая...» - размышление сибирского снайпера из Восьмого Эстонского стрелкового корпуса

Самое сильное кино последнего времени о ВМВ снятое на постсоветском пространстве, совместного производства Эстонии и Финляндии с мизерным бюджетом всего в 2 миллиона евро. Замысел понятен по вступительным титрам, где, после слов о попременной аннексии Эстонии СССР и Германией с 1940 по 1944 годы, сообщается о количестве эстонцев сражавшихся в Советской армии и подразделениях Рейха - 55 и 72 тысячи человек соответственно.

Сама картина делится на две почти равные по хронометражу части, линейно связанные, что уже редкость при современном засилье флэшбеков и флэшфорвардов со всякими вывертами с пространством и временем. Каждая из них имеет свое конкретное начало и конец, преобразуясь в итоге в кажественно другое повествование.

Итак, в начале мы увидим жизнь и боевую деятельность отделения эстонских ваффен-эсэсманов с июля по сентябрь 1944 года. По духу очень смахивает на немецкие «Сталинград» и «Наши матери, наши отцы», лишь с большей балтийской уравновешенностью, которую часто путают с заторможенностью. Ремарковщина как она есть - молодые парни не старше 25-ти, кто по призыву, кто-то добровольно, подтрунивание над салагами, над собой, над наградными фотками фюрера с автографом. У одного хранится отцовский «георгий» за ПМВ в составе царской армии, у другого коммунисты семью отправили на курорты Сибири незадолго до войны. Разговоры о эстонцах по ту сторону фронта, которые ушли в сорок первом с Красной армией и теперь с ней же вернутся. Актеры играют хорошо, эффект сопереживания наступает уже с десятой минуты, причем безо всяких дешевых эффектов - браво режиссеру и сценаристу.

Отмахавшись от первого наступления русских и в утренней контратаке выбив их из траншеев соседей, парни получают в качестве награды появление чиновника из отдела пропаганды с радостной вестью, что эстонцев старшие братья таки признали арийцами, а посему они теперь могут свободно умирать как часть общеевропейской цивилизации. Это особой радости им не доставляет, как и последущее решение об отступлении всей дивизии в Германию, для выравнивания фронта. Помыкавшись по дорогам с беженцами и попав под бомбежку, ваффен-эсэсманы решают, что пропади пропадом ваш рейх, лучше умереть на родине. Посему у дороги отрываются траншеи и готовится последний бой с красными ордами, под непристойную песенку о молодых эстонках стелящихся под немцами в то время как их парни умирают на фронте. Также под шуточки и летящие кубометры земли озвучивается любимый реконструкторами анекдот о «леснике который всех наконец выгнал» и старая шутка о немецкой писательнице «Эрихе Марии Ремарк».

Момент истины наступает в во время засады на колонну советских войск. Несмотря на на внезапность, красноармейцы под прикрытием брони обходят и практически сминают эсэсманов, но услышав их команды об отступлении неожиданно прекращают огонь и тоже кричат в ответ по-эстонски. Обалдевшие «немцы» и «русские» встают из укрытий и с недоумением и грустью смотрят друг на друга, мол как же вы так-то до этого дошли. Остатки «немцев» молча уходят, «Русские», точнее солдаты 8-го эстонского стрелкового корпуса, остаются и хоронят всех в одной братской могиле. Земляки же.

Тут и начинается вторая часть фильма в которой мы уже будем находится среди победивших в последней схватке советских солдат. За те же десять минут мы привыкаем и начинаем сопереживать уже им. Людские характеры, простые радости и горести, но уже одетые в гимнастерки и ватники. С каждой минутой становится все яснее их схожесть с ребятами из первой части. Типажи очень схожи, только здешний очкарик является евреем, чья семья осталась в Таллине и погибла, а вместо датского пулеметчика из «Норланда» мы видим сибирского стрелка Прохора, у которого из эстонского только бабушка (видимо оказался в корпусе также как и первые «поляки» в армии Берлинга). Грань окончательно стирается когда к ним в качестве пополнения попадают парочка бывших противников, дезертировавших после того боя и заметенных советской мобилизацией. Они также спокойно вливаются в новый коллектив и воюют уже против немцев. Освобождается Таллин и готовится высадка на Моонзундский архипелаг, в перерыве между ними советский сержант Юре Йоги доставляет письмо убитого им протагониста из первой части по адресу и мы видим фактически экранизацию песни «Случайный вальс» ("Ночь коротка, спят облака.»).

Финал фильма получился действительно светлым, по сути для создателей приход советской власти в Эстонию не представляется больше апокалипсисом длившимся почти полвека. В этом смысле последняя сцена в уплотненном доме где встречаются Прохор и Айно.

Неплохо поставлены бои, особенно учитывая с каким бюджетом приходилось это делать. В достатке атакующих тридцать четверок и пехотного вооружения с гранатами с обеих сторон, массовка конечно победнее. Вообще бюджетность заметна только по ряду взрывов и сцене штурмовки Ил-2 отступающей колонны.

Особенная удачно показаны бои в траншеях с использованием гранат, взрывчатки для подрыва блиндажей, автоматов (обе стороны предпочитают ППШ с обоими вариантами магазинов). Последние бой на острове Саарема где среди лесных троп и минных полей приходится наступать в узкой колее вместе с танками, а затем выкуривать немцев из блиндажей снят почти безупречно.

9 из 10

jack-kipling


Эстонская 38 паралелль

Кино можно разделить на две части: там, где солдаты носят немецкую форму, и там, где солдаты носят советскую форму. Главный герой первой части умирает и передает эстафету главному герою второй части, который забирает у него письмо и передает его сестре погибшего.

Это кино сложно рассматривать без политической подоплеки. Многие уже окрестили этот фильм про эстонских эсэсовцев. Наверное, они даже фильм не смотрели. Большая часть фильма о советских солдатах как раз таки.

Это такая маленькая эстонская гражданская война в короткий бой. Это такая маленькая корейская война. Когда люди одной национальности должны стрелять в друг друга из-за других стран.

Режиссер никого не осуждает, никого не выставляет предателями. Тут нет пропаганды. Вот кто-то из отряда ополчения уходит в лес, вероятно, они станут лесными братьями. Но об этом ничего, кроме того, что они ушли. Это фильм-примирение.

MichMit

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный одноголосный (ВК) VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

comcor
От пользователя comcor:
Вот так надо снимать фильмы про войну.
22:06 / 26.01.2017
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.