3 женщины / 3 Women
Пинки Роуз, наивная молодая женщина, приезжает в коммуну в Калифорнийской пустыне, но скоро сбегает оттуда вместе с Милли Ламморо, которая тоже родом из Техаса и работала вместе с ней в медицинском учреждении.
Милли, осознающая, что в мире есть такое понятие, как мода, живет в квартирном комплексе для одиноких и проводит вечера в баре для мотоциклистов. Пинки переезжает к Милли и заводит дружбу с Уилли, молчаливой, беременной женой Эдгара, которому принадлежит комплекс.
Британская академия, 1978 год
Номинации (1):
Лучшая женская роль (Шелли Дювалл)
Каннский кинофестиваль, 1977 год
Победитель (1):
Серебряная премия за лучшую женскую роль ( Шелли Дювалл )
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ
Фильм «3 женщины» (1977 г.) посмотрела на одном дыхании - впечатление сильнейшее!
Поразилась последовательностью пристального интереса сценариста и режиссера Роберта Олтмена к противоречивым женским персонажам, глубиной изучения и анализа их душевного склада и характеров. «3 женщины» - произведение, отличающееся тонким и чутким знанием женской природы, замешанным на любви к Женщине и восхищении Ею, понимании слабостей и утонченного (подчас вынужденного) коварства. Вслед за автором и зритель испытывает к героиням попеременно удивление и презрение, жалость и снисхождение, сострадание и уважение...
На примере своих героинь Олтмен показал, как мне кажется, что природная ранимость, уязвимость и душевная хрупкость женщин вынуждает их искать убежища от жестких воздействий внешнего мира внутри себя и друг у друга.
Молоденькая и восторженная Пинки только вступает во взрослую жизнь, которая манит и пугает ее. Простодушная девушка, поступившая на работу в Оздоровительный центр для пожилых людей, с восхищением наблюдает за ее умелым персоналом - молодыми и самоуверенными особами. Пинки хочет быть такой же, хочет слиться с общей массой и не выделяться своей застенчивостью и неопытностью. (Очень характерна сценка, где Пинки идет след-в-след за медсестрами-близняшками в их темпе и ритме, стараясь попасть с ними в ногу).
Для выработки нового - защитного! - стереотипа поведения Пинки бессознательно тянется к Милли, особо восхитившей ее светскостью и уверенностью в себе. В стремлении быть на нее похожей она невольно начинает во всем подражать Милли: надевает ее одежду, перенимает манеру поведения и особенности речи. А дальше больше...
Другая героиня - Милли - по умеренным американским стандартам обустроила свой быт, обзавелась машиной и придала «респектабельность» манерам. Но с первых кадров удивляет ходульность ее персонажа - полное отсутствие естественности.
Своим внешним обликом, особенностью поведения, интонациями она напоминает бывшую подругу Дейдру. Такой вывод напрашивается после крохотного, но очень яркого эпизода, в котором Дейдра на какой-то миг появляется перед нами (подъезжает с друзьями на грузовике) и свысока перебрасывается с Пинки несколькими фразами. Дейдра оставляет впечатление двойника Милли с той лишь разницей, что она еще более уверена в себе и раскрепощена. Ее модная и ухоженная внешность, легкость общения с мужчинами, которые от нее без ума, и покровительственный тон производят на Пинки (как в прошлом, видимо, и на Милли), завораживающее впечатление... (Очень показательна сцена, в которой Милли с большим волнением и тщательностью готовится к совместной вечеринке с Дейдрой, надеясь поразить свою бывшую подругу безупречным «светским» ужином, но та ею пренебрегает...).
Милли переняла у подруги Дейдры все внешние атрибуты успешной молодой особы. Но успеха у окружающих ее молодых людей Милли не достигает: никого, кроме наивной Пинки, ей не удается заинтересовать собой. В ней нет искренности и живого чувства. Фальшь и искусственность в общении, манерность отпугивают или смешат встречающихся на ее пути людей. Ее попытки общения игнорируются. За ее спиной пересмеиваются... От нее только что не отмахиваются, как от назойливой мухи... А она, стараясь не потерять лицо, (будто бы опасаясь даже на секунду усомниться в своей женской привлекательности и человеческой состоятельности) все говорит и говорит безумолку в пустоту...
Третья героиня - Вилли - исповедует иные ценности. Ей безразлична поверхностная мишура. Вилли зрелая женщина, она уже познала Любовь и вот-вот станет Матерью. Она художник (расписывает внутренние поверхности бассейнов), и именно Творчество является для нее и средством самовыражения, и заслоном от окружающего Зла (грубости, неверности, равнодушия, серости, жестокости). Неслучайно ее главной темой становятся вариации Страшного Суда. Она всегда молчит, но от недоверчивого взгляда ее умных глаз не ускользает происходящее вокруг...
Все три женские судьбы тесно переплетены и в разное время по-разному влияют друг на друга. Каждая героиня находит для себя маску или нишу, где она может спрятаться от внешних обстоятельств (и даже от себя самой!) и сносно существовать... Они проходят серьезную трансформацию, и в итоге, обретя в тесных и странных взаимоотношениях с подругами (зыбкую?) жизненную устойчивость и (мнимое?) душевное равновесие, возвращаются, на мой взгляд, к своей природной сущности, к себе.
У Пинки безобидное стремление к подражательству сменяется полным торжеством мимикрии, и она в своем новом качестве и новых правилах игры относительно спокойна и естественна.
Милли под влиянием драматических коллизий сбрасывает маску мнимой респектабельности и возвращается к своему естеству. Открываются ее простота и непритязательность, доброта и отзывчивость, сила характера и властность, жертвенность и способность любить (по-матерински заботливо, но строго)...
С Вилли также происходит НЕЧТО, что зримо меняет ее... В финале уже нет нелюдимой закрытой женщины, живущей только своим искусством. Вилли по-доброму, как мать, общается с Пинки, покорно подчиняется Милли, взявшей в свои руки ее хозяйство. (Поражает эпизод, в котором Милли тщательно драит шваброй одну из таинственных работ художницы с четырьмя (!) персонажами...)
В фильме много загадок, особенно в финале. И каждый зритель, несомненно, будет трактовать происходящее в картине по-своему. Моя попытка передать свою версию увиденного одна из многих возможных.
Бесспорно одно - фильм глубокий и многозначительный, образы главных героинь очень многослойны и далеки от примитивности, повороты сюжета непредсказуемы и загадочны.
Фильм хочется пересматривать, чтобы увидеть то, что наверняка упущено при единичном просмотре. Сложные жизненные перипетии героинь, происходящие с их характерами метаморфозы, запутанный клубок непростых взаимоотношений очень волнуют и задевают за живое... Фильм Олтмена заставляет думать и сопереживать!
Отдельного разговора заслуживают исполнительницы главных ролей. Олтмен всегда очень умело и точно подбирал актеров. Этот фильм - не исключение. Игра всех трех актрис настолько вдохновенна и выразительна, что выделить из них кого-либо трудно. В Каннах за роль Молли Серебряную премию присудили Шелли Дювалл. Уникальную актрису Сисси Спейсек (Пинки) обошли вниманием и наградами, а именно ее работа мне представляется наиболее сложной, насыщенной многочисленными модуляциями и тонкими нюансами.
Фильм сопровождает удивительная музыка (композитор Джералд Басби): тревожная, предвосхищающая и отражающая все драматические изгибы этой нешаблонной истории.
10 из 10
P.S. Очень благодарна Little miss Sunshine за бесценный совет посмотреть этот удивительный фильм.
lili-marlen
Три жизни
Наверное, Роберт Олтман мог стать выдающимся американским психиатром, если бы не стал выдающимся американским кинорежиссёром. Во всяком случае, в рассматриваемой картине «3 женщины» Олтман тщательно и неторопливо анализирует сразу трёх совершенно разных героинь.
Итак, у нас есть Милли (Шелли Дюваль), молодая одинокая женщина, работающая в медицинском центре для пожилых и снимающая квартиру. Олтман не случайно снимает её позади своих коллег и друзей: с Милли никто не хочет общаться, несмотря на её жизнерадостность и приветливость, которые изначально выглядят неестественными и фальшивыми. Больше того, Милли ухитряется как-то оставаться незамеченной для своих знакомых, если многие даже не могут сразу вспомнить, как она выглядит. Возможно, именно поэтому независимая и гордая, на первый взгляд, она становится образцом для подражания для покинувшей Техас Пинки (Сисси Спейсек); зажатая и молчаливая, ещё почти девочка-подросток находит в такой же одинокой, но при этом себялюбивой и эмансипированной Милли надёжного друга и союзника, «самого лучшего человека, что она когда-либо встречала». О прошлом Пинки и о её настоящем почти ничего не известно, учитывая, что девушка почти всё время молчит и ведёт себя довольно странно, пуская пузырики в стакане Кока-Колы или нарочно засаливая стакан пива, чтобы прилюдно сдуть пену.
Милли, находящая Пинки странноватой, но миленькой, начинает снимать с новенькой из Техаса квартирку. Та, искренне боготворя Милли и увидев двойняшек Пегги и Полли, начинает одалживать вещи своей дружелюбной сожительницы и временами затевать философские беседы о том, каково это - иметь сестру-близняшку, делая всё в точности, как она.
Олтман в вопросе про близняшек Пинки уже неловко, с первого взгляда, раскрывает свой замысел. «Серая мышка», глуповатая и непонятная, видит огонёк, бежит к нему, пытаясь согреться рядышком, пытаясь заставить обратить на себя всеобщее внимание. Зритель сталкивается даже не с раздвоением личности, а с подражанием, когда неуверенная Пинки после неудачной попытки свести счёты с несправедливой жизнью вдруг превращается... в Милли, в раскованную и модную Милли, отнимая её друзей и мужчин. Таким образом, Сисси Спейсек мастерски изображает не одну, а сразу двух разных женщин, живущих в одном теле Пинки Роуз - техасская дурнушка-молчунья и клон Милли. Странно, что работа Спейсек, единственное удачное определение к которой - «гениальная», была так опрометчиво проигнорирована различными наградами и номинациями, как, впрочем, и весь фильм в остальном, не считая другой отличной актёрской работы - Шелли Дюваль.
В то же время, есть ещё одна женщина - Вилли (Джанис Рул), благодаря которой в определённом смысле всё встаёт на свои места. Вернее, благодаря её беременности от каскадёра Эдгара, в близость с которым вступали, судя по всему, все три героини. Её осложнённые роды, принимала которые неопытная Милли, пугают и вновь меняют всех трёх: Милли скидывает жеманную и фальшивую маску некоронованной королевы, Пинки делает то же самое, становясь просто Пинки, а Вилли произносит первые слова за весь фильм.
Кажется, в картине совсем отсутствуют нормальные люди. Действие происходит, словно, на игровой площадке дурдома, а актёры - вышедшие поразвлечься и сыграть разные роли пациенты. Представляется, что хотя все сливки ушли тогдашней музе режиссёра Шелли Дюваль, наиболее сложного персонажа изобразила всё же именно Спейсек, продемонстрировавшая чудо перерождения на экране аж два раза. Она - главная героиня всего действия. Здесь всё соответствует её мыслям, настроению: загадочная музыка, атмосфера ожидания чего-то ещё более безумного, даже страшного, финал, вызывающий ощущение недосказанности.
Именно с этого фильма началось моё знакомство с творчеством авангардиста Роберта Олтмана. Пересматривая «3 женщин» во второй раз, замечаешь, что в первый смотрелось явно живее и увлекательнее, при повторном просмотре исчезает какая-то изюминка тайны, чего-то непредсказуемо сумасшедшего. Вместе с тем, кино представляет из себя удивительно ценное произведение с безусловным философским подтекстом, настоятельно рекомендуемое всем любителям именно умного кино.
a-vega
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.