Анклав / Enklava
Оставшиеся в Косово сербы живут в небольших изолированных общинах — анклавах. Вынужденные ютиться в тесноте, сербы ведут существование в крайне тяжёлых условиях. А что происходит, когда в анклаве умирает человек, а кладбище находится на вражеской территории? 80-летнего старика всё-таки похоронили, но лишь благодаря его десятилетнему внуку, который отважился совершить нечто немыслимое как для сербов, так и для албанцев — он продемонстрировал свою любовь и подружился с чужаками.
Трагедия сербских анклавов
Для меня тема югославской войны, как и для многих русских граждан, очень близка и болезненна. Появление новых картин на данную тематику всегда вызывает определенной интерес. Не стала исключением и эта картина. Сильно выдохнул после просмотра. Режиссер Горан Радованович беспристрастно показал и рассказал историю о сербах, проживающих в Косово. Они, в двадцать первом веке, вынуждены жить в закрытом социуме, так называемых анклавах.
Трагедия косовских сербов показана душераздирающе. Они влачат в анклавах просто жалкое существование. Лишь одно слово подходит - выживание, и ничего больше. История показана через призму одной семьи. Трагедия глазами детей. Центральная фигура это 12-летний Ненад. Он единственный ученик в своей школе и единственный мальчуган в анклаве. Друзей у него нет, только умирающий дедушка, он его самый большой друг. Оператор картины показывает и берет выверенные кадры, они полны боли и отчаяния. Без слез смотреть не возможно. Если албанцам разрешено очень многое, в частности иметь оружие. То косовским сербам это не дозволено. Это наглядно демонстрирует картина. То как показаны притеснения заставляет задуматься о многом. Похороны дедушки это одна большая слеза, медленно скатывающаяся с глаз во время просмотра. Анклав глазами режиссера это самое настоящее Гетто.
Актеры сыграли изумительно тонко, их игра это что то невероятное. Но отдельно хочется сказать об юном исполнителе главной роли Филипе Шубариче. Его Ненад сыгран гениально. Как оказалось Филип на самом деле из тех самых мест о которых рассказывается в картине. Поэтому в кадре такая непринужденность и по своему легкость в его тяжелой роли.
Режиссер не задается вопросом как так случилось. Он не делит людей, находящихся по разные стороны невидимой баррикады, на плохих и хороших, на черных и белых, на добрых и злых. Он просто отобразил реальную жизнь людей, не принимая ни одну из сторон. Горан Радованович ясно показывает что в каждом человеке, албанец ты или серб неважно, всегда есть что то хорошее. Добрые начала есть в каждом. Об этом в том числе этот фильм. Человеколюбие как главный посыл работы Горана Радовановича. Картина по праву получившая приз зрительских симпатий на ММКФ - 2015. Сильнейшая драма.
10 из 10
savage1981
Мой лучший друг
Этому фильму аплодировал весь зал, люди выходили на улицу с красными глазами и прятали друг от друга лица. Меня переполняли эмоции, я давно не видела столь пронзительной и сильной драмы. Признаться, я немного боялась просмотра, так как в последнее время режиссеры часто путают драму с чернухой, а я не являюсь поклонницей последней, к тому же изначально было понятно, что фильм будет тяжелым - история о жизни косовских сербов в анклаве не может быть «легким кинцом», тем более я читала много книг и статей на данную тематику.
Должна признать, что фильм превзошел все мои ожидания. Больше всего я боялась, что в картине будет четкое деление «хорошие-плохие», «черное-белое», но режиссер, очевидно, обладает истинным талантом и смог изобразить настоящую жизнь, где цветов много и в каждом человеке есть что-то хорошее и плохое.
Перед нами разворачивается жизнь десятилетнего косовского серба Ненада, доброго мальчика, которому живется непросто: по территории своей земли он вынужден перемещаться исключительно на БТР с добровольцами КФОР, школу, в которой он учился один, он больше посещать не может из-за внезапного отъезда учительницы, строгий отец ежедневно прикладывается к бутылке и философствует, а единственный друг, дедушка Милутин, умирает. Ненад воплощает в себе и взрослые, и детские черты характера: с одной стороны, он очень смелый и самостоятельный мальчик, получив от отца задание, он выполняет его во что бы то ни стало, даже если придется пробежать для этого огромное расстояние и подвергать себя опасности; однако, с другой стороны, он еще ребенок, и не может отказаться от соблазна поиграть с детьми, даже если они являются албанцами и врагами (в его анклаве он единственный ребенок). Здесь мы видим, что дети остаются детьми, и симпатия и дружба может возникнуть даже в таких обстоятельствах. И также мы понимаем: дети - отражение родителей, они делают то, чему их научили. Нельзя воспитывать в них ненависть.
В фильма много символов и метафор, и ярко изображена специфика региона: на фоне угасшего (по мнению мировой общественности) этнического конфликта мы наблюдаем компактное проживание сербов и албанский принцип кровной мести, которая не знает границ (уничтожается все, что попадается под руку), колоритно изображены миротворцы и их во многом беспомощность в попытках навести порядок, а также ярко выступают на передний план явно неравные права сторон: если у албанцев оружие может носить кто угодно, в том числе ребенок, то сербы его иметь не могут даже для защиты своего скота от воров. В то время, как албанцы громко и шумно отмечают свадьбу, сербам приходится пройти через множество испытаний, перед тем как они смогут похоронить деда.
Принципу кровной мести противопоставлена доброта: когда под дулом наведенного пистолета человек пытается в ответ угостить шоколадкой, а для священника вообще не играет роли, какой национальности ребенок, которому нужна помощь. Фильм учит и раскаянию: албанский мальчик проживает целую жизнь: у него кипит кровь, месть за отца становится навязчивой идеей (не он в этом виноват, так его воспитали), и он готов навести оружие на любого серба. Однако, совершив ошибку и подлый поступок по отношению к человеку, который, кроме доброты, ничего другого по отношению к нему не выказывал, он мучается укорами совести и готов на все, лишь бы успеть исправить. Это сильнейший момент в фильме, у меня был ком в горле и стояли слезы в глазах.
Режиссер не демонизирует албанцев, но максимально честно изображает тяжелые условия жизни сербов в анклаве. Он видит в человеке самого человека, а не его национальную принадлежность. Иногда твой враг становится в твоей жизни самым лучшим другом, а среди своих ты, к сожалению, чужой.
Сильнейшая драма. Очень надеюсь, что смогу найти ее и пересмотреть.
«Возвращайся!..»
10 из 10
PS очень жаль, что другие фестивали (кроме ММКФ) ленте в показе отказали. Страшно показать людям, что происходит в Косово на самом деле?..
Lulu Miranda
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.