Анна Павлова
История жизни легендарной русской балерины: ее становления, триумфов и скитаний, самоотверженного служения искусству и личной драмы.
- В 1986 году на телеэкраны вышла полная пятисерийная версия фильма, продолжительностью 273 минуты.
- В 1982 году для съемок в фильме режиссер Эмиль Лотяну пригласил в СССР знаменитого актера из США. Это была первая поездка американской звезды в Советский Союз. Госкино не утвердило актера на роль из-за съемок в идеологически вредной картине «Охотник на оленей» (1978). Приглашенным актером был Роберт Де Ниро.
Вечная женственность
Начну так. Это фильм не просто о великой балерине Анне Павловой, это фильм о женственности вообще. Мне кажется, если бы у меня была дочь, и мне бы захотелось её увлечь балетом, я бы показала ей этот фильм.
Фильм очень хорошо поставлен, краски, сцены, образы - всё очень колоритно.
Посмотрев этот фильм в 13 лет первый раз, я просто влюбилась в образ Анны Павловой. Она мне показалась какой-то феей, совсем не земной. Галина Беляева создала образ очень лёгкий, нежный и выразительный. При этом в её исполнении Анна Павловна получилась человеком, как бы отрешённым от того, что происходит в мире и вокруг неё. Многочисленные жизненные и творческие драмы балерины были несколько смягчены.
Впоследствии познакомившись с биографией Анны Павловой более глубоко, я пришла к выводу, что и сама артистка, и её жизнь были несколько, если так можно выразиться, посуровее... Но разве искусство, пусть даже биографическое, должно точь-в-точь отражать правду жизни? Сам этот фильм, мне кажется, сохранится в истории как кино-памятник великой женщине, который воплотил все лучшие черты её искусства: изящество, виртуозность, женственность и, прежде всего, жертвенность.
В фильме есть потрясающий эпизод, когда Павлова входит в зал, где репетируют совсем-совсем начинающие балерины, одна из которой задаёт ей, мэтру, довольно дерзкий и провокационный вопрос:«А правда ли то, что пишут? Что Анна Павлова не владеет техникой?» Чувствуется, что Анну этот вопрос несколько оскорбил, и оскорбилась она потому, что вот эта девочка, начинающая свой творческий путь, нисколько не понимает смысла того искусства, которому собирается служить. Тогда Анна, в обычном стесняющем движения платье, исполняет для них фуэте такого уровня, что барышни замирают от восторга. Она понимает причину этого восхищения, выдерживает паузу и восклицает:" Вот техника. Но техника - это всего лишь ноги, а балет - это душа...»» И в зале повисает тишина...
Потрясающая сцена. А эти слова я до сих пор вспоминаю. Они оказались очень нужными мне в моей, совсем не балетной, профессии.
И отдельного упоминания заслуживает финальный эпизод этого многосерийного фильма. Тема смерти художника поднимается в нём очень утончённо. Режиссёр как бы говорит нам: «Художник уходит, но его искусство остаётся».Vita brevis - ars longa. Но благодаря, в частности, этому фильму Анна Павлова останется в нашей памяти одним из символов той самой неуловимой Вечной женственности, которую всегда будут искать в жизни и в искусстве многие поэты и художники.
Мятежный гений. Или Лебедь с нравом Тигрицы
В многочисленных диалогах фильма очень ярко и точно показан нрав величайшей балерины начала XX века - прекрасной, талантливой, но капризной и дерзкой Анны Павловой. Эта женщина задерживала начало концерта, бесконечно спорила с организаторами выступлений, изводила балерин из своей труппы, устраивала ужасные истерики своему импресарио и мужу Виктору Д'Андре(святой человек, сколько он вытерпел!..), в общем, демонстрировала свой непростой характер на каждом шагу. Но, наверное, без этого совершенно отвратительного характера Анна Павлова не была бы собой. Поэтому ей прощали всё. И правильно делали, ведь во время каждого выступления, каждого спектакля она переживала такой невероятный наплыв эмоций, ей просто необходимо было как-то «разряжаться», понятно, что «разрядку» приходилось терпеть самым близким.
Но ей повезло с близкими. Этой вздорной, капризной, но в глубине души одинокой, хрупкой и боязливой женщине неимоверно повезло с близкими людьми, которые понимали, что жить с гением- это их подарок и одновременно их крест. И они несли этот крест до конца.
Фильм этот действительно шедевр, ведь в съёмках в 1983 году участвовали актёры, режиссеры и продюсеры со всего мира! Например, Виктора Д'Андре играет знаменитый голливудский актёр Джеймс Фокс, а среди продюсеров мы можем найти не кого-нибудь, а самого Скорсезе, который, кстати, даже согласился сыграть в «Анне Павловой» небольшую эпизодическую роль. Очень радует то, что саму Анну Павлову играет русская актриса Галина Беляева, известная всем по главной роли в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», если бы «русскую душою» Павлову играла иностранка, ничего хорошего из этого не вышло бы.
Я очень долго откладывала просмотр этого фильма. Были причины:
Во-первых, мне не хотелось смотреть фильм-балет. Да, несмотря на мою страсть к этому искусству, я не хотела смотреть телевизионный балет. К счастью, оказалось, что это не балет, а именно художественный фильм с небольшими танцевальными вставками. Эти танцевальные вставки были интересны лично для меня тем, что они поставлены не по современным канонам балета, а именно так, как ставили их для Павловой Петипа и Фокин, такого сейчас нигде не увидишь.. Времена меняют и танец. Кстати, к слову, Галина Беляева, хоть и окончила балетное училище, на мой взгляд, идеальной балериной не является, но это уже мои придирки. Вообще же она очаровательна, очень хрупка и нежна, хотя иногда чрезмерно эмоциональна. Простим ей это, ведь таких моментов в фильме немного, а она изо всех сил старалась, ведь не каждый день приходится играть одну из величайших и знаменитейших женщин в мире.
Во-вторых, Анна Павлова как балерина меня разочаровала, когда я посмотрела запись одного из её выступлений. Движения не очень сложные, ноги у неё, скажем, не самые хорошие, да и поднимает она их не очень высоко (по нынешним канонам это почти стыдно). Поэтому сначала наступает ступор и разочарование... Потом понимаешь, что вся прелесть как раз в том, что, несмотря на все эти недостатки, взгляд оторвать невозможно. Анна Павлова была легка, хрупка (когда ей было под 50, она походила на хрупкую девушку лет двадцати... лебеди ведь не стареют), обаятельна. И она брала залы всего мира именно этим: «Танец - это ведь не техника. Танец - это душа». Я этого не понимала раньше.
Но сейчас я не жалею, что потратила время на просмотр. Фильм перевернул всё мое представление об этой женщине, он позволил окунуться в ту атмосферу, где рождался русский балет, он показал нам не балерину, а женщину, которую боялись и любили одновременно, которая любила и изводила одновременно.
Самая трогательная, пожалуй, в этом фильме - тема дружбы между Павловой и Фокиным. Я не знаю, была ли их дружба действительно такой нежной и трогательной, но в фильме эта сюжетная линия самая прекрасная, на мой взгляд. Нет смысла описывать и рассказывать: это надо видеть.
Тигриный характер Павловой вызвал у меня практически поросячий восторг, наверное потому, что сама я никогда бы не смогла говорить и поступать так, как она. Конечно, не всегда он ей помогал, приводил к комическим ситуациям, как с Сен-Сансом (насколько я знаю, такого в действительности не было, композитор лишь говорил: «Увидев, как госпожа Павлова танцует Лебедя, я понял, что написал прекрасную музыку»), но именно из-за стойкости своего характера она смогла сделать то, что сделала. Она не сдавалась никогда: ушла из труппы Дягилева, создала свою собственную, выручила Д'Андре из долговой тюрьмы, объездила весь мир, не исключая и мест, где шли войны, где распространялись страшные заболевания. Она привносила в жизнь несчастных и больных частичку божественного света своего танца, счастливым она дарила блаженство и ещё большее счастье. Она не оставила равнодушным никого. Кроме Смерти.
Наверное, не стоит судить по названию и ассоциациям и отказываться смотреть фильм только потому, что он «про балет», а вы этим не интересуетесь. Это не про балет, это про одну мятежную жизнь, про женщину, которая любила тюльпаны и одиночество, а вынуждена была слоняться по миру в постоянном окружении десятков людей, которые её совершенно не понимали.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.