Антарктическая повесть / Nankyoku monogatari
В начале 1958 года на японской антарктической базе «Сёва» было принято решение отправиться на материковую возвышенность Боттнутен с целью максимально точного определения её местоположения, высоты, а также геологического исследования местности. Три японских исследователя: профессор Департамента геофизики Университета Хоккайдо Аки́ра Усио́да, метеоролог из Университета Киото О́ти Кэндзи́ро и опытный альпинист Одза́ки Та́йтё решили осуществить экспедицию используя 15 ездовых собак. Из-за трудностей похода и начавшейся портиться погоды они вернулись позже запланированного срока. В это время японское исследовательское судно со сменной группой вынуждено было отправить самолёт за первой группой исследователей и забрать только людей. Собак оставили с недельным запасом пищи на базе «Сёва» дожидаться сменной группы. Но погодные условия, льды и повреждения судна не дали этого сделать и обе группы отправились в Японию. Акира Усиода безуспешно пытался уговорить начальство разрешить ему вернуться и забрать собак.
Всё гениальное просто
Вечные ценности остаются вечными. Преданность и доброта. Любовь и дружба. Они кочуют из сюжета в сюжет. И вдруг в суете дней появляется очередной рассказчик. Здесь это Корэёси Курахара. Чуть скупой на эмоции, как и все японцы. Романтик в глубине души, как и все режиссёры. Хотя, что может быть прозаичнее? Воля рока оставила ездовых собак на Южном полюсе. Оставила ждать и верить. Оставила погибать или бороться. Их хозяин не способен забыть это даже в житейской будничности. Со временем становится ясно, что играть с самим собой сложнее. Лучше вернуться и снова сыграть с природой. Жестокой, но красивой. Так поэт превращает прозу в стихи. А Курахара трагический некролог в возвышающую повесть. Он переводит сложные чувства на язык киноплёнки.
Боже, благослови времена, когда кино обходилось без спецэффектов! Времена без закулисного присутствия ещё одного повелителя клавиатуры. Мы видим льды и это льды. Операторы мёрзнут. Актёры невольно купаются в снегу. А режиссёр истошно пытается перекричать вой ветра. И ты проникаешься доверием к ним. Они не играют с тобой. Они позволяют играть самой Антарктике. Игра ветра и льда. Игра света и тени. Игра высоких гор и ледовых полей. И самая главная игра! Игра человека и природы.
Его картина разговаривает с нами волшебной музыкой Вангелиса. Это пение полярного сияния и искрящегося снега. Чувства его героев отражаются в зеркале Антарктики. Всё живое здесь ценно. И человек, и братья его меньшие равнозначны. В суровом великолепии полюса нет ничего наносного. Нет ничего того, чем столь отчаянно набивают квартиры горожане. Верно, это и есть та сила, что тянет сюда человека. Эта же сила, но уже именуемая красотой, завораживает. Она притягивает к экрану монументальностью и удерживает истиной. Истиной в последней инстанции. Только такая может существовать здесь.
Она не требует глубоких знаний или подготовки. Она проста, а потому понятна. Проста как музыка. Ею способен восхищаться и композитор, и мусорщик, и капитан, и матрос. Открытость и доступность - не это ли гений творчества? В итоге спасение собак становится и спасением собственной души. А жестокий южный континент немым укором слабости человеческой. При этом он же человека и возвеличивает. Это и конец, и начало всего живого.
Перед лицом стихии блёкнут объективы и гаснут софиты. Техника замерзает. Лишь человек и его верные друзья. Единственные, кто движется, кто живёт. Глупо приукрашивать. Перед лицом этого - всё становится лишним, нелепым. Чудо бытия объектив камеры способен испортить. А приумножить - нет. И Курахара не стал. Он осторожно фиксировал на камеру бытие. Без изысков. Правдиво. Так возвращаются после боя солдаты. Они возвращаются домой не в глаженом фраке. Они возвращаются домой в рубище.
8 из 10
Дюже слёзодавительное кино
Боже! Кто писал это описание фильма? Из фактов верен только один (с натяжкой) - действие происходит в 1957-м году. Это да.
Японская арктическая станция. Подходит к концу летняя экспедиция. Ей на смену должны привести полярников, которые проведут здесь зиму. «Летние» полярники подготавливают станцию к их прибытию и заодно привязывают собак цепями друг к другу ("Будет некрасиво, если они приедут, а собаки не привязаны»). Но тут происходит неожиданное. Выясняется, что на смену летней экспедиции никто не приедет, руководство решило закрыть станцию из-за плохих погодных условий. И чтобы пробиться к полярникам ледоколы потратили слишком много горючего. Так что даже не хватит вернуться на базу и умертвить всех собак, как предложил один из покорителей Антарктики. Японцы возвращаются домой и терзаются муками совести. А собаки умирают от голода и холода. Те, что не смогли вырваться из цепей. Те же, что сумели, пытаются выжить любыми способами в ледяной пустыне. Охотятся на чудом забредших сюда тюленей, тонут в трещинах, падают со скал...
Через полгода, когда заканчивается полярная зима, японцы всё-таки возвращаются на покинутую базу... Ну а дальше вы сами всё увидите.
Потрясающий фильм! Несмотря на кажущийся непрофессионализм в операторской работе (камера дёргается, часто напоминает любительскую съёмку), фильм наполнен шикарными кадрами, от которых дух захватывает. Сцена, когда собаки смотрели на южное сияние (переводчик почему-то назвал его северным), просто мозг сносит. Вроде и спецэффекты старенькие, и вроде видишь это невооружённым взглядом, а всё равно, дыхание останавливается.
Большую роль в успехе фильма сыграла музыка Вангелиса. Завораживает. Я даже не могу себе представить этот фильм с каким-либо другим музыкальным оформлением.
Ну и сама история. Честно признаюсь, несмотря на то, что я убеждённый кошатник, весь фильм еле сдерживал слёзы. Уж больно слёзодавительное кино у японцев получилось. Поклонникам «Белый Бим, чёрное ухо» и «Хатико» фильм обязательно понравится.
10 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.