На экраны вышел необычный фильм «Балканский рубеж» мало известного режиссера Андрея Волгина. Необычность картины заключается в том, что он безумно своевремен (не исключено, что к этой актуальности имеет отношение наше государство, финансировавшее проект).
Когда со всех сторон уже несколько лет подряд на Россию сыплются нелепые обвинения и то и дело предпринимаются попытки пересмотреть роль страны в мировых событиях, подобные фильмы расставляют все по своим местам.
Если же откинуть политику, то мы получили крепкий военный боевик, основанный на реальных событиях. Жесткий по кадрам, бескомпромиссный по сценарию, достоверный по погружению зрителя в атмосферу реальных боевых действий.
Фабула, как и обычно в экшнах, прямая и понятная всем категориям зрителей. Действие разворачивается во время известных событий в Косово. Конфликт хоть и локальный, но боль пострадавших от этой войны трогает любого живого человека, и не сопереживать героям невозможно.
На фоне тотальной бойни за аэропорт разворачивается трогательная история любви между командиром спецгруппы Шаталовым и девушкой Ясной, оказавшейся среди заложников у албанского полевого командира. И эта сюжетная линия как бы подпитывает жёсткий боевик чем-то человеческим, превращая его в захватывающую драму.
Вообще, плавное перетекание одного жанра в другой свойственно российским мастерам кино. Это едва ли ни единственный приём, которым наши владеют виртуозно и, пожалуй, даже лучше, чем Голливуд. А благодаря такому вольному обращению со стилистикой фильм становится глубже, ярче, многослойней.
Что еще в последние годы отлично удаётся российским режиссерам — так это делать картины, в которых номинальные герои выглядят совершенно не пафосно, и даже скромно. Так и в «Балканском рубеже»: спецгруппа Шаталова по сути спасает весь мир от новой разрушительной войны, но персонажи явно не лопаются от ненужного пафоса. Они просто очень хорошо делают своё дело, немного переживая душой за его итог. До смерти.
В общем, смотреть это, конечно же, нужно. Только настройтесь серьезно — жизнь выпрыгнет к вам с экрана с первых кадров. А она не всегда красивая: приготовьтесь к кадрам страшным. Но без них вы бы режиссеру не поверили.
8 из 10
Salegus13
Для современников череда Югославских войн — это, скорее, реликт, забытого прошлого, но для народов, проживающих на территории нынешних южнославянских государств, это трагедия, о которой не принято забывать. Помимо этого «пороховая бочка Европы» на тот момент стал чуть ли не «пороховой бочкой» для всего мира. Особенно это обострение проявилось во время Косовской войны, один из эпизодов которой лег в основу сюжета военной драмы «Балканский рубеж».
Синопсис 1999 года. После начала вооруженного конфликта на территории Косова и Метохии НАТО без разрешения ООН осуществляет массированную бомбардировку по территории Югославии. Для предотвращения эскалации конфликта российская спецгруппа получает приказ захватить и удерживать стратегически важный объект аэропорт Слатина до прихода сюда группы российских миротворцев для недопуска сил НАТО. Но этот аэропорт оказывается также важен для местного албанского полевого командира, готово вернуть его под свой контроль любой ценой.
Игра актёров Несмотря на штампованность поданных на экране образов, актеры весьма неплохо исполнили свои роли. Гоша Куценко исполнил роль командира группы, человека твердой закалки, который выполняет приказы не ради звезды, а просто понимает, зачем это нужно. Антон Пампушный сыграл роль бывшего командира группы Андрея Шаталова, предпочитающего вести отшельнический образ жизни после той ошибки, которую он совершил в прошлом. Честно говоря, в плане игры актеров я бы выделил сербскую половину. А именно, уже всеми любимого в российском кино Милоша Биковича в роли сотрудника югославской полиции и просто серба Вука, чью семью вырезали косовские боевики. А также легенду югославского кино Гойко Митич в роли начальника Горана, который, несмотря на национальные противоречия, остался одним из немногих, кто ко всем относился как к равному.
Режиссура Честно говоря, во время просмотра у меня сложилось впечатление, словно после отвратительно неудачной картины «Танцы насмерть» режиссеру Андрею Волгину намекнули на наличие скрытого таланта и необходимость направить его в нужное русло, что собственно, на мой взгляд, ему удалось. Многие потенциальные зрители ожидают увидеть излишнюю политизированность. Но в фильме участие России в урегулировании вооруженного конфликта в Косово подчеркивается как исторический факт, а не как навязанное мнение. Конечно, самый положительный момент, из-за которого режиссер заслуживает отдельной похвалы, это изображение в собирательном ключе всех основных ужасов, которые происходили во время Косовской войны: этнические чистки, похищения гражданских с целью изъятия донорских органов, отрезанные части тела жертв и многое другое. К сожалению, фильм не избежал тех нелепых эпизодов и ситуаций, которые вводили в ступор, как, например, албанский боевик, выскакивающий из машины перед боем и тут же нюхающий с рук кокаин, или прямое попадание РПГ в одного из героев, после которого тот отделывается лишь парою ссадин. Но, несмотря на эти нелепости, под режиссурой Андрея Волгина «Балканский рубеж» — получился сильной жанровой картиной без соплей и с по-настоящему напряженной атмосферой.
Сценарий Действие сюжета фильма начинается на территории Боснии и Герцеговины в 1995 году во время Боснийской войны, как спецгруппа под командованием Андрея Шаталова в составе сил НАТО выполняет задание по поимке военного преступника, но, поддавшись эмоциям из-за гибели боевого товарища, с треском проваливают его, потеряв право вернуться на родину. Спустя четыре года командование дает шанс членам группы исправить ошибку ценой захвата и удержания любым способом стратегически важного аэропорта Слатина, находящегося в центре самопровозглашенной «республики Косово». Параллельно развивается сюжетная линия молодой девушки и врача Ясны, которую после бомбардировки Белграда руководство направляет в больницу, расположенной прямо в Косово. К несчастью, героиня оказывается в числе заложников албанских боевиков, организовавших свой штаб прямо на территории аэропорта, куда была послана группа. Конечно же, все это приводит к ожесточенному столкновению.
Итог «Балканский рубеж» не стоит воспринимать как художественное кино с документальным подтекстом, поскольку официально эта операция до сих пор засекречена, и, возможно, вся история про спецгруппу — это чистая выдумка. Фильм, прежде всего, хорош тем, что он рассказывает о той человеческой трагедии, о которой просто забыли, хотя ее масштабы и последствия дают о себе знать до сих пор.
8 из 10
ars-projdakov