Берегись автомобиля
Эта удивительная история вполне может считаться фантастической. Скромный и застенчивый страховой агент, актер самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость.
Правда, для правосудия, представляемого актером того же театра, а в миру — следователем Подберезовиковым, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
- Фильм «Берегись автомобиля» стал первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссёр, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет - о человеке, который угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы» (под которыми подразумевались взяточничество, спекуляция, хищения и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Желая услышать историю из первых уст, Рязанов и Брагинский обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история эта целиком вымышлена: «Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике - Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное».
- В главной роли Рязанов и Брагинский с самого начала видели Юрия Никулина и сценарий писали на него (когда выяснилось, что Никулин отбывает с цирком на длительные зарубежные гастроли, возникла и кандидатура Иннокентия Смоктуновского, но актёр в это время снимался в «Гамлете»). Однако председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий - из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины.
- Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть, которая была опубликована и получила хорошую прессу, - за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро». Но на сей раз от предложения отказался Юрий Никулин: «У меня ощущение, что я это уже сыграл». Поиски «исполнителя со странностями» вновь привели Рязанова и Брагинского к Иннокентию Смоктуновскому.
- Премьера «Берегись автомобиля» состоялась в мае 1966 года; в прокате этого года фильм занял 11 место - 29 млн зрителей.
- В этом фильме Деточкин (Смоктуновский) играет Гамлета в самодеятельности. Примечательно, что Иннокентий Смоктуновский к тому времени уже сыграл Гамлета в фильме Г. Козинцева. В фильме «Берегись автомобиля» его герой говорит Подберёзовикову о будущем спектакле «Гамлет»: «Такая роль один раз в жизни выпадает».
- По воспоминаниям Ольги Аросевой, ей действительно пришлось водить по улицам Москвы троллейбус (для чего она прошла курсы водителей троллейбуса), причём пришлось выехать на маршрут, и пассажиры в троллейбусе были настоящими, а не массовкой.
- Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с акцентом, в фильмах всегда дублируют русскоговорящие актёры. В сцене передачи денег за «Волгу», он разговаривает с Деточкиным и считает деньги по-литовски своим голосом.
- В кабинете следователя Подберёзовикова на стене висит портрет Станиславского, вместо традиционного портрета Дзержинского.
- В фильме актер Евгений Евстигнеев играет режиссера самодеятельного театра, а Олег Ефремов - актера этого театра. В жизни все было наоборот актер Евстигнеев играл в театре, режиссером которого был Ефремов.
Свободу Юрию Деточкину!
Первый советский детектив. Примерно так принято называть этот черно-белый фильм классика советского кино Эльдара Рязанова. Хотя, честно говоря, детективом «Берегись автомобиля» назвать очень сложно в классическом определении данного жанра. Ну, какой еще детектив вы будете смотреть с уморительной улыбкой на лице, симпатизируя при этом как «злодею», так и блюстителю закона?
Фильм прямо-таки излучает положительную энергию от начала до самых финальных титров. Где еще можно увидеть серийного угонщика машин, неразлучного с томиком Шекспира или строгого следователя играющего по вечерам в народном театре.
В городе орудует профессиональный угонщик автомобилей. Автомобили пропадают у вполне благополучных советских граждан. Странно, но отступая от законов детективного жанра, режиссер уже в самом начале раскрывает имя угонщика. Им оказывается вполне положительный персонаж из страховой конторы по имени Юрий Деточкин, в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Следователю Максиму Подберезовикову (Олег Ефремов) поручено заняться расследованием этой дерзкой серии преступлений.
Совершенно невероятным образом эти два таких разных, но в то же время таких похожих человека встречаются на сцене того самого самодеятельного театра. У них общая любовь к театру, и у обоих обостренное чувство справедливости. Один ловит преступников, в то время как другой вершит социальную справедливость очень оригинальным способом. Только придет время и их пути дорожки пересекутся. Моральная дилемма: дружба или закон постает перед обоими героями.
Такого положительного злодея еще стоит поискать в советском и даже мировом кино. Детектив, граничащий с поучительной комедией - это совсем отдельный жанр. Надо ли говорить, что закон, конечно, же, восторжествовал. Хотя симпатии зрителя, безусловно, на стороне оправдательного приговора.
Отдельно стоит отметить безупречную актерскую игру исполнителей главных ролей, уверенную режиссуру, а также уморительные сцены погони и судебного заседания.
Предельно положительная то ли комедия, то ли детектив, то ли драма. Прекрасные актеры Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Анатолий Папанов и Андрей Миронов - настоящие звезды советского кино снялись у классика советского кино Эльдара Рязанова. На выходе получился продукт, радующий и поднимающий настроение вот уже более 40 лет не одному поколению зрителей. Современным фильмам можно пожелать сохранить лет через 10, хотя бы малую часть той зрительской любви, что имеет фильм, разменявший вот уже пятый десяток лет.
Нестареющая классика.
orange3005
Перед нами весьма необычная комедия, ничуть не напоминающая фильмы Гайдая. У Леонида Иовича все комедии - комедии положений, от «Самогонщиков» до «Вождя краснокожих». Сейчас мы имеем дело скорее не с комедией в чистом виде, а с драмой. Причем очень нестандартной - с элементами комедии и детектива.
Деточкина мог сыграть Ю. Никулин. Слава Богу, что этого не случилось. В таком фильме чисто комедийный актёр только всё завалит. Там, где сюжет близок к драме, комедийного актера на главную роль лучше не брать. А вот Смоктуновский для такой роли подходит идеально. Насколько я знаю, он не снимался в комедиях. «Девять дней одного года», «До будущей весны», «Неотправленное письмо», «Преступление и наказание», «Первая любовь», «Дядя Ваня» и, конечно же, «Гамлет» - всё это драмы. Так что Деточкин - его роль, и только его.
А теперь о фильме. Следователь Подберёзовиков ведёт дела по угону машин, а в свободное от работы время играет в самодеятельности. В том же самом театре играет страховой агент Деточкин. Таким образом, следователь изначально знаком с угонщиком. Но ему и голову не приходит, что Юрий Иванович и есть тот, кого он ищет. Вся милиция уже обыскалась злостного угонщика, а он никуда не прячется и свободно разгуливает под носом у следователя, пользуясь его полным доверием. Ведь даже после истории с капканом Максим отмёл мысль о том, что его приятель и есть тот самый вор. К тому же весьма ловкий.
Надо сказать, что Подберезовиков честно признается: преступник очень талантлив. Человек с заурядным умом просто не додумается угнать машину из цельнометаллического гаража при помощи автокрана. Юрий Иванович, поняв, что из гаража машину не вынуть, а днём не угнать, просто снимает гараж автокраном. Только они двое - Деточкин и Максим - могли до этого дойти. Уже подобная ситуация говорит о том, что они стоят друг друга.
Лишь случайно Максим узнает правду. Но и теперь он не использует постановление об аресте. Не может предать друга, кем бы тот ни был. «Дружба дружбой, а служба службой» - это правило применимо к кому угодно, но не к Максиму. Поколебавшись, он сам нарушает закон. Предоставляя Деточкину шанс отвертеться от правосудия, возможность прийти с повинной добровольно, ведь это было бы лучше, чем ждать, когда его поймают. Да и наказание не было бы таким суровым. Но Юрий Иванович отказывается.
А теперь подумайте: много ли на свете людей, способных ради дружбы совершить фактически должностное преступление, как это сделал Подберезовиков? Многие ли будут сомневаться, имея на руках столь вески доказательства? Как же нужно ценить человека, чтобы ради него рискнуть всем - работой, репутацией!
За психологическую комедию-драму, за такую постановку вопроса - что важнее: дружба или служба? - за прекрасную игру актеров -
9 из 10
Дейдара-92
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.