Бесчестье / Disgrace
Спокойная, размеренная и уравновешенная жизнь институтского профессора преподающего литературу рушиться в один миг из-за того, что он, поддавшись своей слабости и страсти, переспал со своей ученицей. Об этом происшествии становится известно деканату, где принимается решение его уволить. Он остается без работы, без поддержки, без уважения и какого-либо сострадания со стороны друзей. Все обрушившееся на голову этого человека из-за одного проступка и оставляет его у обочины жизни. Как жить дальше? Чего ожидать от жизни? И что там впереди? Неизвестность и неопределенность пугает, но нужно жить и бороться за свое существование, ведь не все можно отобрать у человека, у него всегда останется гордость и вера в себя и свои силы. © tvcok.ru
- Фильм снят по мотивам романа Дж. М. Кутзее «Бесчестье» (Disgrace, 1999).
Кинофестиваль «34-й МКФ в Торонто 2008»
Победитель в номинации: Приз кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Фильм повествует о жизненном пути университетского профессора литературы. Вступив в связь со своей студенткой, он теряет работу, друзей, положение в обществе. Это попытка передать духовный опыт человека, теряющего прошлое, будущее, надежды и упования - все, кроме чувства собственного достоинства.
Это шанс переосмыслить наш мир - с ним можно ладить только тогда, когда ты ему повинуешься: боишься сделать шаг в сторону и поднять руку, если тебя не спрашивают. Иначе тебя ждет бесчестье, а твоя жизнь будет не в радость.
Об изменчивости чести и достоинства
Всегда достаточно занятно, может, и полезно в какой-то степени, если удается утоптать почву под ногами, когда кинематограф берется за экранизацию очень тонких и сложных литературных творений, тех, что получили широкое признание в лице эрудированной публики, закрепляя за собой некоторые выдающиеся награды. Английская литература, также как и кинематограф, уже давно занимает особое в мире место, и Джон Максвелл Кутзее является тому доказательством. Написанный им роман «Бесчестье» в 1999 году был удостоен Букеровской премии, одной из наиболее престижных английских литературных премий. Это была вторая Букеровская премия для писателя, критика и лингвиста, который спустя 4 года уже получил широкую известность в Швеции, став лауреатом Нобелевской премии. Эти факты всегда свидетельствуют за то, что когда кинематограф обращается к экранизации произведений подобного рода авторов, это явно не стоит пропускать тем, кто все же сумел вовлечь себя в тесную связь литературного и кинематографического творчеств.
Профессор Дэвид Лури - конченный романтик, пропитанный собственной верой в идеологию романтизма до мозга костей, всячески помешанный на творчестве Байрона. Плывя по течению собственного чувственного расположения в свои 52 года, он целиком окунается в атмосферу бесконечной любовной страсти. Считая, что он честен по отношению к себе тем, что разумно следует своим природным инстинктам, он не видит обратную сторону всего свершаемого им. Все немного меняется, когда в очередной раз «влюбляется» в одну из своих студенток. Об отношениях с которой вскоре становится известно, и он уходит из университета, благодаря жизнь за то, что обогатила его очередным опытом, рассматривая все случившиеся как неоценимую пользу, которая наступила в качестве обычного для него последствия из не менее обычного действия. Иначе говоря, действий без последствий не бывает, вот только его восприятие подобного коренным образом отличается от восприятий любого другого человека. То есть, среднестатистический человек в такой ситуации скорее скажет себе «спать со студентками нехорошо!», но Дэвид смотрит на ситуацию иначе, расценивая все случившееся, первое время, как нечто, что вышло из под его контроля, но что вовсе не меняет сущности всего происходящего и сущности его самого.
Прелесть, а может и ужас, подобных фильмов заключается в том, что они не стремятся сделать некий свой персональный вывод на взгляд той или иной проблемы. Они просто хотят вывести ту формулу порой тупиковой ситуации, в которую иногда забредает человеческий рассудок, становясь ее пленником в связи с тем, что выходом в такой ситуации воспользоваться крайне трудно, и не потому, что в пустом помещении в стенах не сделаны двери с табличкой «Выход», а потому, что само помещение еще даже толком и не существует. Иными словами, как-то недавно наводил себя на мысль о той часто повторяемой однообразности кинематографа, когда герои фильмов проходят через гущу проблематичных событий и в конечном итоге обязаны найти им решение. Печальное в этом то, что большинство фильмов о том, как найти выход из сложившейся ситуации, и мало фильмов о том, как не прибегать к появлению подобной ситуации. Данный роман тем и хорош, что, посмотрев его, я верю, что человек хорошенько задумается, прежде чем встать на тот путь, будущий маршрут которого до конца не ясен.
Малкович хорош. Как и всегда, когда задействует себя в серьезных проектах, а не в тех, что он порой снимается ради разнообразия списка собственной фильмографии. Пускай Малкович он и в Африке Малкович, тем не менее задумчивый вид, взирающий каждый очередной парадокс нашей реальности, всегда был и будет пользоваться спросом в кино. Он, если хотите, все тот же персонаж Бардема в недавно вышедшей комедии Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», сходств между двумя фильмами в какой-то мере много, хотя и по существу оно лишь одно. Всеми ими движет романтизм, ему вечная преданность и невозможность видения своего существования без бурной чувственной подоплеки. Но не стоит думать, что фильмы одинаковы. За «Бесчестье» говорит его название, поскольку фильм все-таки нацелен на то, чтобы унизить веру в постоянную смену чувств, а от того и сексуальных партнеров и всего прочего.
Дэвид в итоге все же понимает, что был не прав, когда и него самого касается высказывание Аристотеля «Честь - это награда, присуждаемая за добродетель...», тем самым поднимая другой немаловажный вопрос. Зачем человек порой сожалеет о содеянном, если сможет совершить это вновь? Несмотря на некоторые противоборства на личностном уровне. Но здесь играет неизбежность, заклющающаяся в том, что вряд ли человек в свои 52 года способен убежать от себя, а от того можно лишь осознать, что настал тот жизненный период, когда пора бы заняться переосознанием.
Имея представления о невыдающейся стороне жизни общества, могу смело заявить, что фильм для женщин - дабы сформировать их четкие претензии к мужскому полу и осознать их суть (претензий), и фильм для мужчин, желающих немного поразмыслить над собственным мироустройством. Мужские природные инстинкты, следуя которым, одни видят честность, и что с ними делать, как ими управлять, если это в состоянии приводить к последствиям имеющим далеко не радушный характер для всех их участников, в чем уже видится бесчестье. Иными словами, «Бесчестье» - кино о том, что из себя представляет соотношение природы человека и понятия чести, если связывать их воедино.
Можно ненавидеть подобные фильмы, но приходится признавать, что все они олицетворяют собой реальность. Как можно сделать аборт, забеременев в результате изнасилования (от трех мужчин одновременно, являясь лесбиянкой), если, являясь хорошей женщиной, ты любишь детей, а потому не можешь избавиться от ребенка в своей утробе? Как может отец помочь своему ребенку, когда у обоих в сложившейся ситуации разное видение чести, которой они изо всех сил пытаются придерживаться? Когда отец за то, чтобы найти и наказать плохих парней, а дочь нет, и лишь потому, что они не плохие (см. раздел «нет плохих людей, есть люди, которым просто не повезло, а оттого их трудно понять»), а также потому, что ей среди них еще предстоит долгое время жить. А потому думайте, прежде чем что-либо сделать, поскольку, когда сделаете нечто необдуманное, обратного, честного во всех отношениях пути назад может и не быть вовсе. Можно ответить на вопрос, как изменился мир спустя столетия? - Сложнее стало верить в правдивость слов о том, что в любой ситуации всегда есть выход. Кстати, это также ответ на не менее печальный вопрос о том, почему с каждым годом растет количество самоубийств.
«Бесчестье» - кино, которое смотришь с интересом, поскольку интересуешься тем, к чему приведут суждения и поступки его главного героя.
10 из 10
ClassicCriminal
Дэвид Лури - стареющий профессор университета, абсолютно неоднозначный в зрительской оценке центральный персонаж фильма «Бесчестье», он жалок в своем жизненном бессилии и нежелании менять текущий ход инертного скольжения по избранному им пути эгоистичного существования. Лури безнадежно порочен в испытываемых желаниях, он прекрасно осознает высокую степень своего одиночества и при удобном случае старается не упускать возможность близкого знакомства с молодыми девушками, совершенно не задумываясь о пагубных последствиях совершаемых поступков. Соблазняя юную чернокожую студентку и ввергая ее в состояние полного душевного смятения своими навязчивыми попытками завязать продолжительные отношения, Дэвид еще не понимает, что именно с этого момента его сокрушительное падение как личности начнет приобретать катастрофические черты.
Любовная интрижка становится достоянием гласности и, лишившись в результате громкого скандала преподавательской должности, Лури решает начать жизнь с нового листа, перебираясь к своей дочери на маленькую ферму, расположенную где-то на бескрайних просторах постапартеидной Южно-Африканской республики. Именно здесь в напряженной, тягучей атмосфере скрытой ненависти со стороны чернокожего населения к белым и начинают разворачиваться основные события картины. Убежать от нелицеприятного прошлого, лишь изменив место своего географического пребывания, у Лури не получается. И словно кара за совершенные грехи, причиненные другим людям, страдания бумерангом возвращаются обратно к Дэвиду, безжалостно ломая его слабовольный характер. Трое местных оборванцев насилуют дочь, а самого Лури подвергают жестоким физическим мучениям.
Найти понимание своей личной трагедии в стране, не так давно пережившей бесчеловечное проявление расовой дискриминации, виновниками которой были белокожие граждане ЮАР, - занятие практически бесперспективное, и Дэвиду предстоит это понять и принять как должное, когда он пытается совершить единственно достойный поступок в своей никудышной жизни - добиться наказания для преступников. Отчуждение дочери, с которой Дэвид неумело пытается заново построить доверительные взаимоотношения, неприязнь и агрессия со стороны окружающего внешнего мира кардинальным образом начинают менять эгоцентричное мировоззрение Лури, предоставляя ему последний шанс стать кому-то нужным и остаться честным перед собственной совестью.
В своем содержании фильм «Бесчестье» представляет собой историю последовательно раскрываемых режиссером сложных морально-психологических трансформаций, происходящих в сознании человека, утратившего чувство собственного достоинства и уже не способного эффективно воздействовать на происходящие вокруг него критические события. Преодолевая шаг за шагом преподносимые судьбой тяжелые испытания, Дэвид Лури, конечно же, не приобретет ореол героя, сумевшего в сложных жизненных ситуациях за короткий срок воспитать в себе достойные качества человеческого характера. Но трагические потрясения, следующие одно за другим, оказываются вплетены в бессвязные линии жизни героя как шанс достижения им духовного очищения, к которому Лури в конце концов начинает стремиться, как возможность переосмыслить совершенные ошибки и получить долгожданное прощение.
Джон Малкович блестяще исполнил свою роль, и, отдавая должное качественной режиссуре Стива Джейкобса и выразительной операторской работе Стива Арнольда, можно смело утверждать, что именно артистическое мастерство Малковича является определяющим фактором максимально реалистичного восприятия со стороны зрительской аудитории предлагаемой ей к просмотру истории. Фильм по всему хронометражу насыщен тщательно проработанными диалогами, в которых театральный талант актера вызывает неподдельное восхищение, а применяемая оператором съемка крупными и средними планами позволяет с интересом наблюдать весь спектр эмоций, последовательно находящих свое отображение на лице главного героя. Страх, боль, смятение и, наконец, раскаяние - калейдоскоп чувств, которые, благодаря яркой харизматичности и актерской самоотдаче Джона Малковича, проецируются на экран и следом в сознание зрителя и силой своего проявления вызывают неизбежный эффект искреннего сопереживания.
Несмотря на то, что «Бесчестье» - это фильм, построенный в основном на диалогах и монологах героев, упрекнуть сюжет в слабой динамике невозможно. Картина богата событийным разнообразием, душевные муки героя, пребывающего в неакцентированных поисках своего места в жизни, раскрываются на фоне показываемых режиссером в разных социологических ракурсах особенностей субкультуры местного населения - как белого, так и черного. А неизбежно возникающие проблемы во взаимопонимании между различными расовыми группами граждан одного государства пунктиром прочерчены Стивом Джейкобсом сквозь основную сюжетную линию работы, позволяя понять и осмыслить мотивацию всех негативных поступков ряда действующих персонажей.
Однако главный посыл фильма определить достаточно легко и его важное значение переоценить невозможно. Он заложен в области определяющих существование каждого человека элементарных общечеловеческих ценностей, в которых главный герой картины перестал ориентироваться на поздних рубежах своей жизни. И для того чтобы понять свершенные ошибки Дэвиду Лури пришлось заплатить слишком высокую цену.
SuRRender
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.