Бильярдист / The Hustler
Бильярдист Эдди Фелсон по прозвищу Фаст действовал просто: сначала он позволял противнику выигрывать, потом взвинчивал ставки и буквально раздевал соперника до нитки. В Нью-Йорке произошел легендарный поединок: Фаст бросил вызов Толстяку Миннесоте…
Фильм второй: Цвет денег (1986 г.)
- В сцене, когда Быстрый Эдди готовится к поединку с Толстяком Миннесотой, его менеджер садится напротив плаката с изображением Уилли Москони, 14-кратным чемпионом мира по бильярду (с 1941 по 1957 г. г.). Через 10 минут будет камео этого самого Москони.
- Вместо Ньюмана в фильме могли сыграть Клифф Робертсон и Джек Леммон.
- В роли бармена снялся знаменитый боксер Джэйк ЛаМотта.
- Фильм занимает 6-е место в списке 10 лучших фильмов в «спортивном» жанре, опубликованном Американским киноинститутом.
- Все бильярдные удары Ньюман и Джекки Глисон делают сами. За исключением одного - когда биток отправляет два шара в один и тот же карман.
Оскар, 1962 год
Победитель:
Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Пол Ньюман)
Лучшая женская роль (Пайпер Лори)
Лучшая мужская роль второго плана (Джордж К. Скотт)
Лучшая мужская роль второго плана (Джекки Глисон)
Лучший режиссер (Роберт Россен)
Лучший адаптированный сценарий
Золотой глобус, 1962 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (драма) (Пол Ньюман)
Лучшая мужская роль второго плана (Джекки Глисон)
Лучшая мужская роль второго плана (Джордж К. Скотт)
Британская академия, 1962 год
Победитель:
Лучший фильм
Лучший иностранный актер (Пол Ньюман)
Номинации: Лучшая иностранная актриса (Пайпер Лори)
Игра вне бильярдного стола
Название картины Роберта Россена «The Hastler», на русский язык можно перевести по-разному: «Мошенник», «Игрок-бильярдист», «Катала», «Король бильярда», «Профессиональный бильярдист» и даже просто «Игрок». Скорее, термин «hastler» - это жаргонное выражение, соответствующее понятиям «шустрила» или «жучок» в игорном словаре. То есть, это человек, который, скрывая свои профессиональные качества в игре, даёт противнику фору в первых партиях, а после, играя на азарте и подначивая поднять ставки, оставляет своего противника без последней монеты. Такие игроки опасны для простых любителей, но там, где можно выиграть неплохую сумму денег, случайно можно и встретить такого профессионального игрока. Главное же - понять, что представляет собой твой противник ещё до того, как твои карманы будут пусты.
Фильм Россена как раз и начинается с таких кадров, где простой на вид парень в исполнении Пола Ньюмана ловко, на спор, выигрывает благодаря своему мастерству неплохие деньги в тихом бильярдном зале. Под эффектные удары бильярдных шаров и звучании музыки, соответствующей азарту игры за столом, покрытым зелёным сукном, режиссёр, так заманчиво, будто сам предлагает сыграть с ним партию в бильярд уже в начале своей картины. Стараясь придать шик бильярдной игры в зажженных сигаретах, стаканах виски или скотча, в манящем свете, плавно ложащимся на зелёное сукно бильярдного стола, он, как волшебник, демонстрирует впечатляющие удары кия по шарам, так изыскано прыгающим в лузы.
Но для движущей силы картины, а точнее для более глубокого погружения в азарт игры, недостаточно одних манящих планов, эффектных кадров и соударений шаров, словно полирующих гладкость стола, вынося при этом на обозрение ловкость и точность, граничащую с мастерством. Нужен сам виртуозный игрок, король бильярдного стола, профессиональный актёр, твёрдо держащий кий, вокруг которого и будет закручиваться весь сюжет азартной игры, и Россен, словно зритель за стойкой бара, сразу, тыча пальцем, показывает нам его - Эдди Фелсона.
Быстрый Эдди молод и решителен. Превосходно владея кием, он уверен, что ему нет равных и готов сорвать большой куш своим мастерством. Ловко обчищая карманы любителей бильярда, и зарабатывая этим на жизнь, Фелсон мнит из себя настоящего профессионала и с гордым видом под слегка издевательскую улыбку, он без раздумий бросается в игру с заслуженным мастером-бильярдистом Толстяком из Миннесоты, Но пытаясь доказать своё превосходство, Эдди забывает, что одних профессиональных качеств игры мало...
Быстро насытившись азартной игрой, режиссёр больше переключается на самого Эдди, и нет уже ни красивых ударов шаров, ни зелёного сукна, и не слышен слабый звук натирания кия специальным мелом. Трансформируя профессионального игрока в обычного молодого парня, не имеющего на руках ничего, кроме элегантного кия в красивом кожаном футляре и потёртой сумки, Россен грамотно раскрывает обратную сторону обыденной жизни, где король зелёного сукна в один миг превращается в жалкого отшельника, которому даже негде переночевать.
Эдди одинок, он живёт одним днём, и может, уже завтра он будет спать в канаве, а может, виртуозно крутя кием вынимать из карманов толстяков приличные деньги. Но двойственность, потерянность и поиски собственного места, как за бильярдным столом, так и по другую сторону, ни к чему хорошему не приведут, если только не разобраться в себе самом, и тут на помощь приходит то самое трепетное, внезапное и одурманивающее...
Любовь, как млечный путь в сознании личности, направляет Эдди на раскрытие своей сущности, своего места в этом бескрайнем мире. Допуская ошибки и горько за них расплачиваясь, Фелсон, не боясь, принимает решающие действия, и горькие слёзы на щеках ещё долго не высохнут, ведь вдали от бильярдного стола, жестокое стечение обстоятельств и удары судьбы, и являются настоящими учителями профессиональной игры, той игры, которая зовётся жизнью.
Грамотно не переключаясь только на бильярд, режиссёр тонко демонстрирует свою картину и как живую драму. Затрагивая сложные вопросы судьбы, и чуть ли не детально анализируя быстрого Эдди, Роберт Россен, изначально только подкупает зрителя на азартную игру, а, по сути, она является только фоном для главного персонажа, неким вспомогательным инструментом.
Но и без отличной игры Пола Ньюмана в роли виртуозного игрока, и других актёров второго плана, так гармонично и ярко влившихся в свои образы, картина, при всём старании режиссёра, не получилась бы такой впечатляющей и интригующей. И ведь не зря, что Мартин Скорсезе для своей картины «Цвет денег», снова решил прибегнуть к такому интересному и эмоциональному персонажу, как Эдди Фелсон - самому настоящему профессиональному игроку в бильярд.
Leonard
Наверняка все слышали и смотрели фильм Мартина Скорсезе «Цвет денег», но сейчас мало кто помнит, что фильм, по сути, является сиквелом другого не менее знаменитого фильма - «Король бильярда» (хотя оригинальное название «The Hustler» можно перевести на русский язык по разному).
Данный фильм - это история Эдди Фелсона, прозванного «Быстрым Эдди», ловкого игрока в бильярд. Эдди играет как виртуоз, но, по сути, он «мелкий игрок». Он легко может заехать в мелкую забегаловку, где есть стол для игры в пул и «развести» неопытных игроков. Но Эдди жаждет большой игры и находит ее. Сутки играв в пул с «Толстяком из Миннесоты», одним из авторитетов в игре в пул, Эдди все же проигрывает и проигрывает, не потому, что он плохо играет, а проигрывает, потому, что в нутрии он «неудачник». Построение сюжета не делает лишь акцент на игре в бильярд, но и раскрывает характер Эдди. Когда он играет, мы видим одну его сторону, но в фильме есть и другая сторона Эдди. Его отношения с Сарой Паккард, женщиной с которой Эдди случайно познакомился и к которой у него возникли чувства. Но ни Эдди, ни Сара не могут быть счастливы, так как они оба неудачника по жизни. Но все же именно отношения с Сарой, позволили ему переосмыслить свое существование. И по ходу фильма зрителю придется решить кто же на самом деле Эдди Фелсон - грубый, беспринципный эгоист или запутавшийся в жизни человек.
Наверное, решение режиссера снимать черно-белый фильм, хотя можно было поставить цветную картину, кому-то покажется слишком экстремальным. Все-таки зеленое сукно бильярдного стола, шары для игры в пул и прочие немаловажные детали в цвете смотрелись бы привлекательней, но именно в черно-белой гамме есть своя прелесть.
Очень отличные исполнения ролей в фильме показывают все задействованные актеры. Отличная игра молодого Пола Ньюмана, на которого приятно вообще всегда смотреть.
Фильм очень успешно прошел в прокате и пользовался успехом у критиков и киноспециалистов. В активе фильма 2 премии «Оскар» за работу оператора в черно-белых фильмах и работу художника-постановщика для черно-белых фильмов и 7 номинаций (фильм, мужская роль (Пол Ньюман), женская роль (Пайпер Лори), мужская роль второго плана (Джеки Глисон), мужская роль второго плана (Джордж К. Скотт), режиссер (Роберт Россен), адаптированный сценарий).
oscar75
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.