Французский кинематограф в последнее время раскручивает маховик производства воистину качественных фильмов. Искушенный зритель возразит, что французы всегда отменно снимали кино, однако сейчас мы наблюдаем именно нарастающий поток самобытных картин, отследить которые становится уже делом проблематичным. Тем не менее, тот факт, что картина «Блестяще» практически (может быть пока?) не известна отечественному зрителю, вызывает легкое недоумение, и даже сетование на трудности перевода неординарных диалогов, которыми изобилует фильм, не может быть оправданием игнорирования его прокатчиками: во Франции в прокате фильм собрал намного более 1 миллиона зрителей, еще около полмиллиона в соседних с ней странах.
По теме: острый конфликт в начале фильма между профессором Сорбонны и студенткой-первокурсницей сеет зерно, сначала раздора, а затем — сближения двух неординарных личностей, хранителя традиционной французской культуры, жесткого консерватора из вымирающего поколения неконформистов старой школы, Пьера Мазара и представительницы третьей волны эмиграции из Северной Африки, типичной девушки из неблагополучных парижских пригородов Нейлы Салах. Стальная рука старой школы, динозавр просторных лекционных залов Парижского университета, одинокий в своей самобытности профессор против молодой, кипящей, находящейся на перепутье представительницы «потерянного поколения» арабских эмигрантов, несущей штамп легко узнаваемой молодежной субкультуры. Как примирить эти два разных мира, как заставить их существовать? Блестящий ответ на этот вопрос и дает картина.
Это фильм не о какой-то глупой «толерантности», про нее пусть рассуждают телевизионные и фейсбучные пропагандисты, это фильм о мучительном поиске стабильной основы для нормальных человеческих отношений между двумя разными мирами. А стабильная основа — это традиционный цивилизационный путь, по нему шли когда-то римляне, его взял за основу и профессор. Путь тернистый, под силу лишь сильному духом.
Это кино не игровое, оно драматически-саркастичное, с четким построением сценария и достаточно предсказуемое по мере продвижения к финалу. Скучать, однако, не приходится, сценарист проявил доброту к зрителю и насытил развитие интриги необычными ходами, неожиданными деталями и опять же блестящими репликами. Фильм надо смотреть или с качественными субтитрами, или с «советским» дубляжом, иначе эффект присутствия совсем не гарантируется.
Крайне рекомендуется к просмотру.
10 из 10
lardini_please