Больше чем мед / More Than Honey
Документальный фильм о жизни пчел, об их загадочной массовой гибели в последние годы по всему миру, об опасностях, которые несет им сегодняшняя цивилизация, и о том неоценимом вкладе, который они вносят в обеспечение человечества продовольствием, участвуя в опылении сельхозкультур. Автор фильма берет интервью у ученых и описывает уникальное устройство пчелиной жизни, заглянув в самые укромные уголки улья и в неповторимый образ жизни пчел.
Кинопремия «63-я церемония вручения премии Немецкой киноакадемии Лола 2013»
Победитель в номинации: Лучший документальный фильм
Номинации: Лучший монтаж
Кинопремия «15-я церемония вручения Швейцарской кинопремии»
Победитель в номинации:
Лучший документальный фильм
Лучший саундтрек
По иронии судьбы признанный швейцарский кинематографист Маркус Имхоф, всегда работавший преимущественно в художественном кино, долгое время бы неизвестен нашему зрителю. И только недавно благодаря его документальной картине «Больше чем мёд», прокатившейся по ряду российских кинофестивалей, режиссера наконец-то заметили отечественные киноманы. А между тем Имхоф в своей стране режиссер культовый. Его картина «Das Boot ist voll», собрав целую кипу призов на Берлинаре-81, была номинирована на «Оскар» в категории лучший иностранный фильм года, но проиграла работе венгерца Иштвана Сабо «Мефисто». Вот и новую ленту Имхофа Швейцария выдвинула на соискании награды самой престижной американской кинопремии.
«More Than Honey» не просто научно-популярный опус о производстве сладкого нектара. Это произведение кривое зеркало нынешней мировой рыночной экономики, которая благодаря огромным межконтинентальным корпорациям превратилась в машину по выкачиванию ресурсов из земли. Имхоф ярый противник глобализации. На примере изменения технологического процесса добычи меда, он показывает, как капиталистическая жажда наживы и антигуманное отношение к труду вытесняет малое предпринимательство.
Такой подход в пчеловодстве влечет за собой ухудшение качества изготовляемого продукта и гибель огромной популяции пчел. Причем данная схема производства используется не только при изготовлении меда. Все мировые бренды от Макдональдса до Кока-колы используют самую дешевую рабочую силу и увеличивают обороты производства за счет уменьшения себестоимости продукта всеми возможными способами.
Фильм Имхофа подкупает своей кажущейся простотой. Залитые солнечным светом пасеки. Великолепная природа. В первые несколько минут, зрителя посещает мысль, что это стандартная документальная лента, снятая для канала Animal Planet. Но ближе к концу, фильм начинает пестрить аллюзиями на современное общество потребления, заставляя смотрящего человека переживать за судьбы эксплуатируемых пчел.
Кроме того, эта работа швейцарца интересна не только повествовательной структурой. Имхоф также замечательно работает и с визуальной формой. Насыщенность цветовой гаммы, а также использование макросъёмки добавляет фильму зрелищности. Собственно некоторые моменты картины напоминают великолепную французскую ленту «Микрокосмос», которая, по мнению многих кинокритиков, считается одним из самых живописных произведений двадцатого века.
«More Than Honey» удивительно красивый фильм, рассказывающий далеко не о самых красивых вещах и оставляющий горькое послевкусие. После его просмотра понимаешь, что ложка дегтя в действительности может испортить бочку меда.
SunMan24
Лучше, чем люди
Выдвиженец от Швейцарии на иноязычный «Оскар»
Неигровая картина 70-летнего швейцарского режиссёра Маркуса Имхофа - элегическое кино больше чем о пчелах. Имхоф начинает рассказ от первого лица, совершая экскурс в далёкое прошлое, во времена, когда жили его предки. Оказывается, прадед Имхофа держал полторы сотни ульев и даже сам рисовал этикетки для банок с мёдом, но не выдержал конкуренции со стороны крупного предпринимательства и разорился. Зато успел передать любовь к этому ремеслу своему сыну, а тот внуку, поэтому выбор темы для режиссёра оказался совсем не случайным. Рискну утверждать, что Имхоф снял фильм-завещание, в котором преодолел ограничения научно-популярного жанра. Больше того, набрал объем философского кино, где не просто порассуждал о предмете своей давней любви, но ещё и о перспективах развития нашей цивилизации, будто рассматривая их через призму янтарной капельки мёда.
Фильм не только раскрывает и показывает особенности жизни этих насекомых, но и иллюстрирует известную сентенцию Ивана Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё - вот наша задача», которую человек взял на вооружение, сделав заложницей «прогресса». В картине отчётливо просматривается противопоставление двух образов жизни - человеческого и пчелиного, и сравнение это подводит к печальным выводам. Гомо сапиенс, следуя мичуринскому завету, выступает в уже давно привычной для себя роли эксплуататора, заставляя на себя работать уже не только себе подобных, но и этих маленьких тружеников, каждый из которых за три-четыре недели своей короткой жизни может произвести всего лишь одну чайную ложку мёда. Неукротимая жажда наживы с некоторых пор превратила пчеловодство в животноводство, и пчёлы стали единственными насекомыми, которых человек в массовом порядке поработил.
Благодаря уникальным съёмкам, напомнившим о таких технологических киношедеврах о животном мире как «Микрокосмос» и «Кочующий народ», Имхоф ухитрился показать не только жизнь пчёл, но и мир людей их глазами. И я вам скажу, что современное промышленное пчеловодство - это адская кухня, напоминающая скотобойню. Современные отношения «ничего личного - просто бизнес» в корне отличаются от тех, которые исповедовали предки режиссёра, именно сотрудничавшие с пчёлами и вкладывавшие в это дело свою душу. Тот - человеческий - подход вполне соответствовал жизнедеятельности насекомых в пчелиной колонии, в которой никто друг другом не командует и все заняты своим делом, слаженно трудясь на благо всей семьи. Пчёлы выглядят здесь представителями не боле примитивной, а наоборот, более высокоразвитой цивилизации, от уровня развития которой человечество удаляется всё дальше.
Но с некоторых пор пчеловодство превратилось в бездушное животноводство, когда цель - развитие бизнеса - подчинила себе сострадание к насекомым-кормильцам. Мы видим, как следуя установке «больше, больше, больше», у человека атрофируются чувства. Поэтому элегическое повествование постепенно сменяет критическая интонация. Имхоф хочет ответить на вопрос: почему пчелы всё больше умирают? Вирусы, стрессы, пестициды, паразиты - всё как у людей. Пчёлы как лакмусовая бумажка экологического состояния нашей планеты. И вмешательство человека всё сильнее нарушает сложившуюся экосистему. Так давняя история с уничтожением воробьёв по приказу Мао Цзэдуна привела к тому, что в Китае развелось много насекомых, которых начали уничтожать химикатами. Теперь в этой стране множество районов, где пчёл нет вообще, и тамошним фермерам приходится самостоятельно, то есть - вручную, опылять яблоневые сады. Ведь треть продуктов, что мы употребляем, не существовала бы без пчёл.
В этом фильме можно обнаружить и неприкрытый наезд на американский стиль предпринимательства (мы видим, как тамошний дядя Сэм открыто признаётся перед камерой, что в жужжании пчёл слышит шуршание денег и рассматривает необходимость ими заниматься исключительно с позиций прибыли), что, скорее всего, не способствовало поддержке картины за океаном. Критический взгляд на особенности американского бизнеса под самым боком у Голливуда (а часть съёмок проходила непосредственно в Калифорнии) не расположил к себе оскаровских академиков, которые отвергли эту швейцарскую ленту уже не первом этапе голосования, несмотря на всю гуманитарную значимость данного творения.
Но я надеюсь, что все другие зрители проникнутся к этим маленьким труженикам не только симпатиями, но и самыми нежными чувствами, осознав, что наша планета - единая экосистема. Хотя мы в большинстве своём боимся пчёл и всячески стараемся избегать контакта с ними по той простой причине, что они больно кусаются. Фильм Имхофа делает их буквально ближе, подводя к простой и доходчивой истине, что это, в первую очередь, наши собратья, у которых много чему можно научиться. Кому-то, наверно, соблазнительно было бы назвать Имхофа ретроградом, но, полагаю, что умудренный опытом режиссёр, разменявший уже восьмой десяток, снял больше чем кино, призвав «человека неразумного» одуматься и не нарушать природный баланс, оставив пчёлам, да собственно и другим животным, те территории, которые им отвёл создатель. Мы все равны в этом мире и у нас одинаковые права, вне зависимости от того потребитель ли ты благ цивилизации по имени человек или маленькое насекомое под названием пчела.
Малов-кино
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Большое путешествие вглубь океанов 3D: Возвращение
Документальный, Зарубежный фильмДата выхода: 05.02.2009