Борис Годунов
Вечная наша тема — преступление и наказание. В «Борисе Годунове» проблемы совести, экзистенциального выбора увязываются с историей страны. Пушкин говорит, что эти вещи сплетены в таинственный узел или узор. Выбор каждого из нас — это еще и выбор своей истории. Неверный индивидуальный выбор или кармическая ошибка могут повлечь за собой цепочку фатальных событий. Если же человек оказывается у власти, это может стать проблемой всего народа.
«Борис Годунов» - российская кинодрама, снятая в 2011 году режиссёром Владимиром Мирзоевым по одноимённой исторической трагедии А. С. Пушкина. Режиссёр перенёс действие пьесы в наши дни.
- Музыку к фильму написала группа «Second Hand Band». На финальных титрах звучит песня этой группы на стихи Пушкина «Noël» («Ура! в Россию скачет / Кочующий деспо́т»).
- Художник по костюмам для фильма был тот же (Татьяна Галова), что и в фильме «Борис Годунов» Сергея Бондарчука 1986 года.
- Хотя в основном актёры произносят в фильме канонический текст Пушкина, в некоторых случаях в него были внесены изменения. Так, в сцене, когда зачитывается описание Отрепьева, выданное приставам, в оригинале идут слова: «А лет ему от роду... 20»; в фильме же говорится «А лет ему от роду... 35» (что больше соответствует возрасту исполнителя роли Отрепьева).
Кинопремия «Ника 2012»
Номинации: Лучшая мужская роль - Максим Суханов
Номинации: Лучшая мужская роль второго плана - Андрей Мерзликин
Еще одна попытка экранизации классической стихотворной драмы в современных декорациях. Наиболее часты в этом англичане с их Шекспиром(скоро и «Кориолоан» подойдет). Все претензии к фильму Мирзоева у меня происходят от отсутствия восторгов перед осовремениванием классических текстов и принципиальной неорганичности вкрапления стихотворного размера в ритм художественного фильма. Местами из-за этого скучно.
Ну какие претензии к фактурному Суханову, который с бородой разительно похож на режиссера фильма? Заметьте, что глухими интонациями и манерой несколько комкать окончание предложений Суханов (особенно в затяжных монологах) напоминает Олега Ивановича Янковского.
Ряд цветовых решений, например, в сцене в баре или у бассейна заставляет вспомнить «Москву» Зельдовича, картину мегакультовую в узких кругах. Какой фильм заставляет вспомнить присутствие с Борисом умершего царевича (на мой взгляд, удачный ход), каждый может вспомнить сам.
Не так, чтобы фильм провальный, скорее даже удачный, небезынтересный. Однако это тот случай, когда частности - грим Суханова, удачный сквозной образ убиенного царевича в матроске, снятая в рапиде сцена убиения, сон Отрепьева - запоминаются и производят впечатление большее чем фильм в целом, что опять-таки вряд ли связано с упущениями режиссера, а скорее является неизбежным следствием «трудностей перевода» драмы Пушкина в формат современной глянцевой оптики.
7 из 10
prouste
Бориску на царство
Пушкина испортить очень сложно. Ну, скорее даже почти невозможно. На данном материале это не удавалось никому, так что Мирзоеву это тоже не удалось.
О чем эта история? О том, что при слабом царе был умный Правитель и талантливый царедворец, который наследовал ему. Но несмотря на общепризнанные свои заслуги, все понимали, этот Годунов взял не по чину. Были живы еще потомки Александра Невского- Шуйские, в чьих жилах текла кровь Рюрика, были живы еще правившие хоть и под рукой московского царя, но все-таки являвшиеся самостоятельной династией- Воротынские, были состоявшие в родстве с Иваном Грозным -Романовы, были родовитейшие Мстиславские... и вот царем стал безродный зять Малюты Скуратова- Борис Годунов. Все представители этих и других знатных родов выбрали его, голосовали, предлагали и уговаривали. Но «в душе затаили подлость».
Но перед тем, как стать царем Борису нужно было убрать последнее препятствие на пути к трону- законного наследника бездетного Федора- младшего сына Ивана Грозного- царевича Дмитрия.
История умалчивает, что произошло в Угличе. Пушкин трактовал те события, как Правитель Борис подослал к царевичу Дмитрию убийц. Трактовка Пушкина талантлива, но весьма спорна. С его легкой руки в истории появились как минимум два известных убийцы- Борис Годунов и Сальери, и в том, и в другом случае трактовка Пушкина, подчеркиваю, лишь творческое переосмысление исторических фактов.
Но факт остается фактом. Царевич Дмитрий был убит в Угличе. Василий Шуйский возглавил комиссию, которая постановила: царевич убил сам себя. Но народ- который не особо спрашивали за всю предыдущию многовековую историю российского -московского царства- забурлил. Ирод убил царственного младенца. История почти библейская.
А дальше-все по Пушкину. Царь Борис мучается от «нечистой совести», Тень Дмитрия возникает в соседней Польше, идет странная война, где войска Мстиславского в первой же битве проигрывают войскам Дмитрия. Второе сражение заканчивается -Дмитрий разбит и прячется в Путивле, но в Москве умирает царь Борис. Путь к трону для Дмитрия свободен.
И как убийцы Бориса пришли к царевичу Дмитрию, так и теперь убийцы Дмитрия пришли к царевичу Федору.
«Кричите, да здравствует царь Дмитрий Иоанович!».
Фильм Мирзоева несмотря на неудачный антураж XXI века к истории века XVII -лучшая экранизация «Бориса Годунова» Пушкина. Даже лучше фильма великого Бондарчука 25 летней давности. Возможно, что именно смена декораций позволяет увидеть за конкретной историей нечто большее, историю на все времена? притчу? В любом случае, фильм для широкого проката и широкого зрителя, жаль только, что увидят его немногие...
Но те, кто увидят, я думаю, сильно удивятся. Нет, не тому, что в Московии ничего не поменялось. Удивятся, я думаю, тому, как мало поменялось в нас самих. Удивятся самим себе. Вот это и есть главная идея фильма.
Как мало мы сами изменились, несмотря на сотовые телефоны, фитнес-центры, ТВ, плоские мониторы и планшетные компьютеры.
Remsey
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.