Лучшим синописисом фильму Павла Лунгина «Братство» может послужить краткое — это фильм о войне в Афганистане. В мотивационных целях (а ведь именно их преследует любое сюжетное описание) лучшего не стоит и придумывать, ведь для историков и интересующихся на этом поле слишком мало киноматериала для исследования.
Об Афганской войне снималось что-то невнятное на постсоветском пространстве (кажется с Панкратовым-Черным в главной роли), что-то внятное, но к сожалению околовоенное ("Груз 200» и «Кандагар») и, конечно, был лидер данного тематического проката — «9 рота» с фарфоровыми зубами и вылизанным видеорядом. Достойная картина достойная отдельной рецензии.
Однако «Братство» это не о 9-й роте. Он о войне в Афганистане и, что более важно, о Войне как таковой. В контексте малоснятого и малонаписанного об Афгане, «Братство» это так же значительно как «Чёрный тюльпан» Александра Розенбаума и как «Цинковые мальчики» Светланы Алексеевич.
Вообще, тема Потерянного поколения (поколения тех, кто побывал на войне) — во славу подвига вернувшихся и памяти об оставшихся на полях сражений в пусть маленьких, но таких личных войнах всегда воспевалась режиссерами формата Ф. Ф. Копполы или писателями формата Э. Хэмингуэя. В нашей стране всегда — и ни я, ни кто либо иной не дерзнет сказать, что незаслуженно, в приоритете была и есть тема Второй мировой войны (сознательно употребляю термин, объединяющий жертву всего человечества, а не отдельной страны). Отрадно то, что данному правилу изменил, в хорошем смысле этого слова, П. Лунгин, сняв фильм о войне в Афганистане, современный и качественный фильм о советском Вьетнаме.
Главный плюс «Братства» — это отсутствие романтизации Войны, романтизации, которая для большинства российских режиссёров является лишь удобным киноприемом, позволяющим им избежать нежелательной спорности и, упаси Фонд Кино, скандалов вокруг фильма. Спорить о романтизации Войны здесь не имеет смысла, т. к. это тема отдельной дискуссии. Но, тот факт, что при предельном равновесии фильмов Ф. Бондарчука и П. Лунгина в плане количества уместного юмора, качества постановки боевых сцен и отсюда конечной плотности сюжета, их главным отличием является именно возникшее и невозникшее соответственно к финалу фильмов желание зрителя идти воевать за Родину.
Противоположный прием — назовем его условно эффектом деромантизации в «Братстве» применяется путем своевременных вкраплений в сценарий военной картины радикально антивоенного настроения. Настроение это приходит к зрителю постепенно сквозь пару песен Егора Летова и несколько случайных, но по-настоящему глубоких фраз, сказанных героями фильма без оживляющего кадр мата (еще один хитрый, но уводящий от собственного авторского стиля режиссёрский киноприем). Отдельно стоит упомянуть о сцене с пьяным лейтенантом, поющим на минном поле. В ней воедино сходится всё и после этого танца Смерти, но на поверку лишь танца Безумия, мнение зрителя о Войне, как — наихудшем зле, безальтернативно проецируется в сознание.
Все это — есть авторский стиль Лунгина, отличный, к примеру, от преследующего те же цели, стиля Алексея Балабанова, бьющего всеядного зрителя по голове «молотком» натуралистичности и жестокости в надежде, что тот уронит на грязный пол, заранее подготовленный для любого фильма попкорн. Автор мизантропичного «Такси-блюз», аскетичного «Острова» и обожаемого Русским мужиком «Царя» (хотя впрочем и «Дирижера» можно вписать в эти узкие рамки) — Павел Лунгин, безусловно сформировавшейся еще до «Братства» российский автор, в последнем фильме стал ближе к народу сняв смелый фильм на непопулярную тему.
Слова благодарности режиссеру стоит сказать всем тем, кто заметил, как сквозь сюжетное переплетение почти незаметным черным теснением проходит основная мысль режиссера, приходящая или доходящая до зрителя к финалу так же неотвратимо, как конец любой войны к приходит к солдату. Солдату, который, так или иначе, умер в Афгане. Даже если выжил. Эта мысль, которую можно смело отнести к любой Войне, и в большей степени к популярной в России сейчас Великой Отечественной Войне, в современных реалиях не может быть популярна и поэтому эта мысль смелая. И, наверное, поэтому обязательный к просмотру фильм «Братство» стал необязательным для выхода в прокат 9 мая. Чем и привлек мое и, надеюсь что и Ваше скромное внимание…
9 из 10
Ilyuhius
Пластмассовый мир победил. Рецензия на фильм «БРАТСТВО»
«Братство» Павла Лунгина. Его новая работа в одночасье получила клеймо провокационной, оскорбляющей чувства ветеранов Афганской войны, ведь она лишена того пафосного патриотизма, к которому все так привыкли. Напротив, «Братство» о внутреннем патриотизме, скрывающегося где-то глубоко в каждом гражданине своей страны. Вот только о каком патриотизме может идти речь, когда родная страна разваливается, а где-то в Центральной Азии идёт война, имеющая очень мало смысла? На войне хватает героев, но в первую очередь все солдаты — живые люди из плоти и крови. А человеку свойственно ошибаться, совершать неправильные поступки в личных целях, прикрываясь маской воинской службы. Новая картина Лунгина частично о том, как на фоне развала Советского Союза заканчивается война, вместе с ней и целая эпоха, а внутри народа умирает любовь к родине.
События фильма происходят в Афганистане 1988-го года, накануне вывода советских войск из горячих точек. Война почти подошла к концу и молодых солдат, как и всё командование, волнует всего одно: взять от этой самой войны как можно больше трофеев. Бойцы мародёрствуют, убивают ради забавы ведя счёт убитых, даже продают боеприпасы на рынке моджахедам, чтобы затем купить себе телевизор, магнитофон или ящик сигарет. Единственное на что они не способны — бросить своих товарищей в беде. Последние дни 108-ой мотострелковой дивизии осложняются тем, что в плен к врагу попадает советский пилот. Всё бы ничего, но пилот этот — сын генерала, на поиски которого отец бросает все силы своей воинской части. Генерала перестают заботить его воинские обязанности, ему плевать на перемирие с моджахедами, его мало волнуют жизни его подопечных.
В этом плане фильм идеально отражает, как военная верхушка зачастую преследует личные цели, даже не думая о безопасности рядовых. Да и в целом, война в «Братстве» больше похожа на чёрный рынок, нежели чем на классическое поле боевых действий. Более того, почти все экшен-сцены в фильме напоминают разборки между бизнесменами, которые отправляют на «стрелы» простых солдат. Пока где-то на поле боя молодые ребята гибнут под градом пуль и под грохочущие на полную громкость песни Егора Летова, где-то в штабе спокойно сидит высшее руководство и решает свои дела. Для офицерского состава война — это бизнес и они высасывают из неё максимум. Было бы их желание, они бы никогда её и не заканчивали. Главное, чтобы с гражданки еженедельно присылалось «свежее мясо», готовое выполнять приказы. Война развращает, лишает индивидуальности, она воспитывает пластмассовых солдатиков, которые без приказа и чихнуть не могут.
Первое, что особенно бросается в глаза и является вишенкой на торте всего «Братства» — актёрский состав. Одну из самых важных и интересных ролей в фильме исполнил талантливый Кирилл Пирогов, воплотивший на экране образ советского разведчика, старающегося договориться с моджахедами о перемирии. Параллельно с этим он пытается помочь генералу с его проблемой, а именно: персонаж Пирогова всеми законными и незаконными средствами старается выкупить сына своего начальства из плена. Именно через его героя, интеллигентного и умного разведчика, Лунгин демонстрирует всю внутреннюю кухню Афганской войны. Пирогов идеально отыгрывает на экране персонажа, внутри которого всё ещё идёт борьба за человечность. С одной стороны, у него есть приказы и личная заинтересованность в конфликте, а с другой — доблесть, честь и отвага. Что из этого в нём преобладает, решать уже зрителю лично.
Честно говоря, в фильме сложно выделить конкретного главного героя, потому что его и нет. Все события разворачиваются вокруг 108-ой мотострелковой дивизии, воплощающую в себе собирательный образ всех ужасов войны. Лунгин намерено свёл количество положительных персонажей в повествовании к минимуму, заставив негодяев сражаться с такими же негодяями, как и они. Забавно то, что советские солдаты в картине с большей яростью избивают друг друга за магнитофон, чем стреляют во врага. Более того, на поле боя бойцы занимаются чем угодно, кроме защиты родины. Они бегают по поселению и стреляют во все стороны, собирают трофеи с убитых, зачастую рискуя при этом собственными жизнями, а иногда и вовсе предпочитают мирно посидеть и перекусить из общей тарелки, пока за стеной под пулемётным огнём умирают их сослуживцы. Квинтэссенцией всего этого воинского безобразия становится сцена, в которой солдаты пытаются стащить двух кур. Зачем? Вероятнее всего, просто потому что они могут. На самом деле даже сами герои не могут ответить на этот вопрос, они просто действуют и всё, а думать за них будет командование.
И на самом деле, подобное поведение солдат вызывает очень много вопросов. С одной стороны, то что у «Братства» подавляющее число героев — отрицательные, картине играет только на пользу. Ведь антивоенное кино работает лишь тогда, когда авторы показывают самые грязные и низменные уголки войны. А с другой стороны, фильм Лунгина вызывает очень неоднозначные впечатления из-за своей однобокости. Да, «Братство» очень однобокая лента, демонстрирующая войну лишь с одной стороны. Но справедливости ради стоит выделить, что светлые персонажи всё же присутствуют в картине. Так, например, потерпевший крушение и попавший в плен советский пилот, который просто старался выжить весь фильм, не выглядит, как плохой человек. Он даже мастерит из подручных средств деревянный кораблик для ребёнка, который, к слову, и сдал его моджахедам.
«Братство» — до ужаса аутентичное кино о войне, в котором идеально сочетаются мастерская режиссура Павла Лунгина и операторская работа Игоря Гринякина. Труды последнего, к слову, достойны самых громких аплодисментов. Именно он уговорил Лунгина снимать фильм на плёнку, из-за чего картинка даёт свойственное киноплёнке зерно. И хоть в картине хватает статичных планов, почти 90% всей ленты снято оператором с рук, держа камеру на плече, не забывающего использовать зумирование каждый раз, когда это делать стоит и не стоит. Подобный подход к съёмке привнёс в «Братство» нотки документальности, что вперемешку с восхитительной работой специалистов по спецэффектам сделало своё дело. Смотрится «Братство» очень завораживающе, но при этом неприятно, потому что фильм местами чересчур сюрреалистичен.
«Братство» — в первую очередь кино о простых солдатах, которые ушли на войну защищать одно государство, а вернулись совсем в другое. Многие уже успели обругать картину за то, что в ней нет того пресловутого братства, гордо красующегося в названии. А о каком братстве может идти речь, если оно развалилось у всех на глазах?
Подвиги предков ни в коем случае забывать нельзя, но и не стоит превращать их победы в фанатичный культ, иначе потеряется то, ради чего они воевали — мир.
8 из 10
Hyb1to
|
|