Братья / Brødre
История двух братьев, старший из которых отправляется воевать в Афганистан, а младший берет на себя заботу о его жене и ребенке...
- Приз зрительских симпатий на Бостонском кинофестивале независимого кино 2005
- Премия UCMF Film Music на Каннском кинофестивале 2006
- Приз кинокритиков на кинофестивале в Гамбурге 2004
- Специальный приз жюри на МКФ в Индиаполисе 2005
- Премия за Лучший оригинальный сценарий на Роберт Фестивале 2005 и 6 номинаций: Лучший актер (Ульрих Томсен); Лучший монтаж; Лучшая песня; Лучшие спецэффекты; Лучший актер второго плана (Николай Ли Каас); Лучший актер второго плана (Бент Мейдинг)
- 2 премии МКФ Сан Себастьян 2004: Лучший актер (Ульрих Томсен) и Лучшая актриса (Конни Нильсен) и номинация на Золотую раковину
- Приз зрительский симпатий и номинация на Гран-при на Санденсе 2005
- Номианция на премию Ундина (Австрия) 2005: Лучшая молодая актриса (Rebecca Løgstrup)
- 2 премии Zulu Awards 2004: Лучший актер (Николай Ли Каас) и Лучшая актриса (Конни Нильсен)
Братские узы
Фильм «Братья» предваряется одной из десяти заповедей «Не желай жены ближнего твоего», словно режиссер подсказывает зрителю основную проблему произведения. Однако, присмотревшись, зритель понимает, что не так все просто, и не только чужая жены может встать между двумя мужчинами, которых соединяют братские узы. Сюжет, ставший известным во всем мире благодаря одноименному американскому ремейку, на самом деле гораздо проникновеннее раскрывается именно в датском оригинале. Что и неудивительно - психологизм и склонность к самокопанию у скандинавов в крови.
Именно потому так прекрасно удалось Ульриху Томсену, актеру, играющему Микаэля, старшего из братьев, передать боль и отчаяние человека, вернувшегося с войны в Афганистане в дом, где он привык быть всеобщим любимцем и едва ли не объектом поклонения. В дом, где его какое-то время считали мертвым, где о нем выплакали все слезы и начали жить заново. В дом, где теперь с такой же любовью смотрят на младшего брата, бывшего разгильдяя Яника, который еще недавно сидел в тюрьме за ограбление банка. В дом, ради возвращения в который ему пришлось убить человека, и в котором никто не способен понять, через что пришлось ему пройти, чтобы все-таки вернуться. По крайней мере, так считает сам Микаэль.
Как ни странно, ближе всех к истине оказалась случайная знакомая Яника, обронившая на семейном застолье фразу о том, что проблема вернувшихся с войны заключается в том, что людей просто не учили убивать. Конечно, Микаэль убивал и не раз, но до этого он видел своих жертв исключительно в прицел винтовки. То же, что заставили его совершить вахаббиты, стало самым жутким опытом в его жизни, и какие бы рациональные объяснения ни находил он в свое оправдание, смысл заключается лишь в том, что он убил беззащитного человека.
Муки, испытываемые Микаэлем, сродни терзаниям Родиона Раскольникова, они медленно сводят его с ума и заставляют искать то ли справедливого наказания, то ли смерти от шальной пули. Он идет по пути саморазрушения, отталкивая всех, кого любил. И все же, как и когда-то Достоевский для Раскольникова, режиссер Сюзанна Бир находит выход для персонажа своего фильма.
Фильм «Братья» поднимает много вопросов и один из них заключается в целесообразности участия европейцев в чужой войне на тысячи километров от дома. В начале фильма Микаэль говорит новобранцам, что они обязательно поймут, зачем им надо быть в Афганистане, однако к середине фильма он уже сам не способен дать ответ на этот вопрос. Эта тема не нова, как и послевоенные переживания солдат, вернувшихся домой из «горячих точек». И, может, как раз именно сюжетная линия о братских узах, едва не разорвавшихся из-за любви к одной женщине, отличает этот фильм от других. Может, потому и была процитирована в начале фильма заповедь о жене ближнего своего.
Не возжелай жену ближнего своего, не возжелай его семью, его жизнь, даже если с тобой им будет лучше, особенно если с тобой им будет лучше, ведь этот ближний - твой брат.
9 из 10
Frau_von_Till
Датские кинематографисты - пионеры в раскрытии психологии героев средствами кино. Тенденция к развитию психологизации выразительных средств в кино обнаружилась еще в начале прошлого века (а именно в 1910-1914 гг.), что, в общем, естественно, так как в то время кинематограф находился в поисках собственного художественного языка и, будучи на заре своего становления, был как никогда тесно связан с литературными традициями. Режиссер Сюзанн Биер в своем фильме придерживается курса, намеченного отцами-основателями национального кинематографа. Ее фильм «Братья» 2004 года, отмеченный призом зрительских симпатий на фестивале независимого кино Санденс, предельно честно, без лишних сентенций и морализаторств поведал, казалось бы, далеко не новую историю о родных, но, в то же время, столь разных людях.
Трагедию вернувшегося с войны солдата мы наблюдали в множестве фильмов - от американских «Рембо. Первая кровь» и «Рожденного четвертого июля» до отечественной работы «Мой сводный брат Франкенштейн». Но в «Братьях» на редкость реалистично показана история человека, который после психологического надлома, полученного в плену, становится пугающе замкнутым, подозрительным и агрессивным. Пройдя через ад и запятнав себя невинной кровью, герой не может спокойно жить и мириться с этой страшной правдой, превращая жизнь своей жены и дочерей в тягостное ожидание перемен к лучшему. Он подозревает свою жену в измене с его братом, поддержавшим семью и сумевшим скрасить тяжкий период их жизни, нервно реагирует на дурачества детей, испытывает трудности со сном. Герой не может вернуться в русло мирной жизни, находясь в конфликте со своей нечистой совестью. Стыд не позволяет ему признаться в совершенном поступке и усиливает его отчуждение от родных и близких.
Блестящий актерский состав воплощает на экране сильные, яркие образы. Камера Мортена Сёборга часто захватывает крупные планы, как бы вглядываясь внутрь актеров, улавливая мимику лица и, в целом, усиливая эмоциональный ряд фильма. Именно этого действенного рисунка роли не хватает в недавнем ремейке этой картины, снятом Джимом Шериданом с Тобби Магуайром и Джимом Джилленхалом в главных ролях. Сюжетная линия последнего (пускай и опосредованно) пронизана воспеванием семейных ценностей и антивоенным пафосом, что характерно для голливудского кино. В датских «Братьях» акцент сделан на личных переживаниях, мытарствах героя и вторящей его внутреннему состоянию окружающей обстановке. Тема «невидимого врага», которая в последние годы стала лейтмотивной в западном кино, также не остается без внимания. Но и образы названных врагов человечества талибов у Биер вышли жизненнее и суровее.
Отдельной похвалы заслуживают девочки, сыгравшие дочерей главного героя. Нечасто дети играют так искренне и непосредственно.
Desperado
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.