Бразилия / Brazil
Фильм-антиутопия, в котором маленький человек вынужден бросить вызов безжалостной бюрократической машине. Сэм Лоури служит мелким клерком и не мечтает, подобно своей матери, влиять на судьбу сограждан. Но однажды он встречает девушку по имени Джил, которая отчаянно пытается доказать, что ее соседа осудили из-за нелепой ошибки в канцелярии. Но, как известно, тоталитарное государство не может ошибаться, поэтому Джил грозит серьезная опасность. Сэм пытается спасти правдоискательницу, и в результате навлекает гнев на себя. © tvcok.ru
- Год создания фильма — 1984 — совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Первоначально фильм должен был называться «1984 ½».
- В фильме спародирован знаменитый эпизод из картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин».
- С этим фильмом Терри Гиллиам объездил 80 стран и в каждой ему говорили одну и ту же фразу: «Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны».
- В 2004 году фильм «Бразилия» был включён журналом Total Film в двадцатку величайших английских фильмов всех времён. В 2005 году кинообозреватели журнала Time Ричард Корлиш (Richard Corliss) и Ричард Шикель (Richard Schickel) назвали «Бразилию» в числе 100 лучших фильмов всех времён. В 2006 году «Channel 4» незадолго до показа по «BBC Four» признал «Бразилию» одним из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».
- Лейтмотивом фильма является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Ари Барросо, исполняемая в различных вариациях — от возвышенных и воодушевляющих до угрожающе зловещих.
Награды и номинации
1986 - две номинации на премию «Оскар»: лучший оригинальный сценарий (Терри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКиоун), лучшие декорации (Норман Гарвуд, Мэгги Грэй)
1986 - две премии BAFTA: лучшая работа художника (Норман Гарвуд), лучшие визуальные спецэффекты (Джордж Гиббс, Ричард Конвей)
1986 - номинация на премию «Хьюго» за лучшую драматическую постановку
1986 - премия Британского киноинститута за технические достижения
Альтернативный вариант: Главный герой фильма - Сэм Лоури, работает обычным служащим в тоталитарном государстве будущего. Однажды ему в руки попадает документ, в котором содержится опечатка. Сэму известно, что из-за этой небольшой опечатки невинный человек попал в тюрьму. Лоури решает исправить сложившуюся ситуацию, но его действия вызывают цепную реакцию. А скоро выясняется, что из-за небольшой опечатки в официальном документе, может рухнуть вся структура тоталитарного государства, в котором живет Лоури, а сам Лоури при этом окажется под обломками... © Fast-Torrent.ru
Альтернативный вариант 2: Сэм Лоури - крошечный винтик в огромной заржавевшей бюрократической машине тоталитарного государства будущего. Сэм старается не лезть в неприятности, но однажды, заметив ошибку в документе, которая привела к аресту невинного человека, он решает исправить ее.
Благое намерение скромного клерка неожиданно для него вызывает целую лавину странных совпадений и загадочных событий, и вскоре выясняется, что крошечная опечатка способна пошатнуть могучего колосса на глиняных ногах.
Картина - продукт абсурдистской логики. Размышление о плодах развития государственной бюрократии и контроля.
Контроль и регулирование всегда находятся под ударом критики. Это модно. И, в общем-то, правильно. Гиллиам использует для этого традиционный логический приём: доведение идеи до абсурда. Другое дело, что для постоянно изменяющихся отношений государственного управления этот приём не совсем корректен.
В итоге - действие выливается в серию придуманных допущений экстравагантного рода, шокирующих зрителей пугающей перспективой.
Конечно, от творения Гиллиама отдаёт сюрреализмом. Но, пусть и в извращённой форме, но режиссёр обращает внимание окружающих на зоны риска в системе государственного управления и контроля. Он предупреждает.
Прошёлся он также и по слабостям рода человеческого, особенно по разного рода процедурам омоложения.
Очень едко и ярко. Прекрасные декорации, грим. Запоминающийся визуальный ряд. Очень красивы полёты главного героя. Обилие иронии и сарказма.
Актуальность этой ленте придаёт присутствующая в ней тема терроризма, как мотива укрепления государственной машины. Пример того, как далеко можнет зайти общество «закручивая гайки».
gordy
Шедевры 80-х.
The system has you.
«Только личность, одолевшая в себе раба, познает свободу.»
- Генри Миллер.
Мир Сэма Лаури - мир, в котором свобода - право каждого человека наслаждаться установленными порядками или же быть уничтоженным системой, мир, в котором от одной опечатки в бумаге зависит, жить или умереть человеку, мир, в котором каждый человек живет в цепях, и шанс выжить есть лишь у тех, кто этих цепей не замечает или не хочет замечать.
Второй мир Сэма Лаури - мир его снов. Мир, в котором прекрасная девушка ждет своего спасителя. Мир, в котором он - крылатый рыцарь, парящий в небесах. Мир, в который проникают кошмары реальности. И некуда бежать, негде скрыться...
Сейчас сложно представить, что было бы, проиграй Гиллиам свою знаменитую битву за «Бразилию». Получилась бы, возможно, успешная коммерчески, любопытная фантастика с элементами сатиры, но не более. Ведь шедевром «Бразилию» делает именно ее бескомпромиссность и пугающая безысходность. Как Нео спустя 15 лет после «Бразилии» узнал, что ложки-то на самом деле нет, так и тут: хэппи-энда нет. То есть, студийный-то, конечно, есть, вот только он насквозь фальшив. А на самом деле - выхода нет. Надежды нет. Нет, пока большинство людей устраивает такое положение вещей. The system has you, только пока большинство элементов системы исправно работают ей на благо. Олдос Хаксли писал: «В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство.»
В «Бразилии» нет зла как такового. Мы так и не увидим, кто управляет всей системой. Ужас заключается в поведении обычных граждан: милая старушка ведет протокол зверских допросов, а друг героя с улыбкой сообщает ему о новой отличной работе - как потом оказывается, работе в пыточной... А прочие обыватели закрывают глаза на подавление индивидуальности и починку бюрократической машины посредством удаления бракованных частей. И простая водительница грузовика в исполнении Ким Грайст кажется настоящим ангелом - потому что ей не все равно. Продираясь сквозь завалы бесчисленных бумажек и косые взгляды служащих, она дарит ярко выраженному неврастенику Сэму шанс почувствовать себя живым человеком, приближая его к осуществлению мечты. Вот только мечта об иной жизни, о Бразилии, символизирующей надежду на некий свободный, идиллический мир, в прогнившем насквозь обществе рискует так и остаться мечтой, а ее исполнение - обернуться трагедией...
Особенно восхищает то, что этот яростный выпад против всякого общества, основанного на ограничении человеческой личности, еще и безупречен визуально. Каждая деталь абсурдной действительности или же ирреальных снов героя, наполненных сюрреалестичными образами, сделана, нет, создана с душой.
Фильм - разоблачение, фильм - осуждение, фильм - предупреждение. С момента выхода фильма прошло 26 лет. И сейчас, с каждым годом Бразилия ускользает все дальше, становясь все более и более иллюзорной... Помните главное: The system has you, только если вы это допускаете...
10 из 10
НИК94
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.