Бриллиантовая рука
Скромный бухгалтер Горбунков во время прогулки по заграничному городу поскользнулся, упал, выругавшись кодовым словом, и очнулся в мафиозном логове с гипсом на руке, сквозь который просвечивали бриллианты. Бандиты по ошибке приняли его за контрабандиста Гешу Козодоева, соседа Горбункова по каюте на туристическом теплоходе, и упаковали драгоценностями, предназначенными для переправки в СССР – таинственному шефу. Вернувшись на теплоход, Семен Семенович обо всем сообщил «куда надо», но «там» решили гипс пока не снимать…© tvcok.ru
Трейлер
«Бриллиа́нтовая рука́» - советская эксцентрическая комедия, снятая в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории Советского кино.
Односерийный фильм состоит из двух неравных (вторая значительно короче первой, 5 минут против 1 часа 30 минут) «частей» - «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога», вторая начинается с «Краткого содержания первой части» с быстро сменяющемся на экране не читаемым текстом.
Предыстория
Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. Впоследствии выяснилось, что главная интрига фильма не имеет юридических оснований: граждане СССР имели право открыто ввозить в страну драгоценности, однако само по себе такое количество драгоценностей, как в фильме, и их происхождение, вызвали бы неминуемый интерес со стороны КГБ. Так что в этом смысле контрабанда (а это была именно контрабанда, так как ввоз осуществлялся тайно) в фильме имеет абсолютно логичное объяснение в канве сюжетной линии.
Сценарий изначально писали под Юрия Никулина, появление которого в главной роли не вызывало сомнений. В итоге в фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим - мальчика, который «шёл по воде».
В роли Геши Козодоева режиссёр фильма Леонид Гайдай сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова - в то время он считался в кинематографических кругах представителем «золотой молодёжи». Позже советские кинокритики писали, что «судьба протянула Миронову свою бриллиантовую руку».
На роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. В первоначальном сценарии Геша и Лёлик носили клички Граф и Механик. На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Спартак Мишулин и Леонид Каневский. Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та категорически отказалась сниматься в купальнике и вообще посчитала роль несерьёзной. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла.
Награды
Государственная премия РСФСР в 1970 году - Леониду Гайдаю и Юрию Никулину «за участие в создании кинокомедий последних лет»
Интересные факты:
- Крылатый Пегас, который так понравился Семен Семеновичу Горбункову спустя несколько лет появится в фильме «Служебный роман» - его будет держать Новосельцев.
- Последние кадры фильма: Горбункова бьет по голове стрела подъемного крана. На самом деле так вышло случайно, но Юрий Никулин доиграл дубль до конца... После съемок выяснилось, что у актера сотрясение мозга.
- Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
- Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову - трофейная «Беретта» модели 1934 г.
- К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле - социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
- В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
- Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
- В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим - мальчика, который «шёл по воде».
- Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного дубля замерзший Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на оператора: «Идиот!». Это было случайно снято, а потом Гайдай вставил эпизод в картину.
- Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься...»
- Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
- Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай - 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин - 5 188 руб. Н. Гребешкова - 792 руб. А. Миронов - 1 920 руб. А. Папанов - 2 288 руб. С. Светличная - 346 руб. Н. Мордюкова - 1 531 руб.
- При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
- Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
- Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок... Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
- Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина - сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлелап: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
- На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
- На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
- Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
- В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
- Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
- Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
- Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
Альтернативное описание: Семен Семеныч - это среднестатистический советский гражданин, которому, к счастью или к сожалению, представился случай посетить с туристическим визитом чудесную и необычную страну Турцию. Именно с этой поездки и берет начало череда странных и порой совсем непонятных Семен Семенычу приключений, которые полностью изменяют его обычную жизнь. И первым из этих приключений стало знакомство с весьма эксцентричным и веселым молодым человеком, истинное лицо которого Семен Семенычу предстоит увидеть еще не скоро. © Fast-Torrent.ru
Альтернативное описание 2: Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается...
«Золотой фонд советского кинематографа. »
«Бриллиантовая рука» - невероятное и удивительное кино, «как ни крути и ни верти», но на протяжении вот уже сорока лет с момента появления этой чудесной картины на экране, любовь к ней со стороны зрителей ни только не пропала, а она все та жа и она не пропадет и не исчезнет даже в скором времени, скорее наоборот, заражает всё нынешнее и уже, рискну предположить, последующие поколения киноманов, которые не могут ни пройти мимо этого комедийного полотна, не поставив ему, без колебания, очередную девятку или десятку.
»... Усё пропало, шеу! Гипс сымают, клиент уезжает. .. «
Лента, представляющая из себя по жанровому набору определение, комедийный боевик, с элементами приключений, главным героем которых выбран скромный труженик Семен Семеныч Горбунков, фамилия которого говорит сама за себя, уже, по правде говоря, вызывает рефлекс смеха, а если учесть еще и то, что он вступает по сюжету еще и в героический поединок с шайкой контрабандистов-валютчиков - уже просто очень хочется смеяться «в голос», но не надсмеиваться, а именно смеяться от чистого сердца.
»... Будете у нас на Колыме - милости просим. - Нет! Уж лучше Вы к нам. .. «
Леонид Гайдай, руководя постановкой всей ленты, выполнил работу и все обязанности, за которые был ответственен, как перед зрителями, так и перед Госкино, на «твердую пятерку». Поставив занимательный ироничный сюжет так, что его можно смотреть с любого момента, не возвращаясь к началу, скрестив юморную комедию приключенческих похождений Семена Семеныча, и, «крутой» боевик его противостояний фальшивомонетчикам на протяжении всего экранного времени, выверев эти две линии в одно целое, приумножив все массой сатиры над «Совком» и тогдашними людьми в нем, добавив крепкий здоровый юмор из диалогов и действий всех героев картины - он создал еще один шедевр советского кино.
»... На его месте должен был быть Я! - Напьешься будешь. .. «
Поднимающий настроение и награждающий дополнительной энергией и иммунитетом по отношению к «серым будням» и «депрессивным состояниям», это кино, как и другие замечательные и искрометные комедии тех лет, может считаться великим «антидепрессантом». Являя собой, благодаря всяческим шуткам и приколам, репликам и цитатам, песням «Остров невезения» и «Про зайцев», веселое и очень смешное действо, которое не может ни вызвать искреннюю улыбку, как во время просмотра, так и после.
»... Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалет типа «сортир», отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо». .. «
Актеры, исполняющие главные роли, являются целой плеядой звезд своего поколения, на которую только ленивый не сможет и не захочет в очередной раз полюбоваться и восхититься их талантами и безупречной игрой на экране. Такие имена и фамилии, как: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Нина Гребешкова, Светлана Светличная... все вместе, они, создающие чудесный ансамбль, среди которого каждый выделяется собственным отличным от другого образом, несущим яркие - юмор, мимику, фразы, жесты - которые вкупе создают цельную замечательную картину, делают ее великолепной.
»... Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком. .. «
Откровенно «ураганные» моменты, связанные с тонкой сатирой над СССР, выражающиеся в образе Мордюковой и ее приспешников: «Наши» люди в булочную, на такси - не ездят» или «Не будут покупать - отключим газ» это еще и не единственные примеры, коих ой как много в картине; также вдовесок ко всем шуткам, просто заставляют еще раз осознать насколько же много позитива заложено в фильм и насколько же он хорошо переселяется в наши души, заставляя нас «смеяться и плакать» одновременно над теми устоями и правилами в обществе, которые нынче - лишь прошлое.
»... Не знаю, как у них на Западе, у нас управдом друг человека!. .. «
Пожалуй, удивительное явление, но вот по части «ржачных» реплик, цитат, диалогов, приколов, этому фильму, который еще больше, в отличии от многих других лент советского комедийного периода, еще и с тонким социальным подтекстом тех годин, по части - именно объема всего этого нескончаемого юмора, льющегося и выливающегося на зрителей с экранов, наверное практически уже и не имеет равных, ни в сравнении с «братьями по оружию» тех годов и уж тем более, в сравнении с теперешними лентами и современными комедиями.
»... Детям мороженное, его бабе цветы. Смотри не перепутай! Кутузоу. .. «
Однако и разумеется, долго все-таки еще можно продолжать говорить и говорить про такой фильм как «Бриллиантовая рука» или про такое полотно как «Иван Васильевич меняет профессию», но сойтись всем нам всегда было можно и можно сейчас в одном - это картины, которые не стареют и не постареют никогда, это классические экспонаты нашей кинематографической истории, это своеобразная реликвия, которую можно всегда хранить в качестве спасительных талисманов от «невзгод и проблем» дня и дней вообще.
Удачного Вам всем просмотра, надеюсь вы уже совершили его в 100-ый или 1000-ый раз, если и нет, то не беда, стремитесь - «Бриллиантовая рука» того стоит!
Nike
Комедия без шуму без пыли.
Совершенно неважно, какие фильмы старался (и старался ли) спародировать Леонид Гайдай в «Бриллиантовой руке», не имеет значения жанровая принадлежность фильма. Ведь о нём можно судить не только как о комедии - затронута весьма не смешная тема паранойи, мании преследования. За океаном Хичкок из контрабанды бриллиантов и подозрительности простого человека мог бы сделать выдающийся триллер. Но в Советском Союзе Леонид Гайдай мастерски обратил страшное в смешное. «Красный» сон - самое наглядное тому доказательство.
Вклад Юрия Никулина оценить невозможно. Отличная мимика, сопровождаемая «мыслями вслух», забавные, но логичные с точки зрения обычного советского гражданина, поступки (вроде хранения пистолета в жестяной банке), песня про зайцев... Безо всякой клоунады, с полностью серьёзным выражением лица Никулин сделал всё от него зависящее, чтобы «Бриллиантовая рука» превратилась из рядовой комедии в шедевр для нескольких поколений. Однако без Нины Гребешковой домашние страсти семьи Горбунковых наблюдать было бы не так интересно, её монолог, начинающийся со слова «Завербовали!» - это нечто потрясающее.
Два контрабандиста - интеллигент и верзила - Андрей Миронов и Анатолий Папанов способны удивить в любом из эпизодов. Конечно, они несерьёзные злодеи, но даже свою несерьёзность могут подать со всей серьёзностью. А ещё они умеют очень быстро переходить от комедийного клише к шедеврально-сильной актёрской работе. Кажется, только что герой Миронова проверял кочергу на прочность о свою голову - и вот, он уже «уверовал» и с корягой в руке вышагивает за «спасителем».
Мало сказать про «Бриллиантовую руку», что фильм легенда. Постановка обросла таким количеством слухов, правдивых и не очень, весёлых историй и фактов, что фильм с их перечислением будет идти немногим меньше самой комедии. Ведь можно рассказывать и о памятном женском голосе, осуществляющем вольный перевод иностранной речи, и о личности шефа, которую долгое время прячут от зрителя, и о песнях, которые для этого фильма как добавочные номера у телефонов того времени - без них ни до кого не дозвонишься, и о хитростях, на которые шёл Гайдай, чтобы уберечь свою работу от цензоров.
Талантливый человек талантлив во всём и режиссёр, прекрасно зная, где уполномоченные кинокритики найдут острые углы, начал хитрую игру. Ему настоятельно рекомендовали разделить фильм на две части - никаких проблем, Гайдай разделил. Только кто будет отдельно показывать часть фильма длиной шесть минут? Про то, как режиссёр вмонтировал в концовку фильма ядерный взрыв, чтобы удалили именно его, а не какие-либо другие сцены - это давно уже притча во языцех.
Совсем не так выглядят сегодня контрабандисты. Иначе граждане относятся к сотрудникам милиции. Поменялся внешний вид автомобилей и теплоходов. Даже комедии совершенно не сопоставимы с лентами сорокалетней давности. Но абсолютно не меняется «Бриллиантовая рука», изредка возвращающаяся на экраны телевизоров. И совершенно такое же отношение остаётся у людей к этой доброй комедии из нестареющих (золото не стареет) фондов «Мосфильма».
9 из 10... «Семён Семёныч!»... Виноват, 10 из 10
Zmey-Aspid
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Знатная зверюга:
Ну что-тут скажешь. Шедевр, шедевр и еще раз шедевр. Молодым обязательно посмотреть, остальные и так в курсе потому, что
“Наши люди в булочную на такси не ездят!” |
01:09 / 18.05.2012 |
|