Будда рухнул от стыда / Buda as sharm foru rikht
В развалинах у разрушенной статуи Будды тысячи семей борются за выживание. Бахтай, шестилетняя афганская девочка, хочет пойти в школу по примеру соседского сына, которые читает у входа в их пещеру. Раздобыв денег на покупку драгоценной тетради и взяв взамен карандаша губную помаду матери, Бахтай отправляется в путь. По дороге на нее нападают мальчишки, которые, играя подражают взрослым и воспроизводят ужасное насилие… Мальчишки хотят забить маленькую девочку камнями, взорвать ее, как талибы взорвали статую Будды, застрелить ее как американцы. Сумеет ли Бахтай сбежать от этих жестоких военных игр и добраться до школы?
- Режиссер Хана Махмальбаф для названия фильма взяла фразу из статьи своего отца, режиссера Мохсена Махмальбафа, обращенную к европейскому сообществу, в которой он заявляет: «Статуя Будды не была разрушена, она сгорела со стыда», что означало - Будда не смог смотреть на то, что происходит в мире и как живут люди.
Кинофестиваль «58-й Берлинский международный кинофестиваль 2008»
Победитель в номинации:
Хрустальный медведь - лучший художественный фильм конкурса для юношества
Приз Peace Film Award
Кинофестиваль «55-й МКФ Сан-Себастьян (2007)»
Победитель в номинации:
Специальный приз жюри
Награда Otra Mirada испанского телеканала TVE
Кинофестиваль «38-й Киевский Международный кинофестиваль «Молодость»»
Победитель в номинации:
Гран-при
Приз экуменического жюри
Кинофестиваль «34-й международный кинофестиваль в Генте»
Номинации: Гран-при - Лучший фильм
Умри, и ты будешь свободна!
Фильм увидел случайно, но не смог оторваться и досмотрел до конца.
Большинство картин в кинематографе снимается на избитые темы! Тогда на первое место встает мастерство актеров, хороший сценарий, богатый реквизит, дорогая видеотехника, умопомрачительные спецэффекты и т. п. Все это чаще всего компенсирует скудость доносимой до зрителя идеи, и это естественно!
Картина «Будда рухнул от стыда» из другой категории. Гнетущая, шокирующая реальность другого мира, неизвестная большинству зрителей, которую фильм показывает - ЭТО главное! Игра, реквизит, спецэффекты здесь не только не обязательны, но и излишни, ибо они могут сделать фильм искусственным, наигранным, трагикомичным! А это уже не будет правдой!
Фильм не внушает оптимизма, и это самое сильное в нём! Он намекает, что завтра, эта реальность может коснуться любого зрителя и побуждает его самостоятельно искать ответ и принимать решение - бояться или противостать, умереть или жить! Фильм побуждает зрителя к поиску и обретению таких убеждений, такой веры, что способны будут помочь каждому лично преодолеть себя, свой страх, и ту реальность, которую он нам приоткрывает.
Как оценить фильм? Я не знаю. Классный? Что же классного в такой жизни. Плохой? Нет, он лучше многих блокбастеров и экшенов последних лет!
Лично моё определение: Фильм правдивый, отрезвляющий, побуждающий каждого мыслить и становиться Человеком с большой буквы.
ds-laptev
Умри и станешь свободной
Семейный клан Махмальбафов - притча во языцех современного фестивального кино, яркий парадокс неиссякаемого источника поражающих воображение кинолент, производимых с завидной регулярностью всеми членами семьи. «Будда рухнул от стыда» - полнометражный игровой дебют 19-летней дочери иранского гуру Мохсена Махмальбафа, не по годам зрелой и умной девочки Ханы, бросившей общеобразовательную школу и с восьми лет взявшейся за камеру, чтобы продолжать славную традцию своей замечательной семьи и с помощью искусства вступить в диалог с миром, который, по ее мнению, очень недружелюбен. И лента «Будда рухнул от стыда» самый искренний и жесткий удар поддых милитаризованным государствам, нанесенный из-под паранджи. Фильм отмечен множеством призов, среди которых Гран-При кинофестиваля в Сан-Себастьяне, Серебрянный медведь Берлинале за лучший полнометражный фильм, и премия «За мир», которого в картине юной иранки не было и в помине.
Как не было никогда мира и в Афганистане, в котором происходит действие фильма. Биамин, горное местечко, известное прежде всего тем, что в 2001 году талибы подорвали здесь 55-метровую статую Будды, на что тут же откликнулся Мохсен Махмальбаф, заявив, что никто статую не взрывал, она сама рухнула от того ужаса, что творится на земле. Статуе стало стыдно. Заинтересованность Мохсеном Афганистаном, его культурой, историей и тем бедственным положением, в котором оказалась страна, обусловила и выбор Ханы Махмальбаф, которая живет словно цыганка, как и вся ее семья, кочуя с места на место, спасаясь от цензурных запретов. Для «Будды, рухнувшего от стыда» запреты были неминуемы, отчего фильм снимался и в Афгане, и в Таджикистане и в Берлине. Основная тема фильма - это воспроизведение увиденного насилия в играх детей, которые пережили и нашествие русских, и аль-каиду, и талибан, а теперь и американскую оккупацию. Маленькая девоча Бактай, мечтающая пойти в школу, случайно становится жертвой игр в войнушку, неверной женщиной, которую следует забить камнями, расстрелять, закопать в могилу и побить камнями. Воспринимается это тяжело, ведь, когда играют в войнушку западные дети, это если и вызвает опасения, то только среди сверхактивных мамаш. В положении Афганистана такие игры смотрятся не просто как норма, а страшное предзнаменование будущего, которое, как известно, в руках детей. Насилие, воспроизводящее насилие, впитываемое с молоком матери. И что хуже всего, вовлечение в вечный круг насилия людей, не желающих принимать в этом участие.
В отличие от своих сверстников в Америке, которые узнают о насилии из голливудских боевиков, дети Афганистана познали его, наблюдая за ужасами, которые испытали их родные. Они видели, как их отцам отрубали головы в их собственных садах. (Хана Махмальбаф)
Наличие в фильме детей, конечно, бьет в десятку. Этим приемом Хана избегает показывать насилие на экране, но одновременно с этим находит более убедительный способ продемонстрировать угнетенное положение Афганистана, который не мог не потрафить фестивальной публике. Если вы не сочувствуете маленькой Бактай, то все равно будете впечатлены ассоциациями, которые вызывают эти дети, выступающие то в роли американских войск, бомбящих город, то талибов, очищающих землю от скверны.
И каков итог? Хана Махмальбаф эффектно сообщает, что лучше умереть. Смерть - это путь к свободе для людей, проживающих в пещерах, в стране, чья экономика сидит на героиновой игле, на земле, которую оккупируют самые разные силы, всегда обещающие свободу, но еще больше разрушающие уклад жизни афганцев. Так все безнадежно, что даже Будда, архетип терпимости, толерантности и милости, рухнул от стыда, чтобы больше не видеть зло, с которым приходит гуманитарная помощь в Афганистан.
И знаете, режиссеру 19 лет было, как и мне сейчас. Если не помните себя в этом возрасте, или его не достигли, оглянитесь по сторонам. Сам по себе фильм сильный, несмотря на то, что с виду очень простой, но вместе с тем мое уважение умножается во много раз к юной Хане Махмальбаф, дочери, достойной своего отца, и сказавшей больше и убедительней об афганском народе, чем аналитики от мира науки, боящиеся ступить ногой на эту землю.
8 из 10
Arbodhy
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.