Бунт в Каутокейно / Kautokeino-opprøret
Историческая драма о конфликте на далеком севере, между саамами и норвежскими чиновниками в далеком 1850-1853 годах. Когда конфликт вычерпал себя и перерос в огромный бунт, по тем временам не виданный до сих пор для северонорвежской зоны. По некоторым данным даже в честь этого поставили памятникам саамам в центре Норвегии, уже в 20 веке, так как тот мужественный бунт помнят до сих пор.
Трейлер
Кинопремия «Amanda Awards 2008»
Победитель в номинации:
Лучшая актриса - Анни-Кристина Юусо
Лучшая работа оператора
Лучший саундтрек
Лучшие декорации
Номинации:
Лучший звук
Лучший монтаж
События произошли 7-8 ноября 1852 г., когда группой саамов, выступавших с требованием запретить продажу алкоголя, в селении Каутокейно были убиты владелец лавки спиртных напитков и шериф, выпороты священник и его помощники, а также подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, более 20 человек было посажено в тюрьму на различные сроки (четверо умерло в тюрьме).
Среди виновных в произошедшем называли пастора Лестадиуса и его движение. На территориях саамов, начиная с 1840-х гг. все больше сторонников приобретало пуританское движение шведского лютеранского пастора Л. Л. Лестадиуса (Лестадия). Главным для него стала борьба с алкоголем. Он, также, боролся с всякими ненужными роскошью и украшениями, которые, по его мнению, отвлекали человека от Бога. Когда он прибыл в Каресуандо, то столкнулся с проблемой повального алкоголизма местных жителей. Лестадиус выучил саамский язык и начал проповедовать по-саамски. В своих проповедях пастор резко высказываться о грехе употребления алкоголя и они послужили началом "пробуждения" в Лапландии, распространившегося на большие части Норвегии, Швеции и Финляндии.
Режиссёр Нильс Гауп сам родом из Каутокейно и является потомком Аслака Хетта
Награды: Лучшая актриса - Анни-Кристина Юусо (Премия "Amanda Awards", 2008, Норвегия).
Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 1852 году в селении Каутокейно, что в Северной Норвегии.
В центре внимания - борьба живущих здесь людей (оленеводов-саамов) с торговцем Рутом, заправляющим алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги. Главная героиня Элен и её родственники после посещения соседнего города и знакомства с тамошним пастором начинают распространять листовки, призывающие людей отказаться от выпивки, ведущей к деградации и нищете. Осознав, что это ставит под удар их процветавший ранее бизнес, местные заправилы начинают действовать, призывая на помощь светские и церковные власти. Однако они не учли одного: перед лицом несправедливостей со стороны государства и церкви простые люди способны объединиться в борьбе за справедливость и даже пожертвовать собственной жизнью...
Однако. Мы снова сталкиваемся с феноменом качественного скандинавского кино. Кино сделанное «своими» и в первую очередь для «своих», но благодаря ряду качеств, могущее считаться неким образцом и для других. Суть феномена - аутентичность при общей смысловой доступности.
В «Бунте...» показана и рассказана история противостояния небольшой группы саамов (коренного населения севера Скандинавии) с норвежскими дельцами. Коммерсанты торгуют товарами и алкоголем, что приводит к спаиванию малочисленного северного народа (известно, что северные народы, генетически склонны к алкоголизму) и попаданию его в долговую яму. Из-за долгов последние вынуждены отдавать торговцам свою скотину - оленей, промысел которыми является их главным и единственным средством к существованию.
Торговля алкоголем - пьянство - потеря оленьего стада - вымирание. Такая стоит проблема перед общиной саамов и их вожаками: Элен (Юусо), Матисом (Ашлат Гауп), Аслаком (Миккель Гауп) и Монсом (Нильс Педер Гауп). Услышав пламенную проповедь шведского пастора в соседнем городке они всей компанией начинают бойкотировать магазин торговца (Микаэль Персбранд); попутно завязывая с алкоголем и переходят на «самообеспечение». Однако «олигарх» не сдается - ему ведь тоже иначе не выжить. Он коррумпирует руководство церкви, губернатора, судью. Терпение мирного народа иссякает...
Фильм сделан очень аскетично, но добротно. История рассказывается лаконично, но нужными акцентами и красками подогревая интерес зрителя к этой, совсем не блокбастерной истории. Актеры играют также «по северному» - без излишних эмоций, но, умея передать праведный гнев, надежду на избавление от гнета, отчаяние и готовность действовать. Не знаю как кому, но в финале у меня защемило сердце - кто увидит, надеюсь, поймет почему.
В «роли» «декораций» здесь выступает натуральная природа северной страны, несколько построек, наверное, начала-середины прошлого века. Быт лопарей показан убедительно. Олени просто прекрасны. Чего еще желать от кино? А мыслей «Бунт...» будит множество.
8 из 10
Yngwe
Надежда?..
Все хотят свободы, не так ли?
А для кого-то: свобода - это деньги. Самый простой и быстрый способ заработать денег - «сыграть» на человеческих слабостях, внушить простому народу, что у тебя есть то, что ему нужно. Но если народ поймет, что является лишь источником дохода и попытается избавиться от кабалы?
О, самоуверенные безжалостные дельцы не могут этого допустить, они будут биться за свое место под солнцем самыми бесчестными способами: внушение, власть, насилие. И тогда их истинные намерения выползают наружу во всём своём безобразии.
Это случилось.
И теперь мы видим, как несколько десятков человек всеми силами пытаются отстоять своё право на свободу от чужих притязаний. Они уверены в своей правоте. Им нужно совсем немного - заниматься своим делом и не зависеть от кучки безнравственных предпринимателей. Но кто им позволит?
Страшно смотреть на это. Из-за жажды наживы страдают люди, они вынуждены скрываться, подчиняться нелепым, только что выдуманным «законам», гибнуть. И кто остановит этот кошмар? Никто.
Власть не на их стороне. Власть вновь предстает перед нами бесчувственным механизмом, поглощающим тех, кто верит в свою свободу и свои права.
Саамы - гордый и сильный духом народ. Некоторые из них готовы заплатить жизнью за светлые идеалы человечества.
Что же остается в итоге? Надежда... Надежда на то, что эти смерти - не зря, и справедливость восторжествует.
Фильм оставляет после себя глубокий след в душе. Больно и неприятно смотреть на эту борьбу за то, что принадлежит человеку от рождения. И сами исторические события, и фильм заставляют задуматься над природой человеческого стремления извлечь выгоду. Но так или иначе, смотреть киноленту однозначно стоит, ибо идея в ней заключенная пробуждает душу от вязкого сна, в который её ежедневно погружают утопичные рекламные лозунги и телевизионные шоу.
10 из 10
anhelmoders
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя runis:
Достойное кино,хорошая игра,от меня 5.
|
05:11 / 25.10.2013 |
|
|
От пользователя runis:
Хорошее кино,от меня 5.
|
04:50 / 25.10.2013 |
|