Человек из Ла Манчи / Man of La Mancha
XVI век. Поэт, писатель и актёр Мигель де Сервантес брошен за долги в тюрьму, где он рассказывает другим заключённым историю дворянина Алонсо Кехано, который назвал себя странствующим рыцарем Дон Кихотом и пустившийся в дорогу навстречу опасностям ради благосклонности Прекрасной Дамы.
- Экранизация по произведению: Мигель Де Сервантес Сааведра
- Девушка в тюрьме носит очки на дужках. Роман про Дон Кихота Мигель де Сервантес написал в начале 17 века. А такие очки были изобретены в Англии только в начале 18-го века.
Оскар, 1973 год
Номинации: Лучшая музыкальная адаптация
Золотой глобус, 1973 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Питер О'Тул)
Лучшая мужская роль второго плана (Джеймс Коко)
Чистая душа
В ходе ознакомления с фильмографией Питера О`Тула добрался до не слишком известной, не шибко хвалимой критиками экранизации бродвейского мюзикла, который является довольно вольной адаптацией одного из известнейших произведений мировой литературы - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанченский». Звучит довольно дико: из легендарной книги, вдохновившей не один десяток поколений на пересмотр собственных моральных принципов, - в песни и пляски на сцене, а от туда и вовсе в Голливуд, переноситься на широкий экран. Правда ещё до просмотра обнадёживал тот факт, что перенос осуществил Артур Хиллер - очень талантливый режиссёр, в лучшие свои годы способный удивлять в самых разных жанрах. Ему одинаково хорошо давались легкомысленные комедии (Ничего не вижу, ничего не слышу), сентиментальные мелодрамы (История любви), социальная сатира (Больница) а так же ленты, содержание которых было настолько смелым, что сейчас подобное и вовсе бы не пустили в кино с пометкой «неполиткорректно» (Человек в стеклянной будке). Жанр «Человека из Ла Манчи» можно определить как трагикомедию.
Что же в итоге вышло у Хиллера, в процессе всех этих интерпретаций, экранизаций, и прочих «ций»? Получилось сердце. Получилась душа. Итоговое полотно - искреннее и красивое переложение идеалов «рыцаря печального образа» на киноязык. Хиллер, пожалуй, даже превзошёл самого себя, вдохнув новую жизнь в всем хорошо знакомую историю, заставив вновь со светлой грустью в сердце следить за похождениями сумасшедшего старика с большим сердцем и его верного и наивного оруженосца.
Пожалуй самым заметным отличием от романа-первоисточника является наличие параллельной сюжетной линии, в которой перед зрителем предстаёт находящийся в тюрьме за «ересь» Мигель де Сервантес - собственно сам писатель, человек, придумавший Дон Кихота. Как параллель с его же творением, вполне ожидаем и оправдан следующий ход создателей фильма - обоих героев играет один и тот же актёр, Питер О`Тул.
Для О`Тула 72-ой год, без всяких скидок, был годом квинтэссенции его актёрского мастерства. Сыграв в «Человеке из Ла Манчи» и «Правящем классе», он исполнил целых четыре цельных и сложных образа, продемонстрировав и свой необъятный актёрский диапазон, и удивительную способность скакать по нему в пределах одного фильма. Но если в «Правящем классе» он показал две кардинально разные личности одного шизофриника (от жизнерадостного божества, распугивающего окружающих снобов призывами любить друг друга, до маниакального тирана, узревшего в самом себе старину Джека Потрошителя), то в фильме Хиллера О`Тул играет двух разных людей - сумасшедшего Кихота и вменяемого Сервантеса. И пока далёкий от мирских забот блаженный идальго видит прекрасное в самых простых вещах и совершает иллюзорные подвиги во имя рыцарства, усталый писатель Сервантес находится на грани отчаяния, находя в себе последние силы для вселения надежды в сердца тех, кто уже сдался в оковы злобы и несправедливости реального мира. Но в конечном итоге они достигают одну и ту же цель - делают мир немного лучше. И пусть последний из рыцарей с кривой шпагой зовётся в народе душевнобольным - быть может такая болезнь душе как раз и необходима?
А какой же рыцарь без прекрасной дамы? Честно говоря Софи Лорен изначально не радовала в этом образе. Холодная, отстранённая, будто бы явившаяся на съёмочную площадку по ошибке. Но все подозрения напрасны, и режиссёрский замысел довольно быстро всплывает на поверхность, а зритель наблюдает за тем, как чокнутый старик-посмешище, ворвавшийся в беспросветную жизнь потерявшей всякую надежду проститутки, учит её любить жизнь и бороться за собственное счастье. И постепенно героиня Лорен оживает, в ней загорается огонь, она дышит полной грудью, она борется, она любит.
Заметный вклад делает и Джеймс Коко, в образе миловидного и наивного оруженосца Санчо Панса.
Музыкальные номера в фильме редки, да и не тянут на бриллианты голливудского мюзикла, но для меня, как для человека, которому «мюзикл» не то чтобы приговор, но просто не мил, пение героев оказалось скорее даже плюсом, и прежде всего это заслуга заглавной композиции «Man of La Mancha (I Don Quixote)", которая в полной мере передаёт волевой дух героя. И бесспорно силён финал, в котором ослабленный болезнью Дон Кихот встаёт с постели чтобы вместе со своей прекрасной дамой и верным оруженосцем в последний раз исполнить свой гимн рыцарства. А дальше пришлось сдерживать слёзы. Да, лучшие из нас когда-то уходят, но в силах живущих подхватить упавшее знамя и продолжать нести идеалы честь, совести и достоинства туда, где об этом уже забыли, и хотя бы попытаться что-то изменить.
Итог: сильнейший фильм о чистейшей душе.
10 из 10
HiPartez
Герой на все времена
Персонаж Дон Кихота известен пожалуй многим, если не всем. Его имя давно стало нарицательным (что очень близко лично по отношению ко мне), одноимённый роман бесчисленное количество раз экранизировался. Одной из таких интерпретаций истории Рыцаря Печального Образа стала кинокартина «Человек из Ла Манчи» основанная на бродвейском мюзикле 1956 года. С театральной постановкой я к сожалению не знаком, но фильм по её мотивам получился очень и очень достойным.
Для себя я могу выделить три основных достоинства этого замечательного фильма.
Сюжет - это первый плюс. На экране мы видим как историю Дон-Кихота, грустную но и вселяющую веру в то, что добро и справедливость будут торжествовать, так и историю его создателя, Мигеля де Сервантеса который подобно своему альтер-эго, сражается с несправедливостью и пытается сделать мир лучше своим творчеством.
Актёрская игра - это второй, жирный и огромный плюс кинофильма. Питер О`Тул блестяще воплотил образ Сервантеса и Дон Кихота. Глядя на него ты веришь что перед тобой истинный Рыцарь Печального образа. Также хочу отметить легенду Голливуда Софи Лорен в роли Альдонсы/Дульсинеи. Софи создала образ женщины с действительно трудной судьбой, озлобленной на жизнь, но чудесно изменившейся, когда её избрал дамой сердца Дон Кихот. Верный оруженосец и просто друг Санчо Панса великолепен в исполнении Джеймса Коко. Печально, что его уже нет в живых, однако образ в этом фильме поистине даровал актёру бессмертие.
И конечно, какой мюзикл без песен? Музыкальное сопровождение - третий плюс этого фильма. Все песни, начиная от эпичной «Я, Дон Кихот» и заканчивая романтичной «Дульсинеей» идеально вписываются и придают картине ещё большее очарование.
История Человека из Ла Манчи не кончается финальными титрами. Образ Дон Кихота живет и в реальном мире. Пусть сейчас этим именем называют «безумцев», далёких от жизни. Это можно пережить. Как известно, если мир сошел с ума, он объявляет сумасшедшими как раз тех, кто не растратил себя на пустое, приходящее, фальшивое. Слава Богу, что и сейчас «Дон Кихоты» сражаются с несправедливостью и многоликим злом. А пока есть такие герои, мир будет стоять на месте.
Спасибо за внимание
Вердикт: шедевр
benobiwan
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.