Неужели Ким Ки Дук «исписался»? Неужели его время прошло? Именно эти вопросы задавал себе глядя в экран нового творения мастера. Если так, боль утраты невосполнимая. Мы все скорбим. Мы все оплакиваем потерю. Ему пятьдесят восемь. Обоснован ли мой приговор? Думаю, что до выхода следующего фильма, да. А там, как говорится, поглядим.
Отчего такая категоричность? Всё по делу. На суд зрителя вынесена низкокачественная по художественному, эстетическому, смысловому (отчасти) наполнению лента. Возрастная категория, определяемая к допуску — 18+, и с этим, исходя из ряда сцен, нельзя не согласиться. Но вот одна загвоздка — подача материала «ни к чёрту». Автор излагает сюжет языком понятным и доступным для детей дошкольного возраста. Букварь и Азбуку режиссёр вручает каждому из нас и словно учитель начальных классов ходит между рядами просматривая открытые книги. Всё ли Вам ясно, вопрошает раз за разом.
Это проститутки. Вы поняли, что это именно они? А вот это — плохие дяди. Их называют гангстерами, доступно для понимания? И те, и другие отвратительны. И те, и другие омерзительны. Говорят плохие слова, сквернословят, а ещё, чтобы Вы окончательно уяснили как они ничтожны они и мимикой лиц себе и Вам помогают. Очень плохие. Очень. Сейчас они станут потешать Вас как в плохом спектакле. Приготовьтесь.
Эта свора оказывается на прогулочном корабле. Военное судно переоборудовано в прогулочный «лайнер» — корабельные пушки на месте, боекомплект лишь отсутствует. Рядом с «отребьем» простые смертные, «пушечное мясо» в любые времена. Кто то называет их «терпилами», кто то — народом, серой массой. Они каждый сам за себя. Спрашивается, что может произойти, когда критический удельный вес паразитов, слишком велик? Правильно, они начинают бесчинствовать. Насилие и беззаконие во всей красе. Кто может противостоять? Нет такого.
На утро выясняется, что морская гладь, по которой скользили, отступила. Исчезла. Растворилась. Движение остановлено. Автономность, единственное что осталось. Висим в воздухе. В пустоши. И что же дальше? Животная сущность над последними остатками человеческого во всей красе. Первое для рассмотрения «силой» — пища. Кому и сколько полагается. Чего именно. Выживание, посылом. Но куда может плыть судно без порта назначения? А если его нет вовсе? Этого порта. А еды на прокорм «кот наплакал».
А что же команда, а что же капитан? Неужели бездействуют. Отнюдь. Они на стороне «добра». Но обречённость их очевидна. К тому же в лагере антипода «верховодит» циничный политик, он тоже на борту ковчега.
Основная интрига от автора — старец. Мудрец с шапкой седых волос. С первых кадров — приборщик. Метёт палубу от мусора. Кто он среди этих несчастных? Смотритель за душами? Часовой времени? Начало и конец всему? Господь? Культиватор почвы? Да, похоже на то. Материя порождает материю — он лепит завтрашний день. Пусть из каждого произрастёт новая жизнь. Молчалив и проницателен.
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — фильм живущий вне времени. Там аллегории, здесь аллегории. Там ступени и здесь они же. Дед, так вообще едва ли ни один и тот же. За ним хочется ходить ловя каждый жест, каждый взгляд. Но для двух часов этого мало. Его мало. А кроме него, тут «кина» больше нет. Один мясоконсервный завод. С трупами, разделкой, поеданием. Да, люди повсеместно «едят» друг друга каждый день, но форма избранная автором для демонстрации этого, мне пришлась не по вкусу. Так и хочется сказать — неужели в 60 лет Вы настолько поизносились, что и предложить стоящее не можете? Или это дань времени? Ларс фон Триер на седьмом десятке «испёк» Джека, теперь Ким Ки Дук потчует едва ли не тем же. А где переливы красоты? Где гармония? Тошнота от Вашего фильма. Всё это похоже на старческий маразм нигилизмом бурчания. «Плохонькое», я бы сказал «скверненькое» кино. Пересмотреть такое, рука не поднимется.
5 из 10
Качнувшийся