Черная серия / Série noire

Черная серия
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 25 Апрель 1979
Режиссёр: Ален Корно
Продолжительность: 01:51
Просмотрели: 23

Франк ведет скучную жизнь разъездного коммивояжера и не видит ничего, кроме парижских пригородов. Но однажды он совершает необычную сделку со старой женщиной, предложившей в обмен на его товар свою шестнадцатилетнюю племянницу Мону.

Привязавшись к Франку, девушка предлагает ему убить свою опекуншу, чтобы завладеть ее деньгами. Предвкушая перемены в жизни, он соглашается.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Экранизация по произведению: Джим Томпсон


Сезар, 1980 год
Номинации:
Лучший актер (Патрик Девэр)
Лучший актер второго плана (Бернар Блие)
Лучшая актриса второго плана (Мириам Буайе)
Лучший адаптированный или оригинальный сценарий
Лучший монтаж


Каннский кинофестиваль, 1979 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

 

История обыкновенного аутсайдера

Название фильма неслучайно - оно отсылает зрителей к 50-60-м годам, эпохе расцвета французского криминального кино. А началось все в середине 40-х годов, когда бывший актер Марсель Дюамель затеял издание романов популярных американских и французских писателей-детективщиков. Так возникла знаменитая книжная «Черная серия». Благодаря экранизациям появилась кинематографическая «Черная серия», существовавшая параллельно с литературной. В качестве примера можно назвать «Второе дыхание», роман Хосе Джованни, в 1966 г. перенесенный на экран Жан-Пьером Мельвилем.

К 70-м годам «Черная серия» выдохлась и Ален Корно, по его словам, взялся спасать пришедший в упадок жанр полицейского кино - т. н. поляра. Действительно, некоторое время Корно даже считали наследником Мельвиля, в основном благодаря лентам «Полицейский пистолет «Питон-357» и «Выбор оружия».

Несомненно, режиссер хотел подчеркнуть «родство» своего фильма с классической «Черной серией», отдать дань классикам поляра - Мельвилю, Дювивье, Беккеру. А еще культовому американскому автору «криминального чтива» Джиму Томпсону, произведения которого также выходили в рамках «Serie Noirе» и по чьей книге «Женщина из ада» снят фильм. При желании, можно провести параллели и с лентой Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров».

Но в отличие от упомянутых выше фильмов (кроме, разумется, «Банды») «Черная серия» Корно не поляр, а криминальная драма, причем откровенно камерная: всего десяток персонажей, из них половина появляется на считанные минуты, порой даже секунды, а действие происходит в основном либо в квартире, либо в автомобиле главного героя. Это Франк Пупар («для друзей - Пупсик»), коммивояжер-неудачник, у которого к тому же не ладится семейная жизнь. Одним словом, беспросветное существование, состоящее из бесконечной череды опостылевших серых будней.

Случайно он знакомится с девушкой Моной, живующей у скупой, но богатой тетки. Юное создание подговаривает Пупара ограбить и убить тетушку. И Франк соглашается, рассчитывая таким образом поправить свои финансовые, а заодно и амурные дела, и вырваться, наконец, из порочного круга. Для реализации своего плана он собирается использовать еще одного лузера - недалекого боксера Тигидеса. Казалось бы, план идеального преступления срабатывает, но... Настоящие неприятности у Франка только начинаются, причем он сам приложил к этому руку. Так что название фильма можно еще трактовать и как «черную» серию (или полосу) в жизни героя.

Отдельного слова заслуживает замечательная, в трагикомическом ключе, игра Патрика Дэваера. В его исполнении Франк Пупар, лжец и убийца, выглядит не отталкивающим персонажем, а несчастным и запутавшимся, иногда даже вызывающим сочувствие человеком.

8 из 10

Рекомендую всем поклонникам хорошего французского кино.

Old Abe

Преступление без наказания

Коммивояжер Франк Пупар, по прозвищу Пупсик, работает в торговом агентстве «Выгодная покупка». Совершая очередной обход клиентуры в парижском предместье, он наведывается в дом к пожилой мадам, которая предлагает ему весьма необычную сделку. Вместо оплаты за предоставленный товар она уговаривает Пупара попользоваться собственной племянницей - шестнадцатилетней Моной.

Невинное создание привязывается к Франку и предлагает убить старуху, у которой якобы припрятаны в заначке 10 миллионов франков. Находясь продолжительное время на грани нервного срыва из-за неудач в бизнесе и разлада с женой, Франк после некоторых колебаний соглашается. По-дилетантски исполненное двойное убийство, помимо старухи ещё и сообщника, он всё равно вводит в заблуждение полицию, так и не сумевшую восстановить истинную картину случившегося.

Экранизация романа Джина Томпсона «Адская женщина» стала вторым фильмом своеобразной «чёрной серии» француза Алена Корно, прежде поставившего «Пистолет „Питон 357" (1976). Не мудрствуя лукаво, он так и назвал свой фильм - Serie Noire. Картина вполне могла бы ограничиться изложением сюжета, органично вписавшись в какую-нибудь криминальную подборку историй об идеальных убийствах или превратностях судьбы, если бы с какого-то момента в ней не начали всё отчетливей звучать темы рока и обреченности.

А ассоциации с хрестоматийным «Преступлением и наказанием» Достоевского обозначили ещё один, куда более весомый контекст. Ситуация с убиенной бабулькой, будто скалькированной Томпсоном с образа старухи-процентщицы, так или иначе, заставляют вспомнить книжку русского классика. Даже притом, что парижский коммивояжер Пупар, может быть, и не столь истово, как Родион Раскольников, терзается над разрешением нравственной дилеммы: «Кто я - тварь дрожащая, али право имею?».

Переступив через роковую черту, отделяющую обычного человека от мокрушника, Франк попадает в сети некоего иррационального зла, заставляющего его совершать всё новые, ещё более ужасающие поступки. Но даже падший Пупар выглядит всё-таки живым человеком в сравнении с его работодателем, логически просчитавшим, кто является убийцей, и затем хладнокровно шантажирующим Франка.

Мнимый хэппи-энд, в котором нищий Пупсик, совершивший в момент «душевной слабости» четыре убийства, кружится в диком танце с нелюбимой Моной и кричит во весь голос, что всё прекрасно, исполнен Патриком Деваэром с таким эмоциональным надрывом, что становится не по себе. Работа Деваэра, сыгравшего Пупара, что называется, с «обнаженными нервами», способствовала тому, что фильм слишком далеко ушёл за границы криминального жанра, разверзнув перед зрителем бездну трагического ужаса.

Через три года 35-летний Деваэр, в жизни и в кино в равной степени остро реагирующий на любые перипетии, разрядит ружье в собственную голову и заставит вспомнить ещё одного персонажа русской литературы, однажды собравшегося на утиную охоту...

Малов-кино

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.