Чужестранец / The Stranger
Детективная драма о поиске бывшего нациста, военного преступника, сумевшего найти убежище в США и жениться на дочери члена Верховного Суда. Задача агента Комиссии по расследованию военных преступлений убедить жену беглеца в том, что он нацист, чтобы она помогла следствию.
Оскар, 1947 год
Номинации: Лучший сюжет
Венецианский кинофестиваль, 1947 год
Номинации: Золотой лев
Вторая мировая война закончилась. Теперь спецслужбы занимаются розыском беглых фашистов, которым удалось избежать правосудия. Франц Киндлер был одним из организаторов массовых уничтожений евреев в годы войны. Теперь он скрывается и федеральному агенту предстоит его найти. В штате Коннектикут в университете города Хартфорд работает профессор Чарлза Рэнкина. Возникает подозрение, что под именем этого профессора скрывается военный преступник Франц. Агент отправляется в университет, чтобы проверить эту версию.
© Fast-Torrent.ru
Орсон Уэллс: часы и тени
После «Гражданина Кейна», у Уэллса постоянно возникали проблемы со следующими фильмами. Его «Великолепие Амберсонов» было порезано перед выходом в прокат, а «Путешествие в страх», в котором он выступил продюсером, сценаристом и сорежиссером, и вовсе почти разорило этого деятеля. Только после войны, под железной рукой продюсера Сэма Шпигеля он все-таки сумел выпустить антинацистский фильм «Чужестранец», который хоть и не принес Уэллсу, ни денег, ни славы, стал определенным личным прорывом, потому что именно эта картина привела его в мрачный жанр нуара, легендой которого он впоследствии и станет. Конечно, кое-где «Чужестранец» далек до идеала и даже возможно чуть смахивает на типичную голливудскую поделку, но именно здесь уже видны будущие признанные шедевры, как «Третий человек» (актер и сценарист) и «Печать зла» (режиссер, актер, сценарист). И все-таки сегодня этот фильм не особенно ценится потому, что оригинальный вариант, законченный и смонтированный самим Уэллсом, был утерян, а то, что встречается сейчас - студийная переделка, и то, что даже она тянет на отличный фильм, говорит, наверное, о том, что оригинал-то и вовсе был шедевром.
История рассказывается издалека: запуганный человечек, выпущенный хитрым следователем из тюрьмы, направляется в США, чтобы встретиться со старым другом. Все это лишь уловка, потому что за человечком незримо и неотступно следует закон в лице мистера Уилсона (довольно типичная роль для популярного в то время актера Эдварда Дж. Робинсона). Этот низкорослый и немного пузатенький следователь оказывается этаким благородным пронырой, знающим все наперед и хитростью заманивающий врага в ловушку. А враг - это пристроившийся в тихом американском городке нацистский преступник высшего эшелона, загадочная личность, на которую и должен вывести полицию досрочно выпущенный соратник. И тут фильм выручает своим появлением Орсон Уэллс, играющий спокойного школьного учителя, собирающегося жениться на дочке местного судьи и увлекающегося часовым ремеслом. Вообще, если углубиться в тему часов, то можно сказать и еще одно об антагонисте: часовой механизм для него дороже чужих жизней. Стоит только вспомнить, с каким равнодушием он говорил о чужих жизнях в начале, как смеялся над раскаянием и верой в Бога, с какой механической точностью задушил вставшего на колени приятеля, или сказал жене, о том, что отравил ее собаку. А ведь потом, в часовой башне, еще и выдает прекрасную трогательную фразу: «Не сажайте меня в тюрьму - я не преступник».
Очень выразительна игра самого Уэллса. Неудивительно, что играя злодея, что обычно равняется персонажу второго плана, он все-таки сумел выйти на первый план, оставив позади Эдварда Робинсона, у которого и так все получается. Уэллс же прекрасно справляется со своим переходом от образа хорошего парня, которому родители доверяют учить своих детей, а судья даже выдает за него свою дочь, несмотря на то, что ни в одной провинции не любят чужестранцев, к образу убийцы, который ни во что не ставит жизнь. Характерно, что задушив нежелательного приятеля, Франц Киндлер начинает прятать тело, в чем напоминает зверя, разгребающего когтями-пальцами землю и закидывающего место преступление листьями. Особый шик в эту сцену вносит, то, что сейчас у него вот-вот начнется свадебная церемония, где уже собрались гости и ждут только его (жениха!), закапывающего трупы в лесу, а где-то рядышком бегают подростки - его ученики.
Между делом, интересно, что, узнав правду об убийстве и возможной причастности мужа к жертвам нацизма, героиня все-таки, пусть и не совсем осознанно, принимает его сторону, удерживаясь за устоявшейся образ крепкой семьи, а восстает против него, узнав, что он собирался расправиться с ней самой. И поэтому хоть фильм везде заявляли, как антифашистский, снятый сразу после войны, Уэллс, да и голливудские монтажеры, переживали явно не о еврейских судьбах, оставив на фильме налет чисто-американского лицемерия.
Но если сюжет этой истории обыден, хоть и не лишен встречающегося шика, то другое дело - стиль. Все-таки рука художника в этом фильме чувствуется, причем художника растущего и готового к новым экспериментам. По-настоящему захватывает тот эстетизм, с которым Уэллс начал пользоваться тенями. Конечно, и «Гражданин Кейн», и «Великолепие Амберсонов» были мрачноватыми фильмами, но даже там тень не перевоплощалось в активное действующее лицо киноповествования. «Тень начала расти, и покрывать все, как ковер...», произносит героиня с пугающими интонациями - это приснившийся ей сон. «Рано темнеет», говорит хозяин кафетерия, когда мистер Уилсон только собирается начать расследование. В «Чужестранце» можно зачастую увидеть, как персонаж пропадает из фокуса и вместо него начинает действовать отбрасываемая тень. Тени постоянно присутствуют на лицах героев, и не просто затемнениями, а настоящими черными массами, искажающими человеческое восприятие эмоций. Даже типичный штамп Голливуда, сцену поцелуя влюбленных, Уэллс заковывает в этот мрак, заранее, на подсознательном уровне, заявляя, что в этой парочке слишком много лжи, чтобы это было светлой романтикой. Лица уходят в непроглядный мрак, и появляются из него и, конечно, казалось бы, ничего особенного в этом нет, и, может быть, у стесненного в финансах Уэллса просто не хватило денег на нормальное освещение. Но все же, эта игра света и абсолютной тени завораживает - это и есть своеобразный дух неповторимого нуара, в котором нет однозначно положительных главных ролей, и Уэллс возводит тень в настоящий культ, а потому даже немного жалко, что сюжет так по-голливудски прямолинеен.
Другая фанатическая черта фильма: часы. Это увлечение Франца Киндлера, своеобразный способ успокоиться. Помимо огромного количества часов в доме, в городке есть часовая башня со сломанным механизмом. Именно таким образом молодой человек нашел способ «подлизаться» к горожанам - обещанием починить символ их города и предмет всеобщей гордости. Неудивительно, что именно в этом экзотическом месте и будут происходить многие кульминации, включая последнюю, которую можно назвать даже гениальной. Починенные злодеем часы становятся и финальной точкой в его поражении, и не зря была сказана им до этого двусмысленная пророческая фраза: «на этот раз чувство времени меня подвело». Вдобавок и часовой звон в фильме всегда становится предметом тревоги, и даже когда героине, в несколько истеричном воплощении Лоретты Янг, предъявляют пленку со зверствами ее нового мужа, пленка обрывается и, крутясь, начинает издавать тиканье, идентичное часовому. Это как бы постоянно говорит о том, что время идет, и счастье, построенное героями в городке и его тенях, скоро закончится. А уж когда герой Уэллса приводит в действие часовую башню, и вовсе ясно, что теперь она отсчитывает время до его конца и есть что-то справедливо-мистическое в том, что часы ломаются вместе со своим часовщиком.
Лекс Картер
Возмездие
Орсон Уэллс относится к той славной когорте режиссёров, что своим дебютным фильмом устанавливают планку, до которой потом всю жизнь допрыгнуть не в силах. И пусть он так и не снял второго «Гражданина Кейна», но быть может именно это стремление повторить и превзойти свой первый успех, этот вечный потолок над головой вызывает непреодолимое желание пробить его и увидеть голубое небо недостижимого абсолюта. Орсон Уэллс по праву отвоевал свое место на пантеоне великих, и не только в качестве автора одного шедевра. Пусть даже отчасти добирая не столько качеством, сколько количеством.
«Чужестранца» Уэллс снял через пять лет и два фильма после «Кейна», но главное не это. Главное то, что он был снят всего через год после окончания Второй мировой войны. Снимая историю охоты на нацистского преступника, спрятавшегося под поддельным именем в американской глубинке, режиссёр нехитрым языком «чёрного» детектива рассказывает вполне злободневную историю, достойную, быть может, и более серьёзного подхода. Однако Уэллс сделал вполне классическую нуаровую сказку - стильную и остросюжетную, но при этом совершенно не претендующую на роль шедевра мирового кино.
История о том, как инспектор Уилсон ловил крупного нацистского преступника в исполнении, кстати, самого Орсона Уэллса, полна натяжек и условностей как в мелочах, так и в целых сюжетных линиях. Но только дело не в этих условностях, благо, стиль нуара к тому располагает. И если в одних фильмах водители могут подолгу трепаться за рулем, вовсе не глядя на дорогу, то и здесь игра в шашки между героями вполне может проходить по правилам, поставившим бы в тупик самого изобретателя трехмерных шахмат Шелдона Купера. Любители искать блох могут собирать скриншоты с ляпами весь фильм, прочие просто получают удовольствие от сюжета и обкусывают ногти в ожидании развязки.
Конечно, нуар невозможен без женщины. И пусть Лоретта Янг - не фемм фаталь и не циничная стерва, но всё же волею судьбы ее персонаж Мэри Лонгстрит становится тем центром притяжения, вокруг которого закручивается детективный сюжет. Именно она, пребывающая в блаженном неведении невеста одного из идеологов нацизма Франца Киндлера, скрывающегося в городке, случайно встречает Конрада Майнике - ещё одного военного преступника. По пятам за Майнике следует инспектор Уилсон, справедливо полагая, что мелкая рыбешка может вывести на крупного хищника. Конрада вскоре убивают, а Мэри оказывается важнейшим звеном цепи, готовой вот-вот обхватить горло Киндлера. Действие разворачивается стремительно, с каждой минутой хронометража вокруг преступника плетётся всё более плотная сеть. Мистер Уилсон целенаправленно и в высшей степени профессионально ведёт свою игру, неизбежно, шаг за шагом подталкивая Киндлера к обрыву, к ситуации, в которой у того будет лишь два выхода: сдаться либо умереть. И возмездие для злодея получается эффектным и абсолютно достойным финала этой истории.
С оглядкой на злободневность, «Чужестранец», конечно, не прошёл незамеченным, получив несколько номинаций на крупнейших кинофестивалях. Но награды обошли фильм. Однако его плюсы весомы и делают «Чужестранца» достойным просмотра даже сейчас, спустя шестьдесят шесть лет и десятки фильмов на тему поисков военных преступников. Прежде всего это, конечно, закрученный сценарий, но и актерская игра, и классическая нуаровая режиссура Орсона Уэллса не устарели даже в наш век клипового монтажа и компьютерных спецэффектов. Это действительно хороший образчик детективного жанра, который и сегодня смотрится с неподдельным интересом.
ArmiturA
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.