Чёрный цезарь / Black Caesar
![Чёрный цезарь](http://con.imghosts.Ru/media/posters/2017/09/14/cache/1_prewiev.jpg)
![](http://con.imghosts.Ru/media/images/nav/tag_add.png)
Гарлем. 1960-е годы. Молодой и предприимчивый темнокожий бандит Томми Гиббс, преследуемый воспоминаниями о не очень-то легком детстве, протаптывает себе дорогу в мафиозные верхушки Нью-Йорка. Естественно, дорога та не цветами была устлана, а трупами итальянского клана, место которого и занял Томми. Завладев бухгалтерскими книгами, содержащими тонны компромата, он сделал себя практически неприкосновенным. Однако спрос на эти книги тем временем всё возрастает...
Продолжение: Беспорядки в Гарлеме
Черный цезарь 1
«Черный цезарь» - всего лишь второй фильм Ларри Коэна в качестве режиссера, снискавшего определенный успех сначала написанием сценариев к вестернам и нуарам, позже в 1970-80х постановкой дешевых, но чудовищно стильных ужастиков, таких как «Оно живое 1-3», «Кью», «Бог приказал мне» и «Возвращение в Сайлемс Лот», и наконец, сценарием к фильму «Телефонная будка» с Колином Фаррелом. В общем, личность, скажем так, разносторонняя. А свою режиссерскую карьеру Ларри начал с постановки двух блэкэксплуатейшенов (гангстерские ленты о чернокожих - то есть, афроамериканцах) - «Кость» и непосредственно «Черный Цезарь» 1973 года выпуска, естественно, по собственным же сценариям.
На съемку фильму потрачено 18 дней - уже интересно. Большая часть антуража - Лос-Анджелеский дом самого Ларри Коэна (ранее находившийся во владении другого занимательного режиссера - Сэмуэля Фуллера), где очень кстати оказался бассейн, здоровый холл и количество комнат, достаточное для съемок в них полнометражного фильма. Это ещё не всё. Не забыл Ларри так же и про квартиру свей мамы в высотке на Манхеттане. И плюс сцена, снятая (естественно бесплатно) в кабинете адвоката Ларри Коэна.
А чего только стоят съемки на улицах Нью-Йорка партизанским методом, когда настоящие люди в кадре реагируют на происходящее, словно это не кино! Или погоня на такси по тротуару - дабы никто не выходил из зданий, съемочная группа протянула вдоль целого квартала веревку, перегородив ею двери. Дважды полицейские чуть было не арестовали (во второй раз - чуть не пристрелили) актеров, бегущий по Манхеттану с оружием в руках - и не мудрено.
Я не в курсе, знаком ли Коэн с другим выдающимся Нью-Йорским евреем по имени Ллойд Кауфман - владелецем трэш-компании ТРОМА, но общий язык они бы точно нашли. Ведь это настоящее высокое искусство «создания илллюзии за гроши», когда режиссер способен снять «ночной клуб» у себя в гостиной, просто выключив свет, пустив немного дыма, и посадив перед камерой в качестве массовки пару своих знакомых и жену. В лентах Коэна люди входят в здание в Нью-Йорке, а оказываются в Лос-Анджелесе. Всё в этом фильме - иллюзии - та самая «магия кино» в действии.
История в целом очень напоминает «Лицо со шрамом» Брайана де Пальмы, вышедший лет через десять после «Черного цезаря». Но здесь нет наркотиков - Коэн всегда сторонился этой темы. А Томми Гиббс - это безусловно черный Тони Монтана. Такой же собственник и эгоист, мстящий кажется всему миру за то, что не родился богатым и белым.
Предфинальная сцена убийства своего давнего врага, полицейского, избившего Томми ещё в детстве, а ныне, делового партнера, действительна сильна и жестока, но при этом не лишена смысла. По концепции ей не уступает и финальный эпизод, где раненый Томми, прихрамывающий в обнимку с бесценными бухгалтерскими книгами сквозь руины своего родного района, погибает от рук малолетних преступников. Они убивают его, Томми Гиббса, который лишь недавно был владельцем всего мира и отцом Гарлема, забирают бумажник, снимают с его руки часы, но оставляют бухгалтерские книги.
Фильм не производит впечатление классического блэкэксплуатейшена. В комментариях к фильму Коэн не раз упоминает что пытался отойти от стереотипов данного жанра, загнанного, в довольно узкие рамки. Лента не только занимательна в качестве развлекательного кино, но так же представляет интерес как драма и живой пример того, что можно, вопреки всякой логике, снимать быстро, дешево и качественно.
Что-то я забыл... Точно. Ещё музыка. За музыкальное оформление фильма отвечал сам Джеймс Браун - и это его первый саундтрек. Ну что тут сказать - великолепные негритянские песни, спиричуэлс, рок - всё на своём месте.
И вот ещё интересный факт: существует продолжение. Сиквел называется «Разборки в Гарлеме» (Hell Up in Harlem) и несмотря на «не сильно позитивный» конец первой части тому есть разумное объяснение:
Ларри Коэн и продюсер Сэмуэль Аркофф не могли никак договориться о том, стоит ли убивать в конце Томми Гиббса. Коэн сделал по своему. Но на предпоказе зрителям отсутствие хэппи-энда категорически не пришлось по вкусу. А копии по кинотеатрам уже разосланы. Что делать? - В день премьеры Ларри обошел кинотеатры Нью-Йорка и лично вырезал финал фильма - отныне раненый Томми Гиббс бредет по руинам Гарлема, а следом - титры. Ну а в Европу продали «трагичную» концовку - этим европейцам не привыкать.
И фильм сорвал банк - это был настоящий хит. Оригинальную версию «Черного цезаря» видели только в Европе. И конечно Аркофф решил снимать продолжение, раз главный герой жив, а деньги рекой текут.
P.S. фильм занял 18-ое место в списке «Лучший гангстерский фильм, который вы наверняка не видели» по версии журнала Empire
8 из 10
Никита Севастьянов
Фред Уильямсон - Черный цезарь
И все же фильм заслуживает десятки, решил я. Все тут ладно и складно. Практически каждая сцена проработана лаконично, просто и самодостаточно. Пускай они даже несколько автономны друг от друга - но их синергия приводит к достаточно мощному эффекту. Модный в те годы, благодаря «Крестному отцу» гангстерский мотив получает изящную обработку в стилистике blaxploitation. Драматизм и динамика тонко перекликаются с искренними балладами Джима Брауна. Мощная фигура афроамериканского атланта Фреда Уильямсона дополняется его незабываемой харизмой. Нельзя не верить восхождению его криминальной карьеры, равно как и сумерках вечной человеческой души. Как правильно прочувствована слабость личной жизни емко вместившаяся в сексуальную грубость в отношении жены. Не менее правдивой получается и встреча с незнакомым ранее папой, после долгих лет разлуки. Очевидно, что пребывание в мире насилия делает нашего главного героя жертвой своих профессиональных устремлений. Впрочем, чем не повод для того, чтобы любителям гангстерского кино представить как выглядело бы восхождение и лидерство Сантино Корлеоне.
Ларри Коэн показывает мир призрачного глянца и реального насилия свернутым в спираль Фибоначчи, где полицейские оказываются одним из самых опасных хищников, «страшные» итальянские гангстеры - заурядными конформистами, а выпущенное на свободу зло всегда вернется с лихвой. Затянувшаяся концовка оказывается позабытой шедевральной феерией. А ведь тут еще появится Арт Лунд в роли жесточайшего визави Фреда Уильямсона. Не будет тут места для раздумий, ничего лишнего. Только драйв, только амбиции. Понравилось
10 из 10
cyberlaw
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.