Дело Артамоновых
Фабрикант Илья Артамонов из бывших крепостных. Его стремление укреплять и развивать дело не знает преград. Он еще связан с крестьянами и мастеровыми, но с его смертью эта связь обрывается. Между Петром Артамоновым, его сыном, ставшим хозяином фабрики, и рабочими вырастает стена вражды. Назревают первые политические выступления. На сторону пролетариата переходит наследник артамоновского дела Илья Артамонов — младший.
- Фильм снят по одноименному роману Максима Горького.
- Для Михаила Пуговкина эпизодическая роль купца Степаши стала первым появлением в кино. Режиссёр Григорий Рошаль зашёл в Московский драматический театр на Сретенке, где в то время репетировал актёр и поинтересовался у ребят кто может танцевать вприсядку. «Смогу» - ответил Пуговкин, и показал несколько движений с деревенских свадеб. Так он попал на съёмочную площадку фильма
- Съёмка фильма прервалась 22 июня 1941 года. Администратор объявил перерыв, собрал съёмочную группу для правительственного сообщения. Объявили начало войны
Первоисточник я не читал, но знаю, что роман объемный, и, по всей вероятности, нудноватый (как, в общем, и весь Горький). Так что авторы экранизации сделали отличную редактуру: разбили повествование на десяток-другой ключевых эпизодов, а все, что между ними, подали в виде текстовых титров («Дело разрасталось, разрасталось и семья Артамоновых») - таким образом, что дистанция между двумя эпизодами может достигать нескольких лет.
В итоге из большой семейной саги получилось нечто в стиле емких и лаконичных повестей Чехова, когда жизнь представлена в виде череды мизансцен, отражающих наиболее существенные перемены в судьбе героев. А мизансцены эти сыграны достаточно убедительно, чтобы многочисленное семейство Артамоновых не предстало безликой массой - напротив, персонажи колоритные, запоминающиеся. Конечно, это не суперглубокая драма, но и стереотипизации не чувствуется - за каждым образом угадывается сложная подоплека, неоднозначность. Для короткого, менее чем полуторачасового фильма, такого обилия действующих лиц и, наконец, для 1941 (!) года выпуска справились на ура.
Кстати сказать, в 68-м году пленка с этим фильмом была восстановлена на «Мосфильме», благодаря чему визуально он выглядит очень прилично. Это позволяет оценить операторскую работу - она действительно хороша, много красивых планов. Монтаж тоже порадовал - удивительно динамичный для той эпохи.
Посмотреть эту картину стоит в познавательном плане - быт и нравы (в т. ч. семейные) дореволюционного купечества показаны очень характерно. У Горького, конечно, большую роль играет идеология - мол, как неправедно жили эксплуататоры-узурпаторы и как хорошо, что рабочий люд отправил их на помойку истории. Здесь этот мотив появляется только в финале и, в принципе, на него легко не обращать внимания.
8 из 10
george_kust
После прочтения романа Горького меня очень удивило то обстоятельство, что у произведения, в котором бушуют такие страсти, в котором так много событий, сложных судеб, интересных героев, которое так полно охватывает полвека русской жизни - от отмены крепостного права до 1917 года - и так подробно повествует о социальном неравенстве и победе пролетариата, есть лишь одна экранизация (эта, 1941 года) и телеспектакль (1981 года).
- Я три года везде ходил, я видел: ух, как обозлились! А злятся - не туда. Друг против друга злятся; однако - все виноваты, и за ум, и за глупость.
Впрочем, и фильм Григория Рошаля трудно причислить к экранизациям. Это скорее отдельные картины (как, например, «Мертвые души» Леонида Трауберга, 1960 года), пусть и ключевые, основополагающие, талантливо и интересно сделанные, но слишком многое выпущено из повествования, чтобы можно было этим удовлетвориться.
И все же хорошо, что в 1968 году кино нашли и восстановили. Здесь есть на что посмотреть: отлично схвачены доминирующие черточки характеров главных персонажей; замечательно выстроены декорации; ловко показаны быт и нравы теперь уже очень далеких от нас, но все же русских людей (особенно нынешнюю молодежь шокируют, наверное, постоянные поцелуи мужчин при встрече
- Сколько надо, понимаешь и ты, а больше-то зачем? Больше нужного понимать вредно.
Ожидаемо радует игра актеров старой советской школы - и мощное исполнение Сергеем Ромодановым мощного же образа Ильи Артамонова, и прекрасная Вера Марецкая (Наталья) и точный Михаил Державин в роли Петра, и звездная Любовь Орлова, показывающая по понятным причинам очень целомудренную (в отличие от оригинала) Паулу Менотти. Ну а бонус, вишенка на торте, если угодно: 18-летний Михаил Пуговкин (первая роль в кино!), лихо отплясывающий за Степашу Барского.
7 из 10
Ig_N
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.