Я посмотрел этот документальный фильм и не понял о чём он. Кто такой вообще этот Собчак? Ещё непросто Собчак, а какой-то мэр какого-то Санкт-Петербурга (тогда, в начале 1990-х, ни один нормальный россиянин не мог этого выговорить: все говорили Ленинград). Ксения Собчак (она же «блондинка в шоколаде») объяснит людям «почему россиянин 2018 должен помнить какого-то мэра из 1990-х?»Она понимает, что когда говориться вслух «межрегиональная депутатская группа» надо добавлять «Сахаров», а не какой-то там «Анатолий Собчак». Кто-нибудь из нормальных людей 2018-го помнит «кто был в ГКЧП?», «Кто-нибудь помнит: 1-чемоданы компромата Руцкого; 2-последнего председателя Верховного Совета РФ Хасбулатова; 3-журналиста программы «Взгляд» Влада Листьева?» Дети 21 века не знают, что Михаил Горбачёв был Президентом СССР. Кому всё это нужно?
Если просто назвать Анатолия Собчака «политиком-популистом» — это будет звучать грубо для той советской (ленинградской) интеллигенции, которая избрала его мэром. Он скорее «политик настроения». За всю свою политическую карьеру Собчак всегда разный, всегда «крикливый демократ в оппозиции». Собчак начал свою политическую карьеру с разбирательства дела «о подавлении несанкционированного митинга в Тбилиси». Но все знают какое место указали грузинам (и другим кавказцам) в советской политике на «20-м съезде КПСС» в 1956 году. Когда Собчак был в «межрегиональной депутатской группе» он возмущался властью.
Ксения Собчак, дочка Анатолия Собчака, это гламурная киса («блондинка в шоколаде») из нулевых; в 2010-х она стала протестной (оппозиционной) журналисткой. Сейчас, в эпоху «фейковых новостей», она не знает чего балаболить, чтоб получать привычные миллионы долларов и евро. То она дочь мэра Санкт-Петербурга, то гламурная светская львица, то оппозиционная журналистка, теперь её бросило в большую политику. Одни траты, траты, а большие гонорары сами куда-то сплыли…
Самое страшное — это российская тюремная нищета.
Вот и Собчак боялся ни уголовного дела, а он боялся оказаться в российской нищей тюрьме после кремлёвских застолий, после городских банкетов. Все понимают, нищета российских тюрем разрушает полностью «человеческое лицо» заключённого; его характер; его судьбу; его психику (никто не может после российской тюрьмы жить как нормальной человек).
Главным героем фильма считаю маму Ксюши Собчак, Людмилу Нарусову.Она очень эффектно показала своё декольте спортивного костюма. Нарусова настоящая жена советского интеллигента, который делает карьеру в политике. Нарусова сначала была женой советского интеллигента, потом вдовой мэра Санкт-Петербурга, потом политиком, теперь она мама Ксюши Собчак. Людмила Нарусова поняла простое правило жены известного политика — «главное для жены просто не лезть на рожон!!» И тогда всё будет тип-топ.
Для россиянина 2018 такие слова, как Коржаков, Яковлев, Нарусова, Юмашев, это всё архаизмы, пришедшие из доисторической эпохи. Ксюша в эпоху «фейковых новостей» просто не знает, как заработать миллион долларов за вечер своей болтовни.
5 из 10
aragorn_1978
Можно по-разному относиться к Ксении Собчак, но нельзя не отдать должное таланту и искренности, с которой она сняла фильм об отце и его времени. Это серьезный, вдумчивый разговор о столкновении сильных личностей в эпоху колоссальных перемен, о столкновении романтиков и прагматиков, опытных аппаратных работников и «горячих» новичков, интеллигентов и силовиков, нуворишей и бессеребренников. При этом все герои данного фильма — люди неординарные, люди сотворившие историю. И эти люди говорят со зрителем откровенно, иногда даже поразительно откровенно.
Удивительно, как авторам фильма удалось собрать в одной ленте представителей разных лагерей. Удивительно слышать интервью людей, которые осознанно очерняли Собчака. При этом — очевидна их уверенность, что тогда, в тот момент они «делали свое дело» и делали его хорошо. И именно это(по их мнению) тогда и надо было делать.
В фильме нет идеальных персонажей и нет откровенных негодяев. Ксения не сводит ни с кем счеты, она пытается разобраться. Благодаря этому мы видим реальную атмосферу российской политики того(а может и нынешнего тоже) времени, мы окунаемся в среду политического бомонда, пытаемся понять его мораль. Узнаем методы политической борьбы, анализируем причины побед и поражений. Ксения одинаково требовательна к оппонентам отца и его сторонникам. Причем к «своим» и к себе самой она даже в чем-то жестока. Она не обходит стороной ни ошибки своего отца, ни ошибки своей матери, явно повредившие репутации отца, не обходит стороной она и свою личную холодность и нечуткость к отцу в самое критичное для него время. Тема предательства и преданности красной линией проходит через всю ленту.
Очень интересна роль Путина. Его сопоставление с остальным окружением Собчака, его сопоставление с Немцовым, сопоставление с кремлевскими силовиками. Очень-очень неоднозначный образ.
«Дело Собчака» — это сильное кино. Не смотря на документальный жанр — это драматичная лента.
Авторы фильма сосредоточены на политике и только на политике. В этом, наверное, единственный недостаток «Дела Собчака». Очень вскользь показаны экономические изменения в стране и Питере начала 90-х, хотя именно они — эти экономические преобразования сделали многих персонажей данного фильма по-настоящему влиятельными в те годы. Но, видимо, не пришло еще время откровенно поговорить и об этом.
И тем не менее, уже то, что показано в фильме — новый по-настоящему откровенный и непредвзятый взгляд на перестройку. Люди, которые это пережили, которые «варились» в перестроечной атмосфере заново окунутся в те годы. Молодые вдумчивые люди, не прожившие то время… Очень хотелось бы, чтобы они смогли вдумчиво проанализировать увиденное, без поспешных выводов…
9 из 10
Фьштум
|
|