Девичий источник / Jungfrukällan
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
Трейлер
По мотивам шведской народной баллады "Дочери Тере из Вэнге" ("Tores Dotter I Vange") о беспомощности человека перед злом. За картину режиссер Ингмар Бергман получил свою первую премию "Оскар". Фильм относится к числу классических лент, созданных гениальным шведом.
Фильм полон образов из народных сказок, Бергман очень любил их. Многие по достоинству оценят глубину моральных и религиозных размышлений режиссера, эмоциональную мощь рассказа и игры актеров, завораживающую, символическую образность, а также исключительно выразительную работу оператора Свена Нюквиста в передаче среды, атмосферы, психологического состояния персонажей. Фильм «Девичий источник» подводит итог первой половины жизни и кинематографической деятельности шведского режиссера, знаменуя водораздел между жизнеутверждающими, наперекор чьей бы то ни было воле, произведениями и более мрачными, безысходными, как глухая ночь в «час волка», лентами 60-х годов. Лишь в 70-е годы забрезжат предрассветные сумерки, и уже на исходе пути душа художника найдет успокоение и благословение в воспоминаниях детства.
Оскар, 1961 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке - «Швеция»
Номинации: Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)
Золотой глобус, 1961 год
Победитель: Награда имени Сэмюэля Голдуина
Каннский кинофестиваль, 1960 год
Победитель: Особое упоминание
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Карин, избалованная юная девственница, дочь богатого землевладельца Тере, должна идти в церковь, чтобы поставить свечи деве Марии. Ей позволено надеть особое платье, сшитое руками пятнадцати девственниц специально для этого случая. В лесу Карин насилуют и убивают пастухи. Они забирают ее платье, в надежде продать, и приходят в дом Тере, где им дают пищу и крышу над головой.
Чистый и ясный фильм Бергмана снят по скандинавской легенде XIV века.
В зажиточной семья крестьянина живут сводные сестры, на первый взгляд являющиеся антиподами друг друга. Карин, всеобщая любимица, нежна, мила, слегка легкомысленна и невинна. Другая, темноволосая язычница Ингере, выполняет грязную работу по дому, мстительна, пуглива, да еще и беременна вне брака. По вполне понятным причинам она жгуче завидует сестре и молится языческому богу Одину о помощи.
В один из солнечных весенних дней Карин наряжается в свою лучшую одежду и отправляется отвезти свечи в церковь. Ингере сопровождает ее...
Такова диспозиция драмы. Будет совершенно безжалостно раскрывать сюжет дальше, однако, можно сказать, что далее раскрывается тема преступления, возмездия и покаяния за совершенные грехи.
«Девичий источник» можно рассматривать как захватывающую трагедию в черно-белых тонах, с практически хичкоковским саспенсом и драматически снятыми эпизодами в лесу и деревне.
Но в фильме затронута и тема религиозного противостояния. XIV век - это время, когда христианство еще не полностью утвердилось в северной Европе. И в этой драме происходит своеобразное противостояние двух богов: Одина и Христа, к которым взывают герои притчи. При этом христианский Бог, проиграв первую партию, выигрывает в концовке.
Шокирующий трагизм происходящего заставляет нас вслед за героями спросить у Бога, как он мог допустить такое насилие. Что же получается, Месть является более сильным и высоким чувством, чем Вера? И вот на минуту мы видим сомнения героя Макса фон Зюдова в существовании Бога вообще. Но, балансируя на пороге безумия, он вдруг прозревает, а очищающий, не иначе как данный милостью Божьей финал смывает людские грехи...
Сам Бергман считал этот фильм слабым подражанием Куросаве, но мастерски снятый в стилистике средневековья «Девичий источник» производит мощнейшее впечатление.
9,5 из 10
GANT1949
Очищение кровью
Не знаю как для кого, а для «вашего покорного слуги» кино - это в первую очередь богатый, а может во многом и иррациональный внутренний мир автора-режиссёра. И уже во «вторую голову»: талантливые актёры, изощрённые визуальные красивости и захватывающие дух истории. Основой, соединяющей все выше перечисленные элементы в «магию зрелища», всё равно должна быть недюжинная фантазия создателя и индивидуальный творческий почерк.
Киноработы Ингмара Бергмана с этой субъективной позиции, едва ли не идеальный пример желаемого. Его фильмы - это ряд бесконечных «параллельных диалогов»: с самим собой(рассуждением вслух), со своим зрителем(отвечающим ему мысленно) и конечно же самим Господом(отвечающим шведу вековым молчанием, но неизменно наделяющим его ленты заслуженной благодатью). А вообще удивительно, что именно у рьяных атеистов(помимо Бергмана, это например ещё и Бунюэль), получались самые духовно наполненные картины. Возможно, потому что они всё таки дерзали своими работами, осознавать феномен Бога.
В своей автобиографии гениальный скандинав утверждал, что «Девичий источник» - лишь во второстепенной мере наделён религиозным подтекстом, а главным для него было показать саму историю преступления и мести. Наверное всё же маэстро лукавил, говоря это, тем паче, что некоторые моменты картины условно созвучны - вышедшему за пять лет до этого «Слову» Дрейера, где как раз аспект веры был центральным местом.
Фильм начинается в некоторой театральной манере, побочным поприщем авторской мысли Бергмана, как известно была сцена. Первая четверть действия происходит в декорации жилища семейства главных героев, но этот мнимый минус, наделяет всё последующие события ещё большим совершенством. Режиссёр, словно «по капле» выдавливает из своей работы сценическую инертность, придавая эпизодам на естественной «натуре» ощущение воздушной витальности, пусть и сопряжённую с жестокой натуралистичностью.
Воссоздавая реальность, в которой побочно сосуществуют два «человеческих измерения» - тела и духа, автор стремиться изобразить постижение одного другим, именно на этом держа фокус фильма. Заведомо показав нам момент драмы, он переводит сюжет в детективную стилистику, продолжая традиции целого субжанра авторского киноискусства - средневекового триллера. Давая возможность, понаблюдать зрителю за реакцией героев фильма, на уже случившееся для них несчастье, покуда персонажи ещё пребывают в его неведении.
Конечно лента пестрит явными символами - гибель юной героини отображается в заломанной берёзе, которую её отец(как всегда харизматичный Фон Сюдов) изводит для растопки бани, чтобы через несколько минут, устроить уже другую - «кровавую баню» своим непрошеным гостям-убийцам.
Итак Бергман создал очередную кино мифологему, дойдя до сути бытия, своими фирменными приёмами(которые как не странно всегда приводили его к разным результатам, хоть и были частью и сторонами одного и того же): пессимистичным взглядом на вечность, богооставленностью и зеркальным отражением сущности людей и их поступков...
9 из 10
billfay
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.