Добровольцы поневоле / Stripes
Джон Уингер в один ужасный день потерял работу, лишился машины, расстался со своей квартирой и с любимой девушкой. Как жить дальше? Джон принимает волевое решение пойти добровольцем в армию и уговаривает своего друга Рассела присоединиться к нему. Армия — лучшее место для настоящих мужчин, готовых на все ради своей страны!
Кроме того, наши герои надеются с помощью армии стать настоящими магнитами для красавиц, которых во все времена притягивали военная выправка и доблесть. Итак, двое патриотов поступают на службу в армию, и вопрос уже не в том, смогут ли они что-то сделать для страны, а в том, сможет ли страна вынести то, что они сделают для нее.
Большая армейская шутка
Первый крупный успех в большом кино в будущем популярного режиссера и удачливейшего продюсера Айвана Рейтмана был связан с именем Билла Мюррея. Первый крупный успех гениального актера Билла Мюррея был связан с именем Айвана Рейтмана. Найдя друг друга в 1979 на съемках простенькой, но позитивной «летней» комедии «Фрикадельки», эти талантливые люди сделал вместе еще 3 шедевра, каждый из которых стал культовой и знаковой комедией 80-х. Одной из таких эталонных комедий стала лента «Добровольцы поневоле», которая гуляет по миру киноманов под несколькими названиями ("Лычки», «Нашивки», «Страйпс», «Полосы» и т. д.) и в нескольких же вариантах - в полуторачасовой театральной версии и 2-часовой режиссерской.
«Добровольцы» вышли в свет как раз в те годы, когда комедии на военную тематику стали выходить одна за другой. В отличие от все глубже впадавших в маразм политиков, все крепче заворачивающих болты на железном занавесе, люди во всем мире реально устали от холодной войны, неугомонной пропаганды и наращивания вооружений. Чем больше наращивались вооружения, тем яснее становилось, что никакой войны не будет, что людям дурят головы, заставляя искать себе внешних врагов, за неимением другого объяснения ухудшающемуся экономическому и политическому положению. Война, армия, служба сами по себе превращались в фарс и все больше напрашивались на издевку.
В 1979 залпом выстрелила тяжелая артиллерия в лице Стивена Спилберга и его антивоенного стеба «1941», в котором мэтр буквально уничтожил ценности, которыми так кичилась американская армия. И хотя фильм приняли в штыки, этот грандиозный слэпстик сделал свое дело - он дал зеленый свет кинематографистам помельче, расчистив плацдарм для военных и антивоенных фарсов, пародий и просто комедий положений, в которых армия выставлялась одной большой кучей недоумков.
Новую «армейскую» комедию делала команда друзей, хорошо понимавших друг друга, поэтому в итоге получился фильм настолько свободный, хаотичный, импровизационный и веселый, что похож больше на хорошо отрепетированный студенческий капустник. Судите сами: Айван Рейтман и Билл Мюррей - оба прославились после «Фрикаделек» и отлично понимали друг друга. Мюррей и Гарольд Рамис были старыми знакомыми еще со времен «Сатурдэй Найт лайв», кроме того, Рамис прославился, дебютировав в качестве режиссера и сценариста комедии «Гольф-клуб» с... Биллом Мюрреем. В этот фильм он также попал по протекции Мюррея и не только сыграл в паре со своим другом, но и писал сценарий. Еще одна звезда этой комедии, уморительный толстяк Джон Кэнди, старый друг Рамиса, с которым он еще в 70-х зажигал в телешоу «Секонд Сити», кроме того, Кэнди перешел на съемочную площадку «Добровольцев», буквально не меняя форму, которую он нацепил для съемок в «1941»! Как видите, все здесь были друг другу старые друзья и добрые знакомые, от того и создается ощущение, что это просто старые армейские друзья собрались вместе и угарно прикалываются, вспоминая годы службы.
Отличает этот фильм от подобных только то, что юмор здесь на пару порядков выше, чем в фильмах той же тематики конца 90-х - начала 2000-х. Хотя, конечно, без обязательных моментов обойтись никак нельзя. Есть здесь и придурковатый капитан, и злостный сержант, и бездельники-солдаты, разгильдяи, и самоволки, и туповатые «пацанские» приколы, и верная дружба, и война с дисциплиной, и, как результат, случайно совершенный подвиг в конце.
Подается это однако очень легко и иронично. Упор делается на армию, как источник веселья и островок анархии, где никакие законы и тупые служаки-сержанты не могут сдержать молодецкую удаль юных весельчаков, никакие уставы не могут заменить чувство юмора и никакие карцеры и режимы не отобьют у нормальных пацанов желание постебаться и провести время в свое удовольствие, а не на благо государству, которому, в принципе, на них начхать. Времена «Взвода» прошли. Теперь солдат идет в армию, чтобы чем-то заменить свое безделье на гражданке, а не для каких-то высоких целей. Рейтманом в шутку ставится вопрос: а нужна ли вообще такая армия Америке? И так ли всемогуща Америка, если ее приходится спасать от своих собственных солдат, позорящих ее на каждом углу. А в финале, когда этих лодырей, неумех и полудурков еще и превращают в национальных героев, нам отчетливо дают понять, каким показушным шоу стала изрядно ПЕРЕхваленная американская армия. Служба - это большое шоу, которое, если не умеешь делать правильно, делай хотя бы весело! Мне, как человеку, не терпящему милитаризм и вообще все, что связано с войной, армией и оружием, этот подход чрезвычайно близок, как и отношение к армии героев Мюррея и Рамиса.
«Делаю, что хочу!» - этот девиз Мюррей пронес через всю свою сознательную карьеру, с этим циничным, разгильдяйским и наплевательским девизом он сыграл свои лучшие роли. По такой же схеме, один в один после «Фрикаделек» и «Гольф-клуба», сыграна роль и в этой комедии. Кстати, играть тут Мюррею почти не пришлось. Первые же кадры демонстрируют нам почти биографию самого Мюррея - лодыря и приколиста, меняющего одну работу «подай-принеси» на другую и выполняющего все так, чтобы больше не заставляли. В этом фильме бездельник, лодырь, бабник, эгоист Мюррей предстал во всей красе своего таланта. Как же он искренен в своей безалаберности, как хорош в своем безделье. При этом он герой абсолютно положительный, потому что мы видим в нем простого парня, которому плевать на приказы, который живет свободно и весело, но всегда придет на помощь другу, может искренне любить и честно выполнять долг, если очень прижмет. Подобные образы стали началом эволюции, которую постепенно претерпевали герои Мюррея в будущем - от омерзительных в своем корыстолюбии и лицемерии героев «Дня сурка» или «Рождественской истории» до сложной психологической человеческой драмы в «Трудностях перевода». Безусловно, Мюррей, душа и лицо этого фильма - насмешливое, глумливое, но добродушное.
Конечно, хорош Гарольд Рамис - однотипный актер, играющий милых интеллигентов, но великий режиссер и гениальный сценарист. Взрывоопасен Джон Кэнди в роли бестолкового вояки, который пошел в армию, чтобы похудеть. Вообще здесь много отличных ролей, а из уст Уоррена Оутса, который играл сержанта и, увы, умер сразу после съемок этого фильма, впервые прозвучала легендарная в будущем фраза: «Я слишком стар для этого дерьма!» Кстати, если искать, то в похожих фильмах 80-90-х можно найти много надерганного из этой блестящей комедии.
Кстати, в свое время он произвел эффект разорвавшейся атомной бомбы, превратив популярных комиков в кассовых суперзвезд. Если вы любите такие фильмы, как «Сержант Билко», «Убрать перископ», «Лучшая защита», «Шпионы как мы», «1941», «Майор Пэйн», «Полицейская академия» и т. п., то смело смотрите это кино - бестселлер среди подобных фильмов, новая форма стратегического вооружения комедии.
10 из 10
Боб
«Я кленовый саженец, который вырастет в развесистый дуб!» ©
На мой взгляд, это одна из культовых, знаковых и, не побоюсь этого слова, эталонных «армейских» комедий 80-х. Фильм смотрится настолько весело, легко и свободно, что позволяет приятно и с интересом провести пару часов свободного времени.
«Моя философия стодолларовый блеск на трехдолларовых ботинках.» ©
Где-то после получаса просмотра, создается впечатление, что старые армейские друзья собрались вместе и угарно прикалываются, вспоминая годы службы.
- Если меня убьют, моя кровь будет на твоей совести!
- Главное ботинки мне не запачкай!
Игра актеров не просто блистательна, она гениальна! Каждое действие, каждая фраза, каждый жест Мюррея - совершенство актерской игры. Уморительно! Бесподобно! Вдохновенно! Я уж не говорю о дуэте Мюррея (Джон Уингер) и Рамиса (Расселл Зиски). Это дуэт двух мастеров, и он идеален!
- Вы не гомосексуалисты случайно?
- А что очень заметно?
- Это стандартный вопрос...
- Нет, мы не гомосексуалисты, но мы готовы научиться!
Джон Кэнди, он же Дьюи Оксбергер, он же «Бык» - он словно ураган, и действительно, глядя на его игру восхищаешься его безграничным и фантастическим талантом. Его герой, солдат, который пошел в армию, чтобы похудеть, вызывает лишь умиление и трогательные эмоции. А его шутки - дикий хохот!
- Солдат, я заметил, что ты почему-то всегда последний.
- Я просто сдерживаюсь, сержант.
Смотреть обязательно всем, без исключения. Такой фильм просто не может не понравиться. И пусть Вас не пугает военно-армейская тематика! Более того, фильм не на один раз, и я уверена, Вы с удовольствием посмотрите его еще раз.
8 из 10
Dane4ka
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.