Дора, или Сексуальные неврозы наших родителей / Dora oder Die sexuellen Neurosen unserer Eltern
Доре исполняется 18 лет и ее забирают домой из специального интерната для детей, больных аутизмом. Следить за приемом седативных препаратов обязана была мать Доры, но однажды она забывает дать дочери лекарство вовремя, и Дора, не связанная больше действием наркотика, одна выходит на улицу. Девушка бросается во все, что может предложить ей жизнь, и, в первую очередь, ее притягивают к себе люди. Случается так, что в туалете перехода метро ее насилуют. Проходит время, Дора забеременела, и вот тут встает вопрос нравственного и морального характера: стоит ли таким людям рожать, и вообще — иметь детей…
- Экранизация по произведению: Лукас Берфасс
Кинопремия «18-я церемония вручения Швейцарской кинопремии»
Номинации:
Лучший фильм
Лучший сценарий
Лучшая работа оператора
Лучший саундтрек
Дора - дитя позора
Клиника чистого разума
Доре исполняется 18 лет. Но это мало что меняет в её жизни, так как Дора - девушка умственно отсталая. Половину времени она проводит в интернате в окружении сверстников с синдромом Дауна, которые рядом с ней выглядят чуть ли не профессорами Сорбонны. В смысле - соображают куда лучше и быстрее. Дора давно остановилась в развитии и мыслит на уровне четырёхлетнего ребёнка. И, по всей видимости, прогресса в её умственном продвижении уже не предвидится. Мать с отцом все эти годы стремятся реабилитироваться, делая отчаянные попытки зачать второго ребёнка. Но семя больше не даёт всходов. Чего не скажешь о Доре: её изнасилование в туалете метро оборачивается беременностью.
Режиссёр Стина Веренфельс не стремится обозначить юридические границы случившегося, поэтому не очень понятно, находятся ли сексуальные действия в отношении Доры в правовом поле. Ещё больше дезориентирует размытый моральный аспект. При этом швейцарская постановщица достаточно много внимания уделяет созданию броского визуального ряда, который она стремится сделать максимально модным и гламурным. И это ещё больше подчёркивает фальшивую холодность постиндустриального общества и мира высоких технологий, где люди продолжают сходить с ума от бессмысленности жизни. И чем лучше они решают свои технические проблемы, тем больше проблем испытывают с продолжением рода.
Интеллектуальные продвинутые родители получают в наследство вечного ребёнка, обрекая себя либо на вечное опекунство, либо на временные избавления от не совсем желанного создания. Вот почему Дору систематически командируют в интернат. В отличие от родителей Дора залетает легко и беззаботно. Больше того: она, как Христос, любит своего насильника. Вечное дитя - образцовый человек нашего времени: ум не развит, а поведением управляют базовые инстинкты. Дора - желанная альтернатива для противоположного пола, уставшего от пластиковых девушек, утративших вместе с чувствами естественность и женственность. Дора не осознаёт своего жизненного предназначения и поэтому не страдает, как остальные.
В фильме просматривается второй - неочевидный, впрочем, смысл. В результате того, что режиссёр не обозначил внятного отношения к происходящему, выбрав умозрительно-отстранённый взгляд на событийный ряд, история приобретает некий смысловой крен. И как это ни парадоксально, может подогревать и стимулировать педофильские настроения. В том смысле, что Дора являет собой образ вечного ребёнка, находящегося, тем не менее, в статусе взрослого. Что и делает её доступным объектом желания для тех латентных девиантов, которые подогревают своими действиями едва ли не самую массовую истерию последних лет.
Стареющее общество, с мозгами, промытыми сексуализированной рекламой, ориентированной в своих фетишистских образах (которых достойны и пенсионеры) на цветущую юность, стремится к её обладанию во всех возможных формах, в том числе и буквально. И в этом смысле «Дора» невольно перекликается с австралийкой «Спящей красавицей», где образ юной студентки, зарабатывающей на жизнь тем, что её лапают в спящем виде богатенькие старички, был идеальной мишенью для некрофилов. Дора в этом контексте становится идеальным и, по сути, легитимным объектом желания для педофилов.
Швейцария - страна банков, немецкого языка и точного времени являет собой образ того искусственного мира, где властный ум окончательно подавил чувства. Дора в своём окружении выглядит не умственно отсталой, а скорее блаженной. Но даже такой человек, как она, вроде бы изначально защищённый Богом (который благоволит к юродивым, ибо сказал Иисус: блаженны избранные), становится в мире симулякров и суррогатов именно сексуальной мишенью, или тем же самым объектом потребления. Стине Веренфельс, может быть, где-то не хватило таланта, чтобы чётко расставить все точки над «е», но интуитивно она всё же коснулась тех болевых участков, которые вызывают ответный эмоциональный отклик. Мой, во всяком случае.
Малов-кино
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.