Дорога на...
Заурядный, ничем не примечательный молодой человек работает продавцом. С наступлением ночи он выходит во двор, окруженный высотными домами, и…
Пошли все на х..!
Именно с этой фразы начинается выпускная работа студентки ВГИКа Таисии Игуменцевой, о которой едва ли узнала б широкая общественность, если бы она сенсационно не выиграла конкурс короткометражных работ Cinefondation Каннского фестиваля. Впервые в российской истории. Сама победа уже успела обрасти рядом занимательных подробностей. Вот некоторые из них. Послала Игуменцева в Канны фильм скорее случайно и уже позже обозначенного срока, но его во Франции всё равно приняли. Помимо того ВГИК отправлял другие студенческие ленты «от себя», но Таисина в это число не вошла. Ну а самая интересная и известная история связана, пожалуй, с тем, что «Дорога на...» оказалась единственной выпускной работой, которой институтская комиссия поставила четыре, а не пять. Причиной снижения оценки послужила как раз ненормативная лексика.
Продолжительная матерная тирада льётся из уст главного героя по имени Сергей. Он ведет образ жизни, свойственный скорее студентам начальных курсов - снимает комнату у какого-то дедули-маразматика, работает продавцом в неприглядном магазине бытовых товаров, куда добирается естественно на общественном транспорте. Но т. к., судя по возрасту, к студентам персонаж отнесён уже быть не может, его вполне можно записать в касту характерных городских неудачников, менеджеров низшего звена. Печальному образу добавляет оттенков очевидная зажатость в общении. Но даже у таких перцев бывает своя отдушина, способ выплеска накопившегося за рабочую неделю негатива. Кто-то колошматит боксёрскую грушу, кто-то гневно троллит в интернетах, а кто-то, как наш герой, достает свой единственный приличный костюм, выходит во дворик типичного спального района и начинает самопровозглашённый концерт.
Впрочем, глубокой ночью во весь голос поливать словесными помоями спящий люд - занятие достойное скорее рядового пьянчужки. Можно, конечно, сказать, что Сергей таким образом забирает у города энергию, которую тот отнимал у него в течение всей недели, но едва ли конкретные жители конкретных домов здесь в чём-то могут быть виновны. Да и анестезия ведь временная. Завтра наступит новый день и он, также понуро опустив голову, сядет в набитый битком автобус, доедет на нём до работы, где опять напялит унылый желтый прикид и опять будет плясать в нём под дудку вышестоящего очкарика.
Какой выход из всего этого? «Дорога на...» предлагает не новый, но проверенный вариант - любовь. Работающая с Сергеем девушка Лиза - этот тот самый наш архетип, что и в горящую избу и коня на скаку. Процесс соблазнения ею никудышного героя лишь добавляет фильму комедийности. Судя по отзывам членов жюри Канн, «Дорога на...» именно наличием юмора и хоть какого-то позитивного вектора отличалась от конкурентов и, тем самым, проложила себе дорогу к победе. Но право на этом ведь и всё. Не всякий удовлетворится историей обретения счастья одним маленьким человеком. Негерой нашего времени, он ведь ограничивается посыланием всех на х.. не потому, что большего сказать не дают, а потому что больше сказать ему и нечего. Авторам фильма пока тоже.
6 из 10
Vladimir_G
И всё-таки это комедия
Первое, что бросается в глаза мне, как человеку эстетически более или менее пресыщенному, всмысле достаточно насмотренному (я не имею в виду исключительно киносферу), это категорическое невмешательство работы художника. Единственный, с точки зрения картинки, интересный момент, это всплывающий фильтр от бычка, брошенного в баллон с желтоватой водой.
Фильм мне не понравился. Я смотрела его с вопросом: чем же это он смог зацепить жюри Каннского фестиваля? Ответ я для себя нашла, конечно. И жюри в какой-то мере действительно понимаю. Всё-таки тема небанальная: про отведение души у человека, у которого за душой-то ничего нет. Про любовь без жара и чувства для абсолютно сглаженных людей, как говорится, без сучка без задоринки (притянем сюда эту поговорку для нашего обсуждения), ничем не примечательных, ничем не интересующихся, никуда не стремящихся, таких статистически усредненных, у которых даже депрессия проходит как-то гладко, без всякого рода катастрофических психических девиаций. Скажите, она проявляется тем, что человек идёт во двор и орёт (неблагим) матом? Так он и не страдал, чтобы в этом ритуале избавляться от негатива. Да и от какого? Ему ничего не нужно, на работе его никто не парит, начальник его такой же бездельник, как и он сам, от него вдруг тащится его коллега, увидев в нём, полагаю, такое же скучное полено, пытается наладить контакт. Хотя они поговорить даже друг с другом не могут! И через пару-тройку бесполезных подкатов, он, не зная уже, что с этой клушей делать, проводит с ней двойной ритуал с матом во дворе. И на этой прозаической ноте у них проскальзывает момент близости, но слишком условный, чтобы промелькнуть ещё на лицах актёров. От невозможности завести беседу, сюжет перетекает в постель.
В общем, всё грустно у нас. Иностранцы на фестивалях любят фильмы с негласной пометкой «русский кошмарик». А тут, пусть и скверно снятая и смонтированная, трагикомедия про нашу загадочную русскую душу, где души-то, собственно, никакой и нет.
И что это за тенденция у наших дебютирующих режиссёров за основу своих работ брать истории из жизней людей депрессирующих и без особых характеристик, вот таких вот, вообще никаких?! И тут уж горько вспоминать нашу литературу, то наше самое культурное богатство, где каждый человек увиден в особенном ключе, где в каждом опустившемся индивидууме ещё теплится огонёк личности. Возьмите того же Горького или Чехова. А что продолжаем теперь? Что? Ничего не продолжаем? Никаких корней? Вырвали с перестройкой и забыли, как слишком беспокойный сон?
Пожалуй, после такого разгрома хочу выделить удачные режиссёрские ходы госпожи Игуменцевой. Например, когда Лиза, коллега главного героя Сергея, спрашивает его «Хочешь поесть где-нибудь не здесь?» и они оказываются не в предсказуемом кафе, а на каком-то заснеженном пустыре и едят что-то принесённое из дома. Или момент, когда они якобы собираются в театр, а Лизе не в чем пойти, они обращаются к деду, хозяину квартиры, и он открывает шифоньер с платьями умершей жены. В этом платье она ходила туда-то, а этом туда-то, а вот в этом никуда и уже никуда не пойдёт, так что берите его.
Хочу отметить также юмор. Всякие эти настойки очаровательного спортивного старика и его урина от всех болезней - это всё не может не вызывать улыбку. Меня он вообще больше всех порадовал, хотя явно не актёр. Зато харизматичный.
Но это всё не отменяет написанного выше. Конечно, это студенческая работа. Но она получила слишком широкую огласку, чтобы ни судить её «по всем статьям». Пожелание к госпоже Игуменцевой взять камеру получше и не монтировать самой.
2 из 10
Helioflora
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя 123:
..режиссер еще и женщина.. не понимаю подобные вещи и их создателей, которые берут какое либо жизненное дерьмо, и через призму своих нестандартных взглядов оформляют все это как художественное творение без какого-то даже мелкого смысла и сюжета..
..в перечень жанров фильмов можно добавить: “Бестолковые” - и вносить подобную ерунду туда.. |
14:41 / 26.02.2014 |
|