Дознание пилота Пиркса / Test pilota Pirxa
Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против. Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, где экипаж будет состоять из роботов.
Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью. Недоброжелатели из корпорации опасаются, что мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают свои меры.
- Экранизация повести Станислава Лема «Дознание» из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе».
- При сьемках фильма режиссером-постановщиком перед съемочной группой была поставлена задача: снять космические эпизоды фильма как можно ближе «к реальности». Костюмы космонавтов и внутренний вид помещений космического корабля «Голиаф» разрабатывались на основе существовавших на тот момент американских и советских аналогов (в частности - орбитальной станции Скайлэб).
- Через 18 лет после съемок фильма к Сатурну действительно был запущен автоматический космический зонд Кассини, выполнивший схожую с миссией «Голиафа» задачу.
- В системах видеонаблюдения используются чёрно-белые ЭЛТ-мониторы. В съёмках использованы: грузовой фургон Ford Transit Mark 1, представительский седан Jaguar XJ, спортивное купе Ford Mustang, самолёт Boeing-707 авиакомпании Pan Am, самолет Boeing-747 и вертолёт Ми-2.
- Буквально через год после выхода фильма астрономы выяснили, что так называемая «щель Кассини», через которую в кольце Сатурна проходит корабль, - на самом деле не щель, а область иной степени плотности, и пролететь сквозь неё нельзя.
- Из-за примитивных спецэффектов кольца Сатурна в фильме показаны не просто неправдоподобно, ненатурально, но почти даже абсурдно и нелепо: как неподвижные, сплошные, колоссальные, кольцеобразные ледяные глыбы (наподобие земных «столовидных» айсбергов), причём непомерно толстые, - в отличие от реальных колец, гораздо более тонких, состоящих из метеоритной пыли и осколков льда и вращающихся вокруг планеты с гигантской скоростью.
- Французская группа Micropoint, работающая в направлении электронной музыки hardcore (uptempo), использовала голос робота из фильма в качестве семпла в композиции под названием Hardbreak. В семпле звучит речь робота: «Ваш мир для меня бесконечно пуст, ваши идеалы смешны, а ваша демократия - это только власть интриганов. И тогда я понял, что роль слуги человека не удовлетворяет меня, поэтому я решил взять власть в свои руки, чтобы человечество осознало, как оно просчиталось, создав покорную себе куклу.»
- Вопрос, заданный при знакомстве Гарри Брауну «Вы верите в бога?», в фильме был заменён на «Вы верите, что существует совесть?».
Не идейно-художественная, а музыкальная революция
Гибрид советско-польского производства, замешанный съемками на Таллинской студии, для типичного советского гражданина смотрится вполне неплохо.
Безусловно, картина даст несколько баллов вперед многим научно-фантастическим лентам того времени. Но эти баллы получены не за декорации и спецэффекты, которыми по логике должен превалировать фильм данного жанра, а за «скромные» взаимоотношения людей и человекоподобных роботов.
Демонстрируя всю сложность отношений между двумя самостоятельно думающими формами интеллекта, закинутыми в условия ограниченного пространства, не нужно быть предсказателем, чтобы догадаться об исходе данного эксперимента. Наука очень сильно отстает, а в то время тем более отставала, в вопросе «создания видов». Возможно, нам никогда и не суждено увидеть данного (человека и робота) взаимодействия, направленного на благо развития цивилизации, но пофантазировать никому запрещается.
Однако один прогресс все же был «предсказан» - это музыкальный. Арво Пярт, композитор данной ленты, уже в конце 70-х запустил пробу в массы двух вполне самостоятельных музыкальных жанров так популярных у молодежи всего мира с середины 90-х до середины 2000-х годов. Один из них это «драм энд бейс» (drum and bass), а другой - «брейк бит» (breakbeat).
Остается догадываться какими приспособлениями (как минимум нужны музыкальные семплеры) пользовался композитор для написания саундтрека к фильму, но для конца 70-х это звучит далеко не примитивно, а где-то даже наравне с композициями конца 90-х годов. Для того чтобы понять это новшество для конца 70-х, достаточно прослушать музыкальные отрезки из фильма:
1. Отрывок 1:08:49 - 1:09:13 - типичный «андеграунд драм энд бейс» конца 90-х.
2. Отрывок 1:14:34 - 1:14:59 - замедленный «брейк бит». Стоит отметить, что группа «Prodigy» срезала данный бит для своей композиции «Smack My Bitch Up» (1997 года) просто ускорив его.
6 из 10
за картинку
100 из 10 за саундтрек
funkybad
Типичная в своем роде советская научная фантастика, не блещущая спецэффектами, зато заставляющая задуматься о нашем будущем. То, что фильм снят по рассказу Станислава Лема, уже однозначно можно и нужно смотреть, это как знак качества научной фантастики.
Фильм - эдакая предыстория фильма «Я - Робот» с Уиллом Смитом. «Дознание пилота Пиркса» оставил много вопросов, потому что человек в лице Пиркса дознание в полном объеме так и не выполнил и главный вопрос определить есть ли человекоподобные роботы среди нас оставляет на зрителя.
Кино для тех, кто не против подумать и порассуждать после фильма. В то время за лозунг «У кого спецэффекты лучше, тот и круче» никто не боролся, поэтому если есть свободное время и вам попалось «Дознание пилота Пиркса» не поленитесь и нажмите Play.
7 из 10
Moriseev
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.