Дурак
Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?
Кинотавр, 2014 год
Победитель:
Приз имени Григория Горина за лучший сценарий
Диплом гильдии киноведов и кинокритиков
Номинации: Главный приз
Кому на Руси жить хорошо
Сердобольный сантехник средних лет Никитин (Артем Быстров) приезжает на вызов в убитое общежитие, в котором проживает примерно восемьсот человек. При осмотре выясняется, что здание буквально трещит по швам и вот-вот может рухнуть. Само собой, без одобрения сверху грамотную эвакуацию и расселение жильцов провести невозможно, поэтому Никитин решает собрать в кулак всю свою наглость и немедленно внедриться в самый рассадник чиновничьих туш, который как раз празднует юбилей своей атаманши по кличке Мама. Вот тут-то наш славный сантехник лицом к лицу столкнётся с круговоротом коррупции и двурушничества.
Юрий Быков уже не первый раз выступает в качестве обличителя некомпетентного руководства и зажравшихся слуг народа, но на самом деле все его картины вовсе не об этом. Выживание - вот ведущий лейтмотив работ режиссёра. Посмотрите на охотника из фильма «Жить», вспомните его яростные и отчаянные восклицания: «У меня дома дети, жена драники жарит, а завтра к тёще на дачу! Я жить хочу, ЖИТЬ хочу!». О том же талдычат и слегка карикатурные чиновники «Дурака». Опьянённые, загнанные в конференц-зал в самый разгар ночного веселья, они неожиданно предаются речам, суть которых сводится к тому, что «они хотят жить по-человечески». Стоит ли осуждать казнокрадов конкретно за то, что они тоже хотят кушать? Нет. Другое дело, - каким именно способом добывается эта «еда».
Здесь опять же стоит вспомнить цитату из фильма «Жить»: «Родился с зубами - живи хищником». Вот он - популяризированный закон природы во всей красе! Сильный в конце концов сожрёт слабого, чтобы в пищевой цепочке занять место потеплее, а там уже и до vip-мест рукой подать. А как же сдерживающий фактор в виде того же бога? О, он тоже имеет место быть! В одной из сцен высокопоставленная героиня Натальи Сурковой, расправившись с проблемами в стиле фееричных 90-х, с нарочито напряжённым выражением лица молвит: «Господи, прости нас!». Получается как в известной песне: «Вы вечно молитесь своим богам, и ваши боги всё прощают вам».
В «Дураке» наглядно представлены диаметрально противоположные миры: в одном вор на воре сидит и вором погоняет, а в другом - зазорно свистнуть даже жалкий болтик. Вот только Быков не делит их на чёрное и белое: в обоих мирах есть полутона и оттенки. Даже в самом страшном гадюшнике может встретиться проблеск благородства, а в номинально честном - непростительное предательство и трусость. Подобные выпады и повороты ближе к финалу случаются всё чаще и чаще, и от этого изобилия людских пороков рука непроизвольно тянется к лицу.
«Разруха не в клозетах, а в головах», - писал Булгаков. Вот он, земной ад! Свиньи выбились в начальство и теперь открещиваются от тех свиней, что остались в полуразрушенном хлеву. А те терпят, вкалывают за три копейки и заливают нутро дешёвым суррогатом. И при этом все, ВСЕ на этой земле хотят жить по-человечески! «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто», - отмечает сантехник Никитин. Ей-богу, дураки и дороги - это далеко не главные наши проблемы.
Вердикт: Пронзительная и очень точная иллюстрация крылатой фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад». Но, тем не менее, как отметил главный герой, - попытаться всегда стоит.
Helena_Bavtrel
В России две беды: дураки и тот, кто ими управляет
Автор фильмов «Жить» и «Майор» Юрий Быков снял картину, где обычный сантехник и рядовой вызов, заставляют многих людей узнать, кто каждый из них на самом деле. Лента, в течении которой рушится не только фундамент здания. Новая работа Юрия Быкова безупречно оголяет то, что и так видно.
Фильм Юрия Быкова «Дурак» без лукавства можно назвать яркой антиутопией современности. Без лишних вступлений и слов нас кидают в суровую, натуральную, без макияжа реальность общества, где самое важное происходит лишь ночью. И здесь в городе N, в неизвестное время, действие фильма выворачивает сантехник, который доводит рядовую для современного времени ситуацию до противоречивых мыслей, результатом которых является лишь одно слово. И это слово дурак.
Юрия Быкова после этой истории можно назвать русским Стивом МакКуином, с характерным обоим долгого держания кадра. Выстроив и выдержав повествование в скользящий и в то же время всем знакомый сюжет, автор до конца не отпускает зрителя, у которого в голове лишь один вопрос. А как я бы поступил в этой ситуации? Общежитие
Бросив в чан, где варятся суровые реалии и никому не нужный народ, мы попадает в замкнутый круг, из вечных русских вопросов: кто виноват и что делать. Водрузив на себя роль ревизора, Быков с бетонной правдой преподносит на суд зрителю картину, в настоящем духе критического реализма, с присущей самобытностью и колоритностью русского народа. Режиссер одновременно разжигает пожар трагедии как одного человека, так и всего общества, с характерным драматизмом. Смотав в глубок политику, семью, культуру, веру, в итоге получается красивый свитер, однако сильно колючий, если его надеть.
8 из 10
Алишер Улфатшоев
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя The pirr:
Как и все работы Быкова очень круто.
|
03:31 / 10.07.2017 |
|
|
От пользователя OLGA:
Есть о чем задуматься, о своей жизни и отношении к ней в целом …. Фильм очень понравился!!
|
00:48 / 17.01.2016 |
|
|
От пользователя mahroff:
такое нужно смотреть!
|
11:21 / 24.01.2015 |
|