Нельзя сказать, что я возлагал большие надежды на «Двух королев», я если честно, куда сильнее жду «Фаворитку». Тем не менее, чего-то приемлемого от британки Джози Рурк ждать было можно, хотя бы красивой костюмированной драмы второго сорта. Но не подобного, простите, выноса мозга.
Что там я сказал про красоту? Да, очень красивая съёмка природы. Её даже слишком много, словно смотрим передачу про путешествия по (в данном случае) Шотландии. Хорошая музыка, Макс Рихтер потрудился на славу. То мизерное количество битв, что представляет нам фильм, выглядит красиво (костюмы, оружие, статичные кадры), хотя и постановка самих драк не выдерживает никакой критики. Костюмы? А их не видно. Персонажи «Двух королев» следуют какому-то негласному, но, похоже, обязательному правилу: «чем помещение темней, тем роскошней надо одеться». Видимо, на Британских островах ничего не решается в светлое время суток.
Ещё не успели зрители толком понять, что происходит, как получают порцию пропаганды в лицо. Феминизм и странная толерантность. Причём настолько топорно, насколько это возможно. Героини фильма прям текстом говорят о том, какие же мужики плохие, портят, угнетают распрекрасных девочек; да и вообще, являются причинами всех бед. Авторскую задумку, судя по всему, нельзя было также раскрыть без несчастного бисексуала, правда? Какая в нём необходимость — лично я не понимаю. Про зашкаливающее количество чернокожих и азиатов среди шотландской знати я и говорить уже не хочу.
Сюжет может вызывать интерес в лучше (не моём) случае первую половину фильма. Дальше смысловая нагрузка и так слабоватых диалогов сводится к нулю. Лично меня, когда прошли час и десять минут картины, стало клонить ко сну. Герои уже просто в какой-то агонии выносят друг другу мозг. Кто захочет разбираться в тысяче и одном заговоре, крайне уныло преподнесённых в «Двух королевах», я не знаю.
Разбирать исторические несоответствия я не стану, приличное число рецензентов это сделали до меня, чего понапрасну лить воду. Лучше скажу что-нибудь о двух главных героинях. Вернее не скажу. На Елизавету I создатели просто забили, не наделив её никакими чертами. Мари Стюарт добрую часть хронометража любуется собой, рассказывает о своём величии, играет с фаворитками, но никак не занимается делом. Мужчин она сначала ненавидит, но её мнение меняется, когда лорд Дарли её сексуально удовлетворяет. Образ упомянутого мной лорда также хорош: то он чуть ли не малолетний сопляк, то опытный политик. Иными словами, герои имеют общую черту — они всегда всё делают прямо противоположно своим словам.
Актёры. Всё должно было держаться на игре Марго Робби (Елизавета I) и Сирши Ронан. Марго Робби утруждаться не пришлось, причины описаны выше. Сирша Ронан верзко возвысилась в моих глазах после прошлогодней (2017) картины «Леди Бёрд». Но в данном случае Ронан — ужасный мискаст. Она откровенно плохое играет, она ни капли не напоминает королевскую особу. Девочку-подростка — да, но королеву Шотландии — никогда.
Может быть, если б я досидел оставшиеся 10-12 минут, я бы понял великий замысел создателей. Но 40 минут на экране просто не происходило ничего. Для меня «Две королевы» — лишь толерантно-феминистическая агитка с не самой красивой обёрткой.
3,5 из 10
Морган Фриман
I wasn`t made to fall in line
…But I got a mind to show my strength, And I got a right to speak my mind… История жизни Марии Стюарт известна мне главным образом по книге Стефана Цвейга. Звезда королевы Шотландии сияла ярко, но недолго (хотя по меркам того времени 44 года — это немало). Этот исторический персонаж всегда привлекал писателей и кинодеятелей, немало книг, фильмов и сериалов пересказывают ее историю. Еще больше работ посвящено ее двоюродной тете и вечной сопернице Елизавете I Тюдор, королеве Англии, но в каждой из них появляется или косвенно упоминается Мария Стюарт. Фильм «Две королевы» я ждал долго. Дикая, но прекрасная Шотландия, обустроенная и не менее красивая Англия, неприступные когда-то, но уже начавшие ветшать замки, звуки флейты и барабанов, тронные залы и конюшни, пышные юбки и жесткие камзолы. Смотреть фильмы о Шотландии всегда приятно из-за визуальной составляющей в том числе. «Храброе сердце», «Макбет» (с Фассбендером и Котийяр), «Роб Рой» — теперь для меня ряд отличных и красивых картин об истории этой земли пополнился «Двумя королевами». Среди недостатков картины можно, при желании, назвать следующие моменты: некоторые вольности в прорисовке характеров Дарнли и Дэвида Риццио, наличие некоторого количества лиц африканской и азиатской рас при дворе Елизаветы, не совсем точная передача характеров Марии и Елизаветы (по крайней мере, я себе их представлял совсем по-другому). Касательно первого пункта промолчу во избежание спойлеров, могу лишь сказать, что авторы картины имели право снимать так, как считают нужным. На счет второго пункта — то же самое, был у Петра I свой «арап» — были они и у англичан, могли быть и при дворе Елизаветы, могли дослужиться до высоких чинов. Что касается третьего пункта, Марию Стюарт я, действительно, представлял себе совсем по-другому. Но версия Сирши Ронан мне тоже понравилась (если закрыть глаза на избыток популярных в наше время лозунгов в ее симпатичной голове). Елизавета в исполнении Марго Робби значительно отличается от Елизаветы, сыгранной Кейт Бланшетт. Но в «Двух королевах» ее было намного меньше, чем шотландской королевы. Нам показали ее слабую, колеблющуюся, неуверенную сторону, но это не значит, что в другие моменты она не могла быть львицей. В моем представлении, она спокойно подписывала указы о казни неугодных вельмож и в тот же день могла уступить напору другого вельможи, пойти против своей воли, а на следующий день казнить вчерашнего фаворита или главного советника. В фильме она страдает и плачет попеременно, но это не значит, что она не могла радоваться, смеяться, флиртовать с потенциальными женихами из Франции или Австрии. Она была обычным человеком. Женщиной на троне в век (вернее, тысячелетие) тотального доминирования мужчин. В общем, единственный момент в фильме, с которым я не согласен на 100%, это когда Елизавета прибежала к графу Лестеру и поцеловала его руку. И это на глазах своих подданных. Такого просто не могло быть. Из шотландских персонажей мне не понравились граф Морей в исполнении Джейсона Кларка и лорд Мейтленд. Единокровного брата Марии Стюарт изобразили человекам недостаточно расчетливым, а ведь он спокойно правил Шотландией до возвращения Марии из Франции. Мейтленд вообще предстал в виде главного интригана Холируда — он ловко манипулирует королевой, лордами Ленноксом, Мореем и Ботвеллом, но сам персонаж недостаточно яркий. Непонятно, из каких побуждений он все это делает. Недостаточно прорисованный, непонятный персонаж. Также слишком мало внимания уделили третьему мужу Марии, графу Ботвеллу, а это была яркая, неординарная личность. Джек Лауден был хорош в роли второго мужа королевы, порадовал Бейтс из «Аббатства Даунтон» в роли свекра королевы — не отличной игрой, а просто присутствием. О том, что главного советника Елизаветы играл Гай Пирс, я узнал лишь во время написания этой рецензии — Уильяма Сесила в фильме очень мало. Вообще, в центре истории две женщины, их фрейлины, а мужчины больше на периферии. Актрисы в ролях «Марий» Марии Стюарт просто прекрасны и играют хорошо. Сирша Ронан и Марго Робби со своими задачами справились, как и весь актерский состав фильма в целом. Сценаристы тоже справились с задачами, которые были поставлены перед ними. Историю, насыщенную огромным количеством событий, которые даже спустя столько веков трактуются неоднозначно, они сумели уложить в 2 с небольшим часа и начинили темами на злобу дня (иначе фильм бы обвинили в недостаточной политкорректности). Сценаристы постарались обелить королеву Шотландии хотя бы от части обвинений в ее адрес, ни одно из которых не может считаться доказанным. Режиссер также снял неплохо, но мне кажется, лучше было обойтись без батальных сцен вовсе, чем представлять их в виде столкновений двух кучек людей. Да и вряд ли Мария Стюарт стала бы выезжать на битву во главе «войска». Многие критикуют картину за излишнее наполнение идеями феминизма, но я так не считаю. Меня до сих пор удивляет то, что в XVI веке женщины смогли законно унаследовать престолы своих отцов в Англии и Шотландии (а еще раньше — в Кастилии), как это вообще могло произойти? Во Франции так и не было ни одной правящей королевы. Как и во многих других странах. Елизавета и Мария смогли взойти на престолы своих стран, но удержать их им обеим было очень нелегко. Елизавета с самого начала повела себя умно, во всем или многом слушала советников, к тому же, ей просто повезло с тем, что ее религия не отличалась от религии большинства ее подданных. Мария же совершала ошибку за ошибкой. Казнив Марию (я надеюсь, это не считается спойлером — это ведь история), англичане показали, что коронованного монарха можно судить и приговорить к смерти. Не прошло и 100 лет, как их потомки судили и казнили внука Марии — Карла I, который был их собственным королем. В следующем веке французы низложили, судили и казнили своего короля, его жену и сестру. А еще через сотню лет в России без суда и приговора был расстрелян со всей семьей и прислугой последний русский царь, прямой потомок Марии I Шотландской… PS. Теперь я жду выход «Фаворитки».
Marti_S
|