Движение вверх
Есть победы, которые меняют ход истории. Победы духа, победы страны, победы всего мира. Таким триумфом стали легендарные «три секунды» - выигрыш сборной СССР по баскетболу на роковой мюнхенской Олимпиаде 1972 г. Впервые за 36 лет была повержена «непобедимая» команда США. Никто даже помыслить не мог о том, что это возможно - обыграть великолепных непогрешимых американцев на Олимпийских играх! Никто, кроме советских баскетболистов (русских и грузин, украинцев и казахов, белорусов и литовцев).
Когда проигрыш означал поражение страны, когда нужно было выходить и бороться в раскаленной обстановке из-за произошедшего теракта, великий тренер сборной СССР был готов на все, лишь бы помочь своим подопечным разбить американский миф о непотопляемой команде мечты. Ведь он знал, что создал самую сильную сборную на планете, и в начале заставил поверить в это своих игроков, а затем весь мир.
- В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх».
- Золото Олимпиады-72 - первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
- Финальная версия сценария «Движения вверх» была 22-й.
- Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
- Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
- Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
- CG Factory ("Экипаж», «Он - дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.
- Подавляющее большинство баскетболистов в фильме - профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
- В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
- Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, - делится Сергей, - но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».
- Специально для проекта было пошито более 500 костюмов - «гражданских» и спортивных комплектов.
- На актерах массовых сцен можно увидеть «винтажную» одежду конца 1960-х -начала 1970-х годов.
- Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
- Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
- Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей - по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.
- На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).
- Баскетбол снимали шесть операторских команд на шесть камер - уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.
- Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.
- Сцена легендарного матча снималась во время первых съёмочных дней. Съемки финальной игры продолжались месяц.
- В фильме при озвучке финального матча использована оригинальная запись голоса комментатора ЦТ СССР Нины Ерёминой, комментировавшей финал баскетбольного турнира Олимпийских игр 1972.
- Из-за судебных исков со стороны Евгении Кондрашиной и Александры Овчинниковой (вдов Владимира Кондрашина и Александра Белова) на авторов фильма, имя главного тренера мужской сборной СССР по баскетболу было изменено на Владимир Гаранжин. Настоящее имя тренера - Кондрашин Владимир Петрович.
- Момент с феноменальным пасом через всю площадку за три секунды до финальной сирены навсегда вошёл в архивы мирового спорта как один из самых драматичных и величественных одновременно. Советская команда прервала гегемонию сборной США на Олимпийских играх. Выиграть у американцев считалось невозможным.
- Для зрелищности авторы фильма исказили некоторые исторические факты, такие как: Александр Белов не был смертельно болен в 1972, Модестас Паулаускас не пытался сбежать из СССР, у Сергея Белова не болели колени и у него не было усов, Алжан Жармухамедов не носил линзы. Некоторые из этих фактов в действительности происходили со спортсменами, но в иной промежуток времени в их жизни.
Мечта - за три секунды...
Олимпиада в Мюнхене, 1972 год. Триумф советской сборной на финальном матче по баскетболу. Победа, заставившая поверить в невозможное.
«Никто кроме тренера не верил в то, что мы можем выиграть. Даже мы не верили». (с)
Кто из них верил, что сможет обыграть непобедимую сборную США? Столько трудов, столько побед, поражений, бесконечных тренировок и соревнований - только бы попытаться. Попробовать совершить невероятное. И они совершили, благодаря человеческому духу и своей вере друг в друга.
Сергей Белов. Модестас Паулаускас. Михаил Коркия. Александр Белов. Алжан Жармухамедов. Зураб Саканделидзе. Иван Едешко. И Владимир Кондрашин. Человек, собравший легендарную сборную СССР.
В них не верил никто. За ними следили, над ними смеялись - ведь такого просто не может быть, американскую сборную не обыгрывали тридцать шесть лет подряд! Все подсознательно готовились к проигрышу - но веры простого тренера в своих подопечных хватило сполна. Когда за тобой следит весь мир, когда на кону стоит все самое дорогое, когда до победы остается всего три секунды - ведь это уйма времени, можно выиграть, проиграть и снова выиграть!..
Я никогда не была фанаткой какого-либо вида спорта. Но меня всегда интересовала ненавязчивая строчка в трейлере «Основано на реальном событии». И трейлер «Движения вверх» не стал исключением, заставив прочитать все, что можно, о том матче, просмотреть те последние три секунды и понять, что современный баскетбол не годится ни в кое сравнение с тем, что был всего сорок лет назад. Увидев тот трейлер первый раз, я подумала, что это прекрасный повод сходить в кино всей семьей, включая старенького дедушку, который сам помнит ту знаменитую игру. И из зала мы вышли в полном восторге, заплаканные и тронутые до глубины души. Потому что такие победы стоят того, чтобы их помнили. Чтобы их никогда не забывали.
Отдельно хочется отметить не потрясающую актерскую игру, не талант операторов во время съемок, даже не постановочную группу, воссоздавшую этот великолепный финал, нет. Больше всего мне хочется отметить сценарий. Потому что раскрыть каждого из основных игроков, показать переживания, сомнения каждого из них и, как итог, их дружбу и веру друг в друга - это дорогого стоит. И пусть некоторые моменты в фильме - вымысел, пусть так. Но они заставляют поверить, что человеку свойственно благородство, что не все еще потеряно. Все зависит лишь от силы воли и поддержки близких.
Спасибо актерам - Владимиру Машкову, Кириллу Зайцеву, Джеймсу Тратасу, Ивану Колесникову, Кузьме Сапрыкину, Сергею Гармашу, Андрею Смолякову и Марату Башарову, операторам, режиссерам. Спасибо консультанту картины Ивану Едешко, постановочной группе и сценаристам. Спасибо сборной 1972-ого года - за легендарную победу.
«Движение вверх» - это пример того, что может совершить команда ради своей страны, ради своей родины и близких. Ведь родина - это не всегда место, где ты родился. Это дом, семья, друзья. И команда, ставшая тебе своей. Просто понимаешь это не сразу.
«Три секунды до конца матча... Сейчас будет приведено в порядок табло. Все вскочили с мест. 49:50, впереди команда Соединенных Штатов Америки. Мяч в игру введет Иван Едешко. Три секунды... Передача на Александра Белова... И сборная Советского Союза забивает мяч!..» (с)
10 из 10
Киара Львовна
Под гнетом конъюнктуры...
Фильм «Движение вверх» оставляет после просмотра двойственное ощущение. Да, сам матч в нем красиво и творчески снят, в нем есть немало мелодраматических, слезных сцен, он цепляет за душу... Но при этом он насквозь пронизан фальшью, как герой Башарова, как тройка Гармаш-Смоляков-Машков, которые в каждом своем фильме абсолютно одинаковы и давно не играют, а изображают самих себя, как лишенный своей настоящей фамилии главный тренер нашей баскетбольной сборной...
Конечно, фильм понравится тем, кто считает наши спортивные драмы, типа «Легенды N17», хоть и незамысловатыми, но главное - оригинальными российскими квази-патриотическими продуктами. Но на самом деле все эти фильмы не более чем не очень удачные римейки американского «Чуда» («Мираж на льду») 2004 года, посвященного победе американских студентов над непобедимой «красной машиной» - сборной СССР по хоккею в финале Олимпиады 1980 года. Почему наши римейки не очень удачные? Потому что американский фильм показывает события 1980 года приблизительно так, как это действительно было на самом деле. Это взрослый фильм про веру в себя и своих друзей, про реальный патриотизм и любовь к своей стране, про спорт, в котором возможно любое чудо. Фильм без фальшивых соплей, мелодраматических поворотов в духе дешевых мексиканских сериалов, без клеветы и лжи в отношении своей страны, великих тренеров и спортсменов, многих из которых, к сожалению, уже нет в живых.
И неужели легенды советского баскетбола: так рано ушедший из жизни Александр Белов и его единственный тренер Владимир Петрович Кондрашин, первый еще в Ленинграде разглядевший потенциал Белова - творцы того самого баскетбольного чуда, навсегда вошедшие в зал баскетбольной славы ФИБА, не заслужили достойное кино без всякой фальши и лжи?
Как не заслужил такое кино и один из героев «Мюнхенского чуда» - Модестас Паулаускас. Это ведь только в черно-белом образе мира создателей фильма все жители Прибалтики в семидесятые годы считали русских агрессорами и мечтали убежать из СССР на Запад. И, конечно, герой Папалаускаса в фильме должен точно соответствовать этому стереотипу - играть за сборную только за гонорар и только, для того, чтобы быстрее сбежать из СССР (такой же примитивный стереотип, как и грузинские баскетболисты в фильме, которые обязаны петь песни и бегать с бутылкой чачи по олимпийской деревне накануне финального мачта). И плевать им, что в реальности Модестас Феликсович после окончания спортивной карьеры всю жизнь за копейки тренировал студенческие команды, прекрасно говорит по русски, с теплом отзывается об эпохе СССР и бесплатно тренирует школьников из России. Такой ведь образ литовца он же совсем не конъюнктурный, разве он будет интересен нашим зрителям! Да и в суд за клевету Модестас в свои 72 года из Литвы вряд-ли подаст.
Другое дело покойный Владимир Кондрашин, который в последнем варианте сценария фильма занимался контрабандой валюты! для спасения своего якобы прикованного к инвалидному креслу сына. Сын Юрий у Кондрашина действительно с детства страдал ДЦП, но самостоятельно ходил и ни в какой операции не нуждался.
Только каким-то чудом вдова Владимира Петровича Кондрашина заставила создателей фильма под угрозой суда убрать из сценария всю эту мерзость с валютой. Но и без нее в фильме лжи про реального Кондрашина осталось столько, что настоящую фамилию главного тренера советской сборной по баскетболу спрятали под вымышленной фамилией - «Гаранжин». И в «патриотическом» «Движении в верх» тренер американской сборной и Президент ФИБА имеют право на свои настоящие фамилии, а вот Кондрашин не имеет.
Вообще, несмотря на то, что в начале фильма говорится, что он «основан на реальных событиях», из реального в нем только факт финального матча, сам счет и фамилии игроков. Все остальное - набор дешевого мелодраматического бреда:
1. Поездка сборной СССР в США в 1972 году, которой не было, вместе с чушью про попытки продажи баскетболистами черной икры в гетто Гарлема (конечно, только там можно продавать в Нью-Йорке черную икру в представлении сценаристов), проигрышем всего местным Гарлемским гопникам и пьянкой после этого до утра в американском баре (на какие собственно деньги, позвольте?). Как не было и никакой истории про лечение Белова в США.
2. Пиетет и страх наших игроков перед сборной студентов из университетов США (до профессионалов и «Дрим-тим» на Олимпиаде было еще целых 20 лет), которую, кстати, до этого наша сборная дважды обыгрывала на чемпионатах мира.
3. Чиновники Госкомспорта СССР, думающие только о баскетболе и угрожающие игрокам тюрьмой в случае поражения. На самом деле баскетбол в те годы был на дальней переферии сознания спортивных чиновников. Одна медаль (женщины стали выступать только на следующей Олимпиаде, поэтому, кстати, никакой невесты Александра Белова на матче в Мюнхене и быть не могло) никого из Госкомспорта особо не интересовала и задача максимум для сборной СССР на Олимпиаде была просто выйти в финал.
4. Проблемы с сердцем у Александра Белова и со зрением у Жармухамедова, которые начались только через несколько лет после Олимпиады...
Перечислять неточности фильма можно бесконечно. Я представляю - насколько больно было смотреть это «правдивое» кино вдовам легендарного тренера и его лучшего ученика, до сих пор живущих памятью о своих великих мужьях. Настолько больно, что немолодые женщины не нашли для себя другого выхода и подали иски в суд на создателей фильма - обвиняя их в явной клевете и требуя запретить фильм в прокате.
А ведь реальный игрок той легендарной команды - Иван Едешко был консультантом этой картины. Но по его же словам, создателей фильма интересовали отнюдь не реальные подробности жизни сборной и «чуда» 1972 года, а любые скабрезные подробности из жизни главного тренера, Александра Белова и Папалаускаса. А когда реальной «бочки грязи» не нашлось, то ее быстро заменила буйная фантазия сценаристов.
Конечно, можно возразить, что это не документальное кино и создатели могли ради дешевой конъюнктуры и зарабатывания денег пойти в фильме на любые «художественные» выкрутасы. Но неужели фильм бы проиграл, если бы все события 1971-72 годов были показаны, как они реально произошли на самом деле? Наоборот, если бы в нем была показана реальная история становления тренера и его ученика, да и всей нашей сборной на фоне реальной, а не вымышленной страны, история обретения веры в себя и своих товарищей, без дурацких стереотипов, кучи лжи и дешевого мелодраматизма, то получилось бы отличное кино о великой победе, которой действительно можно гордиться.
Striking Queen
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Комментарии
|
От пользователя Джак:
Фильм нереально хорош, смотреть стоит однозначно, ведь в этом фильме грамотно и умело преподнесены события тех дней, а сюжет настолько умело поставлен, что сопереживаешь вместе с болельщиками и самими игроками. Я смотрел с отцом, так он помнит тот матч, говорит видел его по телевизору, в тот момент все поверили, что СССР это не просто 4 буквы, это разрушитель нерушимого.
|
13:36 / 02.11.2019 |
|
|
От пользователя alize:
Реально один из самых крутых фильмов прошлого года, не зря он такую кассу собрал! Вообще фильм основан на реальных событиях, точнее на реальном произошедшем матче, но чтобы не портить себе впечатления от просмотра не заглядывайте перед фильмом в википедию, лучше уж после.
А так мне понравилось кино однозначно, актеры классные. Да и спортивные драмы всегда трогают, так что если нравятся фильмы такого толка то смело рекомендую к просмотру. За замедленные кадры особый респект, некоторые моменты прям до мурашек пробивали. Побольше бы у нас таких фильмов снимали, я вот уже второй раз пересматриваю. |
14:16 / 16.01.2019 |
|