Двойная ставка / The Music of Chance
Молодой американец Джим Неш, неожиданно получив огромное наследство, скитается по стране на новеньком BMW в поисках приключений. Во время путешествия он знакомится с Джеком Поцци - безнадежным кутилой и шулером, не расстающимся с колодой карт.
Поддавшись уговорам своего нового приятеля, Джим соглашается сыграть против двух картежников - миллионеров и ставит на кон все свои деньги. Поманив своей призрачной улыбкой, капризная удача отворачивается от приятелей. Проиграв все, что имели, и задолжав огромную сумму, они попадают в рабство к своим могущественным соперникам. Начинается новая игра с жестокими правилами, у которой лишь два возможных финала: свобода или смерть.
Кривое зеркало шаблона
Загадочность, таинственность происходящего в фильме «Двойная ставка» имеет своей природой, может быть, лень человеческого мышления, не желание выйти за рамки клише, первоначальной оценки или даже самооценки персонажа, - и это несмотря на то, что даются немало фактов идущие против шаблона, по которым выстраивается восприятия происходящего (хотя эта информация дается приглушенно, дозировано, но все же дается, остается за малым - должным образом ее интерпретировать).
Возьмем пару богатев Вилли и Билли (Джоэл Грей и Чарльз Дёрнинг)- их автоматически принимаешь за продолжение целой вереницы эксцентричных миллионеров, которые только и делают, что швыряют деньги на исполнение своих прихотей и капризов, в частности на организацию реалити-шоу, иногда с весьма жесткими и суровыми правилами, но в финале, когда герой или герои с честью пройдут испытания, они появляются, чтобы по царски наградить смельчаков (классический пример, это конечно, «Банковский билет в миллион футов стерлингов», с Грегори Пеком в главной роли)...
Поэтому чувствуешь себя обманутым, когда в «Двойной ставке» они больше не появляются, в приказах, которые озвучивает и исполняет их верный холуй Кельвин (М. Эммет Уолш) звучит только жестокость и мелочная скаредность (так что даже Кельвин, несмотря на свое собачье рвение, испытывает за них перед узниками неловкость и стыд),- поэтому совсем нелишней является попытка взглянуть на них по новому, преодолевая навязчивый шаблон.
Вспомним, что богачами они стали только семь лет назад, после того как сорвали джек-пот, а до этого были типичными «людьми очереди», почти всю жизнь простоявшие честно за ускользающим богатством, - и, наконец, «награда нашла героев», но, конечно, радость перемешивается с горечью - слишком поздно!.. Многие радости им уже в силу возраста не доступны, другие не приносят такого же острого удовольствия, которые приносили в молодости. Но есть одно исключение, - ту бессильную злобу и ярость, которую они испытывали по отношению к тем ловчилам, наглецам и мошенникам, которые нарушали святые правила очереди и беззаконно оттеснив честно отстоявших очередников, выхватывали не им принадлежащею награду, - можно сполна удовлетворить, испытывая жгучие наслаждение, когда очередной «рыцарь удачи», приняв их за парочку богатых «лохов», приезжает в их уединенное поместье, чтобы продолжить удачно начатую «стрижку».
Бедняга не знает, что как бы не сложилась игра за карточным столом, исход ее будет одним: ему придется, тем или иным способом вернув «награбленное», долго и мучительно умирать, искупая свою вину перед честными людьми...
Конечно честные люди остаются честными людьми в любой ситуации: заподозрив игрока Джека Поцци (Джеймс Спэйдер) в шулерстве, они не ограничиваются одними подозрениями, а наводят тщательнейшие справки, о результатах которых прозрачно намекают ему перед «матчем-реваншем», и уже не прозрачно, а почти в открытую, после игры, - конечно, если наши уважаемые партнеры ступят за порог этого дома, они моментально забудут о «долге чести», а поэтому надо найти способ оплатить долг в пределах поместья. Они не позарятся даже на копейку, если она чужая, но свои деньги, вплоть до копейки, мошенники должны вернуть, не только сколько проиграли, но сколько проели и пропили (а для этого временно приостанавливается их казнь. - Впрочем они и не собирались играть в долг, здесь их сценарий нарушился, - но об этом ниже).
Пара Джек Поцци и Джим Нэш (Мэнди Пэтинкин),злополучные искатели «легких денег», кажется списаны с других, тоже весьма растиражированных, образцов, классический пример которых - пара Д'артаньян и Портос из «Двадцать лет спустя», когда они попали в похожий переплет, - главы, в которых они выбираются из почти безвыходного положения, попеременно называются «Ум и сила», «Сила и ум», - кажется, что беспокойный, нервный, ищущий малейшую лазейку Джек воплощает в себе гасконца, который силою своего ума найдет какой нибудь парадоксальный выход, - и в сочетании со спокойной мощью Джима-Портоса они вырвуться из смертельной ловушки...
Но это полная иллюзия: несмотря на претензии Поцци на какую-то особую интуицию и чутье как в игре, так и в жизни (памятный разговор с Джимом после проигрыша), он напрочь лишен слуха, чтобы воспринимать Музыку Судьбы. Судьба подарила ему великолепный и роскошный подарок - ограбление и избиение перед запланированной поездкой в ад, но он воспринял это нежданное спасенье как черную неудачу. Самым трогательным образом, до своего печального конца, он не понимает своего безнадежного состояния, в «лучшем» случае рассматривая зловещую парочку миллионеров как доморощенных шулеров - «вор у вора дубинку украл», - и совершенно не чувствует, что он «... взвешен на весах, и найден очень легким».
Конечно, настоящий игрок, начавший и проведший смертельно опасную игру (отнюдь не за карточным столиком)- это Джим Нэш, но это затемнено для зрителя, - и в первую очередь потому что затемнено для сознания самого Нэша.
Он типичный обыватель, с весьма узким и примитивным кругозором, очень спокойный, с весьма скромными (даже для обывателя) потребностями, - кажется положения житейского здравого смысла являются незыблемыми правилами его жизни.
Однако права пословица: «В тихом омуте...» - в недрах его души таятся удивительные силы и способности, о которых он не подозревает (даже больше, он принципиальный противник существования вообще каких-либо паранормальных явлений и сил, даже когда с этими силами сталкивается - объясняет это простым совпадением, цепью случайностей и т. п.), - надо подойти к краю пропасти, чтобы они проснулись и спасли своего владельца, притом их действие не затрагивает его сознание, он подчиняется им как сомнамбула, не в силах объяснить ни себе, ни другим почему он так «нелепо» поступил.
Первая ставка: он спокойно наблюдает как Джек «окучивает клиентов», - как вдруг неведомая сила погнала его к чудесной панораме, где телесный контакт с фигурками их «добродушных» хозяев раскрыл его внезапно презревшему подсознанию всю неотвратимость скорой гибели. Отчаянный всплеск инстинкта самосохранения дает телепатическую установку Джеку - «Проигрывай!!!» - тот повинуясь неведомому приказу, начинает играть как ребенок и все спускает. Тут внезапно в игру встревает Джим, ставя на кон свою машину, заставляя «сценаристов» делать непредусмотренные ходы: торговаться, злиться, терять концентрацию, то есть давая гостям надежду на единственный шанс - вдруг парочка мстителей перестанет делать только вид - и действительно втянется в игру, выиграв в долг.
Первый кон в игре за жизнь за Джимом, но он пока лишь выиграл лишь отсрочку. Теперь незримая воля к жизни заставляет принять его вид покорного, на все согласного узника, безропотно выполняющие правила своих тюремщиков, - чтоб получить надежду на новый шанс он должен выглядеть совершенно безопасным в их глазах, совершенно не догадывающийся о своей участи, когда «долг чести» будет уплачен.
Ему лишь бы получить шанс - и он его получит...
Trystero
Для меня история фильма The Music of Chance началась в далёком 2001 году, когда я в первый раз увидел его по телевизору. Фильм транслировали по какому-то центральному каналу, но почему-то в очень плохом качестве. Однако, тёмные полосы на экране и никудышный звук не помешали мне посмотреть фильм на одном дыхании - сюжет показался мне крайне интересным и оригинальным.
Джим Нэш, пытаясь убежать от своего прошлого, покупает красный BMW и отправляется в Нью-Йорк, чтобы начать новую жизнь. Классическая музыка, которую слушает Джим во время поездки, и живописные американские пейзажи за окном позволяют ему немного расслабиться и на время забыть про неудачи. Но судьба, как известно, очень коварна, и вскоре лирическое настроение сменяется тревожным любопытством - Джим видит окровавленного человека, идущего по обочине дороги. Добродушный и умиротворённый Нэш останавливается и пускает незнакомца в свой автомобиль. Новый друг Джима - итальянец Джек Поззи, зарабатывающий на жизнь исключительно игрой в покер. После очередной игры везунчик Поззи как всегда набил карманы деньгами, но был избит и ограблен...
Всю дорогу Поззи методично уговаривает Нэша принять участие в новой игре, которая обещает быть опасной, но удачной. Джек уверен в своей победе на сто процентов. И Нэш соглашается. Перекантовавшись некоторое время в Нью-Йорке, новоиспечённые друзья отправляются на игру в имение двух мультимиллионеров. Странные богачи тепло принимают гостей в своём роскошном особняке, кормят их и показывают огромный макет сказочного города, который они мечтают построить на своей территории. После этого начинается игра. Поначалу всё идёт гладко - Джек выигрывает. Но в середине игры Нэш уходит, чтобы ещё раз посмотреть на макет будущего города. С удивлением разглядывая конструкцию макета, Джим решает забрать себе на память две фигурки. Именно с этого момента и начинаются настоящие приключения...
Вернувшись к игрокам, он узнаёт, что везение на этот раз немилосердно изменяет Джеку - он начинает проигрывать. В процессе игры ребята потихоньку расстаются не только со своими деньгами, но и с машиной. Более того, они ещё и остаются в долгу. И тут богачи принимают неожиданное решение - чтобы как-то рассчитаться со своими долгами, Нэш и Поззи должны будут построить высокий забор из десяти тысяч каменных глыб, оставшихся после разрушения древнего ирландского замка. Свободолюбивый итальянец начинает яростно сопротивляться этому решению, но Джим говорит ему, что у них нет другого выхода и что эти люди не выпустят их живыми со своей территории. Парни вынуждены подписать контракт, согласно которому они должны будут работать в течение пятидесяти дней по десять часов в сутки. «Рабов» передают в руки пожилого надсмотрщика Кэлвина, который поселяет их в скромном, но весьма комфортном домике...
Лёгкая жизнь сменяется серыми трудовыми буднями. Работа не прекращается даже во время дождя. Ворочать камни - дело нелёгкое, но в свободное от работы время друзья живут довольно-таки вольготно - их хорошо кормят, поят дорогими спиртными напитками, доставляют проститутку... Но, несмотря на хорошие условия, Джек все равно не хочет отрабатывать долг. Ночью ребята выкапывают яму под забором, обнимаются на прощание, и Джек оказывается на воле. Он зовёт с собой Джима, но тот говорит, что не может уйти, не достроив каменное сооружение. Нэш продолжает строительство в одиночку. И однажды утром, выходя из своего домика, Джим видит страшную картину - на траве лежит труп его бывшего напарника. Таким образом, Джек был наказан за свой побег...
После этой непонятной смерти Джиму начинают сниться кошмары. Отрицательные эмоции душат его, и, в конце концов, он решает отомстить за смерть друга, рискуя собственной жизнью. После завершения строительства, надсмотрщик со своим сыном приглашают Джима отметить в баре успешное окончание работы. Попив пивка и поиграв в бильярд, Джек снова садится за руль своего BMW, чтобы отвезти старика и его сына обратно в поместье. Он специально разгоняет машину до предела, и на крутом повороте она переворачивается и падает в кювет. После автокатастрофы в живых остаётся только Джим Нэш. Немного изувеченный, он идёт по дороге в неизвестном направлении. Какой-то человек, проезжающий мимо, подбирает его на том же самом месте, где он когда-то в первый раз увидел Джека.
Фильм The Music of Chance снят в 1993 году по одноимённому роману Пола Остера. Главные роли в этой приключенческой драме исполнили гениальные, но не очень известные актёры - Мэнди Пэтинкин и Джеймс Спейдер. На мой взгляд, это один из самых лучших дуэтов за всю историю американского кинематографа. Мэнди как всегда элитен, утончён и талантлив, а Джеймс в эксклюзивной роли пронырливого итальянца выглядит очень эксцентрично. Роли второго плана были исполнены не менее талантливыми актёрами, которых, кстати, не так уж и много. Фильм достаточно замкнут и несколько нелогичен, но эти качества придают ему особое очарование. Снимали шедевр неподалёку от Нью-Йорка, но при просмотре создаётся впечатление, что действие происходит где-то в южной Англии или северной Франции. Европейский колорит сохраняется на протяжении всего фильма, и это неудивительно, если учесть, что режиссёром и сценаристом этой киноленты является Филипп Хаас, операторами - Бернар Зитцерманн и Жан Де Сегонзак, продюсером - Фредерик Золло, а художником - Хуго Лючик-Выховски.
В России The Music of Chance вышел 7 декабря 1999 года на видеокассетах и был назван «Двойная ставка». Понятно, что это не перевод, но название всё равно на влияет на содержание. Вообще, надо отметить, что фильм имеет восемь названий: The Music of Chance, La Musica del Azar, Двойная Ставка, Музыка Судьбы, Музыка по Случаю, Музыка Азарта, Музыка Удачи и Музыка Шанса. Последнее название наиболее приближено к истине.
P.S. Главной и весьма неприятной особенностью фильма является то, что его попросту нигде нет. В нашей стране его практически не существует. Его нету ни в магазинах, ни в интернете. Но мне повезло - в декабре 2008 года я каким-то чудесным образом успел скачать The Music of Chance с сайта, который впоследствии был закрыт. Заветный диск с заветным фильмом хранится в моём столе вместе с другими киношедеврами и занимает среди них почётное первое место.
Дегустатор
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.