Двойник / The Double
Саймон — скромный работяга. На работе его не замечают, а девушка мечты игнорирует. Кажется, что так будет продолжаться вечно, но однажды в конторе появляется Джеймс, внешне — двойник Саймона, но по характеру его полная противоположность — уверенный, харизматичный плейбой. К ужасу Саймона, Джеймс потихоньку начинает забирать его жизнь.
«Двойник» (англ. The Double) - британский трагикомедийный триллер, снятый режиссёром Ричардом Айоади по мотивам одноимённой повести Фёдора Достоевского. Сценарий к фильму Айоади написал совместно с Эви Корином (братом Хармони Корина).
Мировая премьера фильма состоялась в основном конкурсе Международного кинофестиваля в Торонто 7 сентября 2013 года. В России премьера состоялась в рамках фестиваля «Новое Британское Кино» 31 октября 2013 года. Лента вышла в российский прокат 1 мая 2014 года, в американский - 9 мая 2014 года.
- Фильм снят по мотивам романа Фёдора Достоевского «Двойник» (1846).
- Первая реплика персонажа Ясмин Пейдж - «Идиот!», что является названием романа Фёдора Достоевского.
- В 1996 по тому же роману Фёдора Достоевского и также с названием «Двойник» хотел снять фильм Роман Полански. Главные роли в фильме должны были достаться Джону Траволте, Изабеле Аджани, Джону Гудману и Жану Рено. Съемки должны были начаться в Париже в июне 1996 года. Однако за несколько дней до начала съемок Траволта, поссорившись с Полански из-за изменений в сценарии, покинул проект. А вскоре после этого работа над фильмом была прекращена.Создание
Съёмки фильма стартовали 20 мая 2012 года и проходили в заброшенном офисе на окраине Лондона. Натурные съёмки проходили только ночью, остальные сцены в помещениях были сняты днём.
В «Двойнике» задействованы все основные актёры из прошлого дебютного фильма Айоади «Субмарина» (Крейг Робертс, Ясмин Пейдж, Ноа Тейлор, Салли Хокинс, Пэдди Консидайн, Джемма Чан). Оператором фильма выступил Эрик Уилсон, композитором - Эндрю Хьюит, а монтажёром - Ник Фёнтон, которые тоже работали с Айоади над «Субмариной».
Критика
The Guardian - пять звёзд из пяти
IndieWire - оценка «A-»
The Playlist - оценка «A-»
The Film Stage - оценка «B+»
Награды и номинации
Номинации
38-ой Международный кинофестиваль в Торонто - участие в конкурсной программе
57-ой Лондонский кинофестиваль - номинация за «Лучший фильм»
26-ой Кинофестиваль в Токио - номинация за «Лучший фильм»
Кинофестиваль в Абу-Даби 2013 - участие в конкурсной программе «Новые горизонты»
Премия британского независимого кино - номинация за «Лучшую женскую роль второго плана» (Миа Васиковска)
Награды
Кинофестиваль в Абу-Даби 2013 - «Лучший актёр» (Джесси Айзенберг)
Однажды c непримечательным человеком по имени Саймон Джеймс случается непредвиденное: в контору, где он работает, приходит новый сотрудник Джеймс Саймон, который является точной физической копией Саймона, однако никто из его коллег не хочет замечать этого очевидного сходства. Это обусловлено тем, что по характеру Джеймс является полной противоположностью Саймона - он самоуверен, харизматичен, успешен на работе и с женщинами, ему даётся всё, о чём Саймон мог только мечтать. Двойник постепенно начинает прибирать к рукам жизнь героя.
Наказание без преступления
Всегда непривычно смотреть зарубежные экранизации русской классики, так как в полной мере понять русского человека может только русский, и поэтому иностранцам далеко не всегда удается передать всю ту глубину, которую заложил автор в свои произведения. Но, к сожалению, российский кинематограф еще не освоил все тонкости данного ремесла, и при лучшем понимании душевного устройства и быта «нашего» человека, не может перенести все это на экран, в то время как зарубежные режиссеры и постановщики обладают подходящими для этого навыками, но теряют в смысле.
Данная одноименная экранизация повести Ф. М. Достоевского «Двойник» является продуктом творчества британского молодого режиссера Ричарда Айоади, который до этого поставил драматическую комедию «Субмарина», которая так же, как и «Двойник», повествует о «нестандартном» человеке. Более известен Айоади как актер, в основном исполняющий роли фриков, поэтому ему было не трудно найти общий язык с главным героем Саймоном, роль которого досталась Джесси Айзенбергу.
Атмосфера фильма носит мрачный, угрюмый, неприветливый и, что сразу бросается в глаза, беспросветный характер. Что-то подобное можно наблюдать в антиутопиях «1984» и «Бразилия».
Получилась неплохая экранизация, центральное место в которой занимает маленький человек в большом мире, который испытывает одиночество и не может найти свое место. Саймон все больше и больше ощущает свою бесполезность.
«Я постоянно не тут, словно Пиноккио - ненастоящий».
По его же словам, это его просто убивает.
Так в жизни Саймона появляется двойник Джеймс, проявляющий себя как темная сторона его личности, который воплощает в себе все бессознательные желания и инстинкты, которые Саймон так тщательно пытался в себе подавить и скрыть.
Поначалу Саймону это нравится, так как у Джеймса можно многому научится, но со временем все меняется. Двойник начинает «питаться» за счёт него, по мере его увядания становясь всё более самоуверенным и как бы занимает его место в мире. И когда напряжение достигает максимума - в голове Саймона возникает вопрос, к которому Достоевский еще придет в следующем своем бессмертном творении:
«Тварь ли я дрожащая, или право имею?».
Версия «Двойника» Айоади, как уже упоминалось ранее, помимо всего прочего носит отчасти антиутопический характер. В ней достаточно хорошо показана «система», которая делает из людей тех, кто ей нужен, а с «непокорными» жестоко расправляется. Интересным приемом являются элементы цикличности в развитии сюжета: самоубийство соседа, у которого, наверняка, был свой двойник; постоянное движение Саймона на фоне повторяющихся объектов и так далее.
На все это наложена потрясающая по накалу и месту музыка, которая порой отдает психоделией, а порой очень точно передает отрешенность героя от мира, в котором он живет.
Таким образом, «Двойник» Ричарда Айоади - заслуживающая внимания картина, определенно не портящая впечатление от повести Достоевского и отчасти дополняющая ее посредством переноса в «новый» мир. Картина явно не предназначена для широкого круга «потребителей» и не является массовым продуктом, но она удовлетворит и заставит задуматься всех любителей «другого» кино.
Dremso
Робкий и застенчивый такой
Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) едва ли чувствует себя реальным человеком - он настолько скромен и робок, что в компании, где он самозабвенно трудится семь лет, мало кто знает, как его зовут. Заговорить с красивой сотрудницей Ханной (Миа Васиковска) не хватает смелости - остается только наблюдать за ней в подзорную трубу, благо та живет в доме по соседству. Разнообразие в унылые будни Джеймса вносит появление нового коллеги, который, как ни странно, выглядит абсолютно так же, как Саймон, но успешен, коммуникабелен и нравится женщинам. Двойник настроен дружелюбно, однако постепенно ситуация накаляется и заставляет Джеймса задуматься - а в своем ли он уме?
«Двойник» молодого режиссера Ричарда Айоаде анонсируется как адаптация одноименной повести Федора Достоевского, но вряд ли кого-то удивит, что создатели достаточно вольно обошлись с первоисточником. Выискивать глубокий след российского классика в этом фильме - напрасное занятие. Айоаде берет за основу ключевой сюжетный твист и погружает зрителя в созданный лично им ретро-футуристический мир, достаточно отчетливо подчеркивая, что это не экранизация, а просто вариация на тему.
Ричард с легкостью жонглирует такими понятиями как «паранойя», «отчужденность» и «нигилизм», создавая суицидальную атмосферу безысходности и одновременно раскланиваясь перед мэтрами кинематографа и литературы. Режиссер в открытую демонстрирует, что не стесняется заимствования - тут и Терри Гиллиам, и Дэвид Линч, и Франца Кафка с Дэвидом Финчером. Впрочем, его отсылы не лишены шарма и не кажутся профанских подражанием - очевидно, что Ричард уважает мастеров, но достаточно уверенно прокладывает свой собственный путь.
Несмотря на отчетливо драматические мотивы, «Двойнику» не чужд юмор - зачастую абсурдный, однако от того не менее оригинальный. Нелепость помноженная на нелепость, как известно, может давать вполне положительный эффект - в умелых руках даже священник с лопатой смотрится вполне себе комично.
Непритязательность протагониста компенсируется на редкость продуманной проработкой и детализацией окружающего его мира, а о работе оператора и композитора (Эрик Уилсон и Эндрю Хьюит перекочевал на съемочную площадку «Двойника» из «Субмарины» - дебютного фильма Айоаде) можно делать отдельный материал, если не писать диссертацию. Пронзительные скрипки, неожиданные ракурсы, желто-зеленые угнетающие тона - Айодели и его соратники на редкость удачно упражняются в стиле и дизайне, добавляя истории запоминающиеся и эффектные выпуклости. Выходит универсальный видеоряд - замените диалоги на музыку и получите прекрасный образчик работы клипмейкера.
Выставляя напоказ шаблонность корпоративного мира, «Двойник» не только задает зрителю вопросы, но и дает советы. Мол, обернитесь по сторонам: каждый человек вокруг - это личность, которая заслуживает внимания или хотя бы банального уважения. Легко пройти мимо, куда тяжелее - слушать в новостях сообщение об очередном суициде.
6 из 10
Pleymore
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя runis:
Кино сложное и явно не для всех…Можно сравнить с Быть Джоном Малковичем……Весь фильм ощущение,что в фильме что то есть,в конце понимаешь что ……и возникает резонный вопрос-Ну и что?
|
00:56 / 12.07.2014 |
|