Дьяволицы / Les diaboliques

Дьяволицы
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 29 Январь 1955
Режиссёр: Анри-Жорж Клузо
Продолжительность: 1:54
Просмотрели: 653

Директор частной школы Мишель Деласаль — плохой муж и очень плохой человек. Его не выносят коллеги, жена Кристина и даже его любовница Николь. Кристина, которой на самом деле принадлежит школа, хочет развода, но Мишель заявляет, что скорее убьёт несчастную женщину, чем допустит своё разорение.

Доведенные до предела, бывшие соперницы решаются на крайний шаг — утопить Мишеля во время уикенда. Останется только спрятать труп, заявить в полицию об исчезновении и забыть об этом кошмаре. Но вдруг тело исчезает, а Кристину начинают преследовать странные видения… Тем временем, отставной инспектор Фише начинает поиски исчезнувшего мужа директрисы.

Трейлер Nº2

Трейлер

  • Фильм снят по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало» (Celle qui n`etait plus, 1952).
  • Права на роман Буало-Нарсежака, по которому снят фильм, хотел приобрести Альфред Хичкок, но опоздал всего на несколько часов. В утешение Буало и Нарсежак специально для Хичкока написали роман «D`Entre les Morts» («Из мертвых»), по которому тот снял фильм «Головокружение» (1958).
  • В 1996 году был поставлен ремейк. Главные роли в нём сыграли Шэрон Стоун и Изабель Аджани.
  • Городок, куда едут главные героини фильма, - Ньор, родной город режиссера.


Приз Луи Деллюка.

 

"Дьяволицы" - фильм французского режиссёра Анри-Жоржа Клузо, снятый в 1955 году по мотивам детективного романа Буало-Нарсежака "Та, которой не стало". В историю кинематографа вошёл как эталон психологического триллера и один из первых европейских фильмов, созданных под влиянием американского жанра нуар - хотя и с заметным налётом немецкого экспрессионизма и национальной традиции гран-гиньоля (парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор). Директор частной школы Мишель Деласаль - плохой муж и очень плохой человек. Его не выносят коллеги, жена Кристина и даже его любовница Николь. Кристина, которой на самом деле принадлежит школа, хочет развода, но Мишель заявляет, что скорее убьёт несчастную женщину, чем допустит своё разорение..

Сердечный приступ длиною в фильм

- Лучше умереть, чтобы этого не видеть!
- Умри, дорогая, умри. Только побыстрее...

Мишель Деласаль обладает мощнейшей отрицательной харизмой. Пронзительный взгляд, не терпящий возражений тон, несколько властных жестов - и вот уже приходится исполнять очередной его приказ. Страдают все без исключения, но особенно достается жене Деласаля Кристине и бывшей любовнице Николь. Работает вся эта троица в частной школе, поэтому большинство внутрисемейных разборок и унизительных сцен происходит прямо на глазах у детишек. Как же бороться с таким тираном? Выход один: в лучших традициях жанра «нуар» его нужно утопить, причем не где-нибудь, а в ванной, после чего сбросить тело в школьный бассейн, ведь тогда точно никто ни о чем не догадается. Этим и собираются заняться на досуге объединенные ненавистью к месье Деласалю Кристина и Николь.

Кинолента «Дьяволицы» представляет собой отличный пример искусного жонглирования жанрами. Вначале можно наблюдать традиционную инсценировку идеального убийства, в котором, как обычно бывает в таких случаях, все видится полностью распланированным, а затем в одночасье рушится. После загадочного исчезновения трупа Деласаля амплитуда окружающего напряжения делает резкий скачок и начинает расти экспоненциально. Нареченные режиссером «дьяволицами» Кристина и Николь, впервые в жизни отважившись на убийство, боятся теперь не только полиции, но и соседей по дому, школьного привратника, и, конечно же, самого Деласаля, который пропал без вести то ли живой, то ли мертвый. Здесь же режиссер немедленно подключает детективную завязку, а заключительная часть будет превращена в самый настоящий хоррор.

Если говорить о нуар-составляющей фильма, то общий пессимистический фон усугубляется тем, что у Кристины серьезные проблемы с сердцем, а переживаний на ее долю выпадает чрезмерно много, поэтому перманентный стресс больной девушки становится главной эмоцией ленты. Но основную роль в создании атмосферы все же играет город, где происходят события. Территория колледжа в контексте паранойи двух девушек напоминает теперь Догвилль Ларса фон Триера, где на первый взгляд все хорошо и спокойно, но стоит копнуть чуть глубже, и будет вскрыта инфернальная сущность тихого городка. Недаром это произведение Клузо часто трактуют так, будто дьяволицы с первых минут уже находятся в аду. Смущает лишь присутствие детей, однако по творчеству французского режиссера можно понять, что дети у него давно перестали быть символом невинности.

Анри-Жоржа Клузо называют «французским Хичкоком», и наиболее логичным было бы сопоставить двух авторов в том, что они умеют едва ли не лучше всего - напугать своими фильмами. «Чтобы создать саспенс, дайте зрителю больше информации» - слова британского режиссера. Например, в том же «Психо» мы узнаем о сумасшедшей старухе задолго до того, как детектив заходит в ее дом, что вызывает сильнейший страх ожидания; можно сказать, что Хичкок предпочитает отводить своей аудитории позицию «над схваткой». Клузо напротив, минимизирует количество доступной информации, заставляя зрителя ассоциировать себя с наиболее слабым и малознающим героем (в «Дьяволицах» это Кристина). При этом оба прекрасно знают, что и в какой момент нужно показывать в кадре: медленно открывающаяся со скрипом дверь, звуки шагов на лестнице, таинственный человек, лицо которого камера избегает показывать - подобные детали вкупе с продуманной игрой света и тени делают финальные минуты «Дьяволиц» столь жуткими, но также и являют собой почти полное цитирование последней сцены с преступником из «Окна во двор». В то же время, такие ленты как «Психо» и «Головокружение» сняты Хичкоком явно не без влияния триллеров Анри-Жоржа Клузо, так что понять, кто кого больше копирует, в этой блистательной паре мастеров не представляется возможным.

Последними эпизодами автор настолько бесцеремонно водит зрителя за нос, что это заслуживает отдельного описания. Пытаясь усидеть на двух стульях, Клузо обманывает, предлагая сначала предельно материалистическое решение исходной ситуации, а в самом конце оставляя сюжетную лазейку для любителей мистики и открытых финалов. Помогает осуществить эту авторскую задумку один из учеников колледжа, довольно неоднозначный персонаж, выступающий не то медиумом и проводником в мир иной, не то просто наглым фантазером. В итоге зритель оказывается брошен на произвол судьбы и сам вынужден решать, чем же является фильм «Дьяволицы»: пугающим рассказом об идеально спланированном убийстве или мистической историей с неопределенной концовкой.

cherocky

Приключения трупа-невидимки или нуар по-французски

Получивший в 1953 году «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за фильм «Плата за страх», режиссер Анри-Жорж Клузо выпускает спустя два года не менее блистательную картину под весьма броским названием «Дьяволицы», снятую по роману «Та, которой не стало» Пьера Буало и Тома Нарсежака. Фильм изобилует различными приемами кинофелии: от слепого подражания Альфреду Хичкоку (которому, кстати, предлагали снять данный фильм), до осознанного заимствования стилистических изысков весьма распространенного тогда на Западе жанра нуар. Однако эти элементы вплетены в фильм настолько искусно, что не в коем случае не вызывают подозрения в его творческой несостоятельности, скорее, наоборот, подчеркивают восхищение Клузо своими американскими коллегами. Зритель получает в свое распоряжение неоднозначное кино, которое с удовольствием будет перебрасывать его от почти физического напряжения до гомерического хохота и далее, к леденящему кровь ужасу. Переходы эти сделаны настолько плавно, что вы даже не заметите их, погрузившись с головой в сюжет фильма.

Мишеля Деласаля нельзя назвать хорошим человеком. Являясь директором частного учебного заведения, он вызывает неприязнь у своих учеников и коллег по работе из-за скверного характера, а его тирания по отношению к жене и нежелание пойти на развод, вынуждают несчастную женщину предпринять крайние меры, а именно раз и навсегда избавиться от супруга-деспота. Помочь ей вызывается подруга по имени Николь, бывшая любовница Мишеля, имеющая к нему личные счеты. Воспользовавшись удобным случаем, женщины убивают своего «общего возлюбленного» и обставляют все, таким образом, будто он погиб по своей вине. Однако им не дано было знать, что покойник не захочет быть покойником - исчезнувший труп Мишеля начинает вести себя как вполне живой человек, чье присутствие становится настолько осязаемым, что «дьяволицам» уже не до разработанного ими плана: одна пытается сбежать, другая сдаться полиции...

Идея свести вместе Симону Синьоре и Веру Клузо замечательна. Диаметральная противоположность актрис, как в плане внешних данных, так и актерского исполнения, подчеркивает разницу их экранных героинь, совершающих на глазах зрителя хладнокровное преступление. Если первая предстает в образе расчетливой, бессердечной стервы, по сути, подтолкнувшей подругу убить мужа, то вторая вызывает сплошь сочувствие к своей больной и хрупкой натуре со слабым сердцем.

Режиссер виртуозно играет со зрителем, превращая триллер о предумышленном убийстве в самый настоящий фильм ужасов, черно-белая гамма которого, лишь усиливает эффект неописуемого кошмара, в который сами того не осознавая попали главные героини. В одной из финальных сцен, «дьявольщина», происходящая на экране, начнет зашкаливать все мыслимые нормы - вы не за что не забудете эти тени на стене, скрип деревянных полов, постукивание печатной машинки...

Финал картины может поразить, ввести в ступор, лишить дара речи, но в любом случае не оставит равнодушным. Смотреть его людям со слабым сердцем не рекомендуется - есть риск не увидеть финальные титры. Причем финальный твист, придуманный авторами картины, оставит лазейку в возможности по-разному трактовать смысл фильма.

Помню, когда впервые посмотрел фильм (мне было тогда лет 12), он показался мне невероятно зловещим. Я много ночей подряд не мог уснуть, прокручивая в голове сюжет фильма, особенно его концовку. Сказать, что мне было не по себе - это значит, ничего не сказать. Пересмотрев картину спустя многие годы, я, ставший к тому времени прожженным, циничным киноманом, уже не нашел ее такой страшной. Удивительно, но, она начала казаться мне невероятно смешной. Ведь в фильме действительно очень много юмора, нужно просто разглядеть его.

Об актерской игре Симоны Синьоре писать как-то неудобно: она во всех своих фильмах гениальна и абсолютно недосягаема для остальных - хочется выделить двух других актеров: это Вера Клузо, супруга режиссера, сыгравшая Кристину и Шарль Ванель, исполнивший роль дотошного детектива. Оба снимались в предыдущем фильме режиссера «Плата за страх».

В 1996 году Голливуд не удержался и снял одноименный римейк с участием Шэрон Стоун и Изабель Аджани, который получился настолько жалким и никудышным, что одно лишь упоминание его в данной рецензии кажется кощунством по отношению к оригиналу. Однако, мне все таки пришлось это сделать, дабы зритель, заинтересовавшийся шедевром Анри-Жоржа Клузо, не перепутал его с современной подделкой.

9 из 10

Бодхисатва

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.