Дзета / Z
На митинге убит глава либеральной организации «Друзья мира». Полиция пытается представить убийство как несчастный случай. Дело получает сильный резонанс, а расследованием занимается следователь прокуратуры, который шаг за шагом получает доказательства заговора, в котором участвует как полиция, так и верхние эшелоны власти.
- Экранизация одноимённого романа греческого писателя Василиса Василикоса.
- Роман и фильм отображали реальные события, имевшие место в Греции в 1960-х годах. 22 мая 1963 года на антивоенном митинге в городе Фессалоники двумя ультраправыми экстремистами, проезжавшими на трёхколёсном транспорте, был смертельно ранен депутат от Единой демократической левой партии Григорис Ламбракис, который скончался в госпитале пять дней спустя.
- Музыку к фильму написал друг и товарищ убитого депутата Ламбракиса Микис Теодоракис, тайно переслав её из Греции. Теодоракис также стал жертвой политических репрессий авторитарного режима. Кроме того, в фильме звучит мелодия «Psyché Rock» композитора электронной музыки Пьера Анри.
Награды и номинации:
Оскар, 1970 год
Победитель (2):
Лучший монтаж
Лучший фильм на иностранном языке - «Алжир»
Номинации (3):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Коста-Гаврас)
Лучший адаптированный сценарий
Золотой глобус, 1970 год
Победитель (1):
Лучший иностранный фильм - «Алжир»
Британская академия, 1970 год
Победитель (1):
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
Номинации (4):
Лучший фильм
Лучший сценарий
Лучший монтаж
Премия объединенных наций
Каннский кинофестиваль, 1969 год
Победитель (2):
Приз жюри
Серебряная премия за лучшую мужскую роль ( Жан-Луи Трентиньян )
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
Он жив!
Шестидесятые годы двадцатого века, ознаменовались небывалым всплеском политической активности «простых» человеческих масс. Поствоенному обществу требовались изменения и реформы. На волне этих настроений, зародилось и расцвело пышным цветом, так называемое- «политическое кино».
Коста-Гаврас (настоящее имя Константин Гавровский) - этнический грек, эмигрировавший вместе с семьёй(его отца обвинили в пособничестве коммунистам) во Францию, которая стала его второй Родиной. Во всех своих киноработах, будь то обличающая фашистские преступления ("Музыкальная шкатулка»), судьба жертв латиноамериканских военных режимов("Пропавший без вести») или тема терроризма и освещающих его средств массовой информации("Безумный город»), он взывает в первую очередь к гуманистической идеи, к человеку, а уже потом к политическим коллизиям.
Фильм «Дзета»- это обращение к недавней истории его родной страны. В центре сюжета, реально произошедшее убийство депутата оппозиции Грегориоса Ламбракиса, в 1963 году, на антивоенном митинге «либеральных сил». И по сути, явившееся отправной точкой к последующему захвату власти военной хунтой, так называемыми «чёрными полковниками».
Показательна начальная сцена ленты, где на лекции для офицерских чинов, выступает сначала биолог, а потом глава департамента полиции, сравнивая обработку растений и «обработку людей» от «заразы» внешнего мира. Режиссёр показывает обратную сторону «заражения»- вызванную «развращением» Власти. Он можно сказать выносит приговор любой моно-идеологической системе правления. И не случайно в образе следователя(тонкая сдержанная игра Трентиньяна) ведущего дело об убийстве, читаются черты и судьба(тоже коммунистическое прошлое отца) самого постановщика.
Эстетический и мировоззренческий стиль этого фильма Косты-Гавраса, роднит его с другим великим обличителем государственных концепций Жан-Люком Годаром. Особенно схожи композиционность последовательности сцен, разрезанных монтажными флешбэками, что добавило картине нервность и некоторую сумбурность повествования. Но пятнадцать минут концовки киноленты, становятся настоящим катарсисом, для любого идеалиста! Нельзя не отметить и великолепную музыку Микиса Теодоракиса - тревожные ноты которой, обрамлённые звуками народного греческого инструмента- бузуки, в сочетании с модным тогда стилем- «психоделик», придают кинофильму состояние беспокойства...
«Дзета» имела «бешеный» успех в Соединённых Штатах и даже номинировалась на «Оскар», в категории лучший фильм года. Америка ещё не знала, что спустя какие-то пять лет, она сама погрязнет в политических инсинуациях связанных с Уотергейтом и породит свою «волну» нео-политического кино("Разговор», «Вся президентская рать»), генерированного куда более параноидальными причинами.
8 из 10
billfay
РОЗХ!
Этот фильм, конечно, не о том, что социализм лучше капитализма или наоборот. Он о том, что лучше - это когда государство позволяет сторонникам любого строя мирно, но открыто поддерживать этот строй, без риска получить по морде от этого самого государства. Он о том, что крайне правые и крайне левые одинаково опасны для общества. Порадовал один из таких крайне правых генералов, который говорит коллеге: чего этот следователь цепляется? Он что, коммунист? То есть, любой человек, который тебя раздражает, это коммунист - такая же необратимо дегенеративная философия, как и старое «у нас отелилась корова - спасибо товарищу Сталину». Именно с таким зомбированием масс - как левым, так и правым - и надо бороться. Но большинство правительств, конечно, в гробу видали эту борьбу, поскольку борьба правительства с зомбированием масс - это все равно, что рок против наркотиков.
Если же задвинуть политику, то у нас в остатке имеется очень качественный триллер, который я сердечно рекомендую всем любителям жанра. Это очень хорошее стильное кино, в котором помимо политического сюжета имеется безупречная игра актеров, идеальный кастинг (все политики, интеллектуалы, военные и пролетарии более чем достоверны) и очень интересный сюжет, который по ходу становится только интереснее. Я был в безумном восторге от сцены, в которой следователь Трентиньян раскалывает одного из участников покушения, который оказывается членом организации РОЗХ. Только ради этой сцены стоит посмотреть весь фильм!
Есть ли тут к чему придраться? В принципе есть: попытки совершения убийства на ходу из машины без использования огнестрельного оружия мне не кажутся очень правдоподобными, но, может, если закосить убийство под несчастный случай, то они могут и сойти. Плюс главного злодея зритель узнает за пару минут до того, как рассчитывал режиссер, потому что мы узнаем его со спины. Ну, и роль Ирен Папас тут чисто символическая. Но, честное слово, это такие мелочи. В какой-то момент также захотелось, чтобы фильм был немного более зловещим, но в самой последней сцене это искупается. И когда в финальных титрах мы, наконец, узнаем, почему фильм называется «Дзета», становится понятно, что эти два часа были прожиты не зря. На такой стильный финальный штрих способны только французы.
Bugskull
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.