Экипаж

Экипаж
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 19 Май 1980
Продолжительность: 2:24
Просмотрели: 1177

Первый и пока непревзойденный отечественный фильм-катастрофа с основательной мелодраматической составляющей о сложнейшей нештатной ситуации, в которой оказались экипаж и пассажиры самолета Ту-154. Борт выполняет гуманитарный рейс в Бидри, город нефтяников, пострадавший в результате землетрясения. Экипаж должен доставить в зону бедствия медикаменты и забрать семьи советских строителей. Вскоре после посадки самолета происходит сильнейший толчок, вызывающий повреждение взлетно-посадочной полосы. Командир экипажа принимает решение о взлете по рулежной дорожке, длины которой едва-едва хватает для разгона самолета. Ситуацию осложняет сильнейший селевой поток, стремительно спускающийся с гор к аэродрому.

 

  • Режиссёр Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду с просьбой написать сценарий зрелищного фильма-авиакатастрофы. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти картины в СССР не демонстрировались. Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента. Авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования. Первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую - непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии был привлечен известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский. Наконец, сценарий, получивший название «Запас прочности», утвердили и лента с очень низким бюджетом была запущена в производство. Название «Запас прочности» утверждено не было - прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое. Уже в ходе съемок, по предложению Митты, его заменили на «Экипаж».
  • С компанией «Аэрофлот» удалось договориться, съемки в московских аэропортах обошлись недорого. Гораздо тяжелее пришлось с поисками самолетов - в то время списанных Ту-154 ещё не было, но помог случай: вНовосибирске при заправке загорелся самолет. Спасти, правда, удалось только хвостовую часть - но и это уже было большой удачей! Через три недели этот кусок Ту-154 привезли в Москву, и на нём отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии. А пока везли, произошло ещё одно ЧП: на исследовательском рейсе летающей лаборатории один из учёных разлил ртуть - самолет спешно отправили на завод для обследования и ремонта. По просьбе Мосфильма и этот самолет предоставили для съемок «Экипажа».
  • Сами съемки были невероятно тяжелыми и долгими, прошли в основном на макетах. Так, нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит из-за селевого потока, был импортным макетом настоящего завода. Митта снимал сразу с трех точек, что дало прекрасную возможность отобрать материал для последующего монтажа. Также режиссёр попытался снять самую главную сцену, не прибегая к макету. На кладбище старых самолетов был найден прекрасно сохранившийся Ту-114. Поскольку двигаться самолет был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на «кладбище». Подготовили сцену взрыва самолета вместе со зданием аэропорта, для пиротехников привезли 6 тонн горючего. Однако, в ходе подготовки всё воспламенилось, взорвалось и сгорело ещё до съемки...
  • Одним из главных «героев» фильма стал самолёт Ту-154Б, борт СССР-85131. Самолёт принадлежал бориспольскому авиаотряду. Во время одного из перелётов на нём разлили ртуть. Чтобы выпарить ртуть, сначала через салон гоняли водяной пар, однако это привело к тому, что самолёт потерял нормы лётной годности, и его решили списать. Самолёт в данный момент находится на лётном поле учебной авиатехбазы Криворожского авиатехколледжа. Примечательно, что свою последнюю посадку самолёт совершал не на подготовленную ВПП, а на грунтовую ВПП.
  • Съёмки тушения хвоста велись с использованием уцелевшего хвостового оперения от сгоревшего в Толмачёво Ту-154 85087.
  • Вообще же, помимо 85131 и 85087, в кадр попадали следующие борта Ту-154 (перечислены те, у которых отчётливо заметен бортовой номер): 85330, 85074, 85014, 85078, 85301, 85179, 85162, 85232.
  • По словам Александра Митты в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так: «Героя Жжёнова отстранили от полетов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята - совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берет штурвал - и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница, и дочка его говорит: «Папа умер» Фильм показали Брежневу, у которого к этому времени были серьёзные проблемы со здоровьем. Он остался недоволен концовкой фильма, сказав: «Зачем вы мне покойников показываете». Концовку фильма пришлось изменить.
  • Рабочее название фильма было «Запас прочности».
  • Литературный сценарий фильма, опубликованный в ежегодном альманахе «Киносценарии» (1977), имел название «Особые обстоятельства».
  • Рубрика «Крутое пике» тележурнала «Каламбур» появилась благодаря именно этому фильму.
  • Награды: Премия Всесоюзного кинофестиваля (Душанбе, 1980). Спецприз Союза композиторов Таджикистана Альфреду Шнитке за музыку к фильму (Душанбе, Всесоюзный кинофестиваль, 1980) Главный приза Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся в ЧССР (1981)

 

«Извини, что я не погиб!»

Эта и, пожалуй, «Иди! Всё, что могла, ты уже сделала - иди!» - вот две фразы, наиболее четко ассоциирующиеся у меня с актером Л. Филатовым, чью роль в данной картине я считаю наиболее яркой и запоминающейся.

Ну а сам фильм - это, конечно, шедевр. Меня лично он покорил своей многогранностью. Много раз приходилось видеть эпитеты типа «первый советский фильм-катастрофа» и т. п. Удивительно даже. По мне так землетрясение в горах с последовавшим за этим сходом селевого потока, взрывами на нефтеперерабатывающем заводе, взлет в экстремальных условиях - всё это вторично. Во-первых, всё равно темно, сумбурно, где, кто - не разобрать. Во-вторых, из спецэффектов - только сцены взлета-посадки, плюс небольшие эпизоды устранения неполадок, главным остается психологическая атмосфера: взаимодействие экипажа, поведение пассажиров. Но главное даже не это. Фильм не об одном рейсе! Есть первая серия, в которой мы видим героев, живущих обычной земной жизнью, и каждая из трех историй сама по себе «фильм в фильме». И эти простые и незамысловатые, типовые, можно сказать, жизненные ситуации показаны настолько достоверно, что вызывают массу эмоций.

Скворцов и Тамара: шикарные диалоги о разнице между мужчинами и женщинами в отношении к институту брака и семейной жизни как таковой. «Потому что это муж, это семья - не понимаю!» Или Тимченко - на эту же тему: «Это с другими он плохой, а я такая умная, такая красивая!.. Сами же потом плакать будете!» И ведь в точку! Нет, я считаю, тема раскрыта блестяще просто. И то, что в итоге всё хорошо кончилось, отнюдь не выглядит как слащавый хэппи-энд - наоборот, только больше веришь во всепобеждающую силу настоящей любви.

А вторая история - пример неудавшейся семейной жизни - Ненароков и его истеричная жена? Потрясающее актерское мастерство! Ей богу, кулаки непроизвольно сжимаются от желания поставить на место эту зарвавшуюся стерву! И, напротив, какая невероятная выдержка у героя: только и сказал, что «Да ты замолчишь когда-нибудь?!» Я просто восхищаюсь этим человеком. Я бы не смог. И, опять-таки, какой справедливый финал: человек возвращается к любимому делу, становится первым пилотом, да и личной жизни, судя по последним кадрам, у него всё еще наверняка тоже будет хорошо. Да, в жизни далеко не всегда происходит то же самое, но ведь иногда так хочется верить в справедливость!

Даже третья - самая, казалось бы, спокойная история - тоже вызывает неподдельный интерес. «Ты, с книжкой, выйди! А ты останься - тебе тоже полезно будет послушать!» Отличный момент! Или сцена, где Тимченко утешает списанного напарника, а потом они встречаются взглядами, и... Всё ясно без слов. Сильно. В этот момент уже словно предчувствуешь финал, когда главному герою придет-таки уже пора «подковы сдирать».

Классный фильм. Можно смотреть без конца. Настоящее кино, наше, советское, родное. Классика. Ценю.

10 из 10

Andron

Фильм смотрится на одном дыхании и... никто не обращает внимания на отсутствие спецэффектов. Никто вообще не смотрит на то, как снят фильм. `Если ты не помнишь во что была одета женщина - она была одета безупречно`. Тоже можно сказать и о кино. Если ты не обратил внимания на киноляпы и качество съемки, значит фильм удался!

Больше всего, как и многие другие фильмы, `Экипаж` запоминается цитатами:

`Взлетим, не взлетим. В Москве обсудим!`

`Что делать? - Хм... Что делать, что делать? А принеси-ка нам кофейку.`

Ну и актеры! Актерский состав просто великолепен! Ну а Георгий Жженов... а что о нем можно сказать? Это от начала и до конца Его роль.

10 из 10

ChrisVog

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video YouTube Часть 1 (ivi) Часть 2 (ivi)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Виталий73
От пользователя Виталий73:
Это классика,что можно еще добавить пожалуй ничего.
22:07 / 03.04.2013
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.