Эквилибриум / Equilibrium
Что нас делает человеком? Это эмоции: чувство сострадания, чувство любви, чувства радости и боли. А что же тогда случиться, если взять и отключить все эти чувства? Мы просто превратимся в роботов, бездушных машин, которые не могут ни наслаждаться, ни к чему то стремиться. Так пришедшее к власти деспотическое правительство решило, что вся проблема человечества заключена в эмоциональности и чувствительности. Их главная задача, поиски тех, кто отказался от принятия лекарства, подавляющего чувства «Прозиум». Люди не согласны с решением правительства и начинают всеобщие забастовки. Каждый, кто ослушался, будет наказан.
«Эквилибриум » (Equilibrium от лат. aequus - равный, libra - весы: равновесие) - американский фильм-антиутопия режиссёра Курта Уиммера, релиз которого состоялся в 2002 году.
В Финляндии фильм носил название Cubic, а в Японии - Rebellion.
Антиутопия
Аллюзии на известные антиутопии
Фильм цитирует ряд классических антиутопий. Как в романе «451 градус по Фаренгейту», представители власти сжигают книги (а также и все другие произведения искусства). Подобно антиутопии «1984», жителей Либрии преследуют лики вождя, на них постоянно обрушивается пропаганда, везде расставлены экраны. Понятие «эмоциональное преступление» пересекается с термином «мыслепреступление» в романе Оруэлла, кроме того, фамилия главной героини Мэри О'Брайен - отсылка к персонажу романа «1984» О'Брайена.
Постоянный приём препарата "Прозиум", способствующего подавлению эмоций, является отсылкой к роману Олдоса Хаксли «"О дивный, новый мир!"», где аналогичную функцию выполняет препарат "сома" ("сомы грамм-и нету драм").
Сюжет фильма также близок и к произведению братьев Стругацких «Обитаемый остров», где людьми управляют с помощью специальных облучающих башен, а тех, на кого эти башни не действуют, объявляют выродками и уничтожают. Также присутствуют отсылки к роману «Мы» Евгения Замятина.
Либрия
Либрия (Libria) - фантастический город-государство будущего из фильма Эквилибриум, где установился тоталитарный режим. Вся власть в городе принадлежит совету консулов (Консулату), во главе которого стоит вице-консул Дюпон, правит от имени Вождя с помощью Клериков Грамматона. В городе господствует идеология Равновесия, согласно которой, причина всех человеческих несчастий - эмоции. Поэтому самым тяжким в Либрии считаются эмоциональные преступления: отказ принимать блокирующий эмоции препарат «Prozium II», хранение произведений искусства и нарушение идентичного существования. Преступников в Либрии сжигают заживо во Дворце Правосудия.
Наркотики
Препарат, используемый в фильме для отключения чувств, носит название «Прозиум». Это своеобразная комбинация двух препаратов «Прозак» и «Валиум», каждый из которых служит в повседневной жизни для снятия стресса. Использование успокоительного для удержания общества во власти - центральная тема «Эквилибриума» - встречается также в романах «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Этот идеальный день» Айры Левин и «THX 1138». В романе Хаксли жители регулярно принимают наркотик «сома» в виде таблеток, который делает их бесчувственными (сам человек при этом испытывал наркотическое наслаждение). А в произведении Левин граждане подвергаются регулярным «лечениям», которые держат их послушными и спокойными.
Символы
Флаг Либрии стилизован под нацистский. Символ Тетраграмматона - крест из четырёх букв «Т» - используется вместо христианского креста, лишённого верхней части. Слово Тетраграмматон используется в иудаизме как запись имени Бога (таким образом, власть Либрии ставила себя на место Бога). Символ Т представляет реминисценцию на роман «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Также при покадровом воспроизведении можно заметить, что вспышки от выстрелов из пистолетов клериков образуют символ Тетраграмматона. Подобную же фигуру образуют шипы, выдвигающиеся из рукояток пистолетов клериков.
Орден Тетраграмматон
Клерики Грамматона (The Grammaton Cleric) - военная аристократия Либрии, выполняющая функции Инквизиции. Клерики проходят обучение в монастырях. Они развивают интуицию, изучают боевые единоборства, кэндо и фехтование на мечах, а также уникальную технику стрельбы и фехтования пистолетами ган-ката, которая позволяет успешно противостоять превосходящим силам противника. Клерики проводят жизнь в рейдах, в ходе которых они уничтожают повстанцев и произведения искусства. Они напрямую подчиняются вице-консулу Либрии.
Другие культурные отсылки
- В потайной комнате дома преступников в пустоши клерики обнаруживают большое количество грампластинок. Одну из них Престон решает прослушать - ею оказалась девятая симфония Людвига Ван Бетховена.
- Стихотворение, которое читал напарник Джона Престона (Кристиан Бэйл) Эррол Партридж (Шон Бин) до того, как был убит,называется «Он жаждет небесных покровов» («He Wishes for the Cloths of Heaven») и написал его в 1899 году Уильям Батлер Йейтс.
- На девятой минуте фильма, во время речи Отца, на экранах проносятся кадры из различных известных событий 20-го века. Первые кадры демонстрируют «задержание» Родни Кинга; второй видеосюжет с Адольфом Гитлером из фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли»; третья сцена повествует об уникальном инциденте, произошедшем в Китае во время волнений на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года, когда неизвестный мужчина выскочил перед танками.
- Во время конфискации картин камера выхватывает полотно с юной девушкой - это «Книга историй» Адольфа-Уильяма Бугро.
Иные факты
- Около двухсот человек прошли пробы на роль Патриджа, и только, когда начались съемки, Лукас Фостер сумел убедить Шона Бина принять участие в фильме.
- Удивительно, но сцена пистолетной перестрелки Джона Престона с офицерами заняла всего 30 минут съемочного времени.
- Костюм Джона Престона был позаимствован из фильма с участием Брюса Ли «Кулак ярости».
- Пистолеты, используемые клериками, носят название Beretta M93R. Точно такой же пистолет в свое время был использован на съемках «Робота-полицейского».
- Дотошными статистиками в картине насчитано 236 трупов.
- Престон добирается до жилища Виктории и обнаруживает там несметное количество грампластинок. Одну из них он решает прослушать. В фильме звучит фрагмент девятой симфонии Людвига Ван Бетховена.
- В эпизоде с собакой был использован щенок бернского зенненхунда. Любопытно, что собачьи звуки, которые мы можем услышать в этом эпизоде (тявканье, учащенное дыхание, поскуливание) на самом деле издавал специально обученный актер-пародист.
- При активном участии Курта Уиммера, режиссера и сценариста проекта, были внесены новые элементы в искусство единоборств. Никто ранее еще не снимал поединок на пистолетах в таком ракурсе.
- Наркотик, используемый в фильме для отключения чувств, носит название «Прозиум». Это своеобразная комбинация двух препаратов «Прозак» и «Валиум», каждый из которых служит в повседневной жизни для снятия стресса.
- Концепт-арт Либрии был навеян работами художника Хью Ферриса.
- Партридж читает стихи Йетса.
- Тетраграмматон — слово, использующееся в иудаизме как имя Бога.
- Первоначально препарат Прозиум назывался «либриум» (с намеком на Либрию), но выяснилось, что это реально зарегистрированная торговая марка.
- Во время конфискации картин камера выхватывает полотно с юной девушкой — это «Книга историй» Адольфа-Уильяма Богеро.
- Курт Уиммер хотел, чтобы Престона сыграл Доминик Пурселл. Однако продюсеры не желали видеть в главной роли малоизвестного австралийского актера. Чтобы совсем не обижать Пурселла, ему дали небольшую роль в начале фильма.
- В фильме показан глобус, расположение материков на котором сильно отличается от нашего мира.
Альтернативное описание: Будущее наступило. Человечество пережило третью мировую войну, чтобы не допустить четвертой мировой человечество решило отказаться от самого дорогого – от чувств. Все беды человеческие от чувств, так было решено. Теперь с помощью специального химического соединения, которое каждый гражданин обязан ежедневно вводить в свой организм, все чувства убиты. Любовь, страх – теперь это пережитки прошлого. Но остались люди, которые решили не отказываться от чувств, они «чувствующие», они вне закона. Их ищут хранители, люди стоящие на страже существующего порядка. Но что если среди хранителей тоже появятся те, кто могут чувствовать…
© Fast-Torrent.ru
Альтернативное описание 2:
Честно говоря, не очень понятно, что хотели создать авторы фильма. То ли утопию, то ли футуристический боевик, то ли глубокомысленную драму... В результате получился какой-то винегрет. Но, черт возьми, до чего же вкусный винегрет!
С одной стороны сценаристам не пришлось сильно перенапрягаться. Вот вам утопия, а вот вам обличительная агитка этой утопии. Ржавые и скрипучие рычаги воздействия на зрителя даже не пытаются скрыть. Все банально до безумия. Шедевры мирового искусства жалко? Жалко. Беззащитных животинок жалко? Еще как! Только меня терзают смутные сомнения, а чем, собственно, убийство собаки большее преступление, чем убийство десятка солдат? Или не разбив яйца, омлета не приготовить? Хотя, скорее всего, все не так. Нам, видимо, хотели показать, что люди настолько превратились в машины, что даже их убийство не должно вызывать абсолютно никаких эмоций. И, действительно, чего их жалеть? Кусок мяса с глазами. Убил его, и мир от этого, может, лучше бы даже стал...
Но с другой стороны стали они такими далеко не по своей воле. Их заставили принимать наркотик, им внушили правила игры, и они жили, а точнее существовали, как могли. Отними у них капсулы, и кто знает, может быть, стали бы они какими-нибудь значимыми фигурами, допустим, в мире искусства. Но авторы решили не заморачиваться. Они лишь обозначили контуры утопии. Она у них, как задний фон для ураганного файтинга. Так заставочка.
На самом деле, все просто. Есть свои и чужие. И можно быть только на одной стороне. Конечно, нам покажут, как мучается вселенским «гамлетовским» вопросом товарищ Бейл, но выглядит это совершенно спекулятивно. Для боевика слишком много мыслей и слишком красивый задний фон. А вот сцены боев поставлены просто блестяще. Такое ощущение, что режиссер поклонник братьев Вачовски. Здесь Бейл практически так же, как товарищ в темных очках и длинном кожаном плаще, крошит в капусту всех плохишей, что встречает на своем пути. Крошит смачно, со вкусом, аж дух захватывает.
Откровенно порадовал финал. С одной стороны, конечно, было банальным делать его открытым, этим сейчас каждая вторая картина страдает. Даже дешевые хорроры и то оставляют эту фишку при себе. Но здесь все искупается Бейлом, а точнее его взглядом. Ух, чего там только нет! Сидишь думаешь гадаешь, а что же будет дальше... Ведь из него вполне может получиться новый диктатор, еще более жуткий, чем предыдущий, а может просто любящий отец. Кто знает?
По актерам. Бин был бы не Бин, если бы прискорбно не скончался в первые двадцать минут картины. Ну, актер такой. Амплуа у него такое. Берут его в фильмы исключительно для того, чтобы красочно грохнуть. Порядком поднадоело это уже... Неужели хотя бы здесь создатели картины не могли придумать чего-нибудь поумнее? Ну, да и ладно. Пережить такой минус вполне возможно.
Еще раз убедился, что Эмили Уотсон - гениальная актриса, которая из ничего может создать мощнейший образ. Вот, казалось бы, минимум экранного времени, минимум слов. Сыграй, как мебель, и никто тебе слова не скажет. Ан нет. Не из того она теста, чтобы мебель играть. Ей образ подавай. Обожаю ее за это.
Теперь окончательно могу расписаться в глубочайшем уважении к Бейлу. Просто потрясающее исполнение. Тонкая игра, буквально филигранная. Образ получился выпуклым и многогранным. И черт с ним, что он большую часть фильма ходил с каменным лицом, стараясь играть человека, лишенного эмоций. Даже этот факт ничуть не может затушить впечатление от его игры. Все эти взгляды, иногда проскакивающая улыбка, мимика... Все тонко, красочно, ярко. Сложно представить, что из данного персонажа можно было выжать хоть на капельку больше.
Стоящее кино.
Dolphin
«Равновесие»
Фантастический эпос никогда меня особо не трогал. Все эти выдуманные миры, утопии и антиутопии вызывали скорее усмешку, воспринимались мною как нечто совершенно глупое и абсурдное. Шесть лет я обходила «Эквилибриум» стороной, безразлично разглядывая малопривлекательную для меня обложку диска и считая этот фильм чем-то вроде клона «Матрицы», от которой собственно в неописуемый восторг я тоже не пришла. Подумать только, шесть лет я отказывала себе в таком удовольствии... Посмотрела потому, что больше ничего подходящего на вечер не было. Впечатлило. На днях приобрела в лицензии и пересмотрела ещё раз. Аккуратно убрала диск в бокс и поставила на полку. Лёгкая полуулыбка и такое же лёгкое, едва заметное желание изменить мир или хотя бы себя. Прийти в равновесие с собственным «я»
Фильм сделан с холодной расчётливостью, просто идеально выверен каждый кадр, ракурс, сцена, расположение персонажей в кадре. Не к чему придраться. Простая геометрия. Если герой стоит один, то обязательно в обрамлении двух колон или ровно посередине какого-то подобия арки. В этом фильме всё настолько симметрично, это замечаешь уже после первого просмотра, но если посмотреть повторно, уделяя меньшее внимание развитию действия, а именно наблюдая за картинкой, то просто поражаешься, как чётко и аккуратно проработана каждая сцена.
Сюжет прост. Наш герой - клерик Джон Престон, что-то вроде правительственного агента наделённого огромными полномочиями, постепенно понимает, что государство Либрия, которому он служит, в чём и видит собственно смысл своего существования, на самом деле не идеально. Его жители решили отказаться от чувств и эмоций, дабы положить конец агрессии и войнам. Они принимают препарат прозиум и постепенно становятся подобны бесчувственным роботам. Как-то Престон не принял очередную дозу...
«Эквилибриум» в переводе означает «равновесие» или «уравновешенность». Пожалуй, прокатчики решили как всегда пойти во вред смыслу, оставив просто красивое непонятное слово. Само название отлично отражает суть фильма. Новое общество - Либрия, отказавшись от чувств и эмоций, перегнуло палку - люди стали напоминать роботов. Глава повстанцев, так называемых «эмоциональных преступников», предупреждает Престона, чтобы он следил, контролировал свои чувства. Привести себя в равновесие. Быть человеком, ощущать, но при этом быть способным ограничивать себя. Не выпускать злобу. Прийти в равновесие с самим собой. Равновесие это и есть идеал, то к чему стремится каждый. Нет абсолютного добра и абсолютного зла. Нельзя делить мир на чёрное и белое.
Одна из лучших ролей Кристиана Бэйла. Абсолютно спокойное лицо, холодный непроницаемый взгляд, лишённый каких-либо эмоций. Не человек. Эволюция персонажа, отказавшегося принимать новый опиум для народа, заметна невооружённым глазом. Взгляд меняется - появляется нерешительность, сомнения, жалость, злость. Меняется речь, интонация. И где-то там, в уголках губ уже скрывается едва заметная полуулыбка, которая появится лишь напоследок, когда камера возьмёт его лицо крупным планом. Почти как в «Американском психопате». В Бэйле не приходится сомневаться. Он знает своё дело.
Эмили Уотсон - роль небольшая, но яркая. Играет глазами, взглядом. Не давит на жалость, но вызывает сочувствие.
«Но я бедняк и у меня лишь грёзы». Шон Бин. По его грустным глазам в самом начале фильма, по его слегка нервному поведению видно что он отличается от Престона. Более того - что он жертва. Шон умеет трогательно и трагично погибать. Жаль, что его было так мало. Второй напарник Джона Престона Тэй Диггз тоже весьма неплох. Он идеальный клерик-интуит. Вроде бы лишённый эмоций, он по натуре своей карьерист. Такое впечатление, что он с самого начала подозревает Престона, но как он и заявлял неоднократно, хочет с помощью него подняться по карьерной лестнице.
Особо хочется отметить музыку. Замечательно подобраны композиции под динамичные сцены. А сцена с Бетховеном - одна из любимых.
Если в двух словах, то качественно и красиво. Разумеется кино не лишено смысла, но не буду говорить, что он тут такой глубокий, наоборот - он лежит на поверхности, его не надо искать, копаться и сопоставлять факты. Перед нами развлекательное, зрелищное кино. Причём качество экшн сцен меня лично весьма порадовало. Драки, перестрелки - настоящее произведение искусства, всё так чётко, динамично. Очень много сцен поражает своей красотой и действительно вызывают эмоции. То, с каким хладнокровием Престон приказывает сжечь подлинник Джоконды, то, как герой Шона Бина читает стихи, сцена с щенком, первое утро Престона без принятия препарата, смерть Мэри...И таких сцен очень много - режиссёр и оператор поработали на славу.
Мой вердикт:
В контексте мирового кинематографа - 8 из 10
В своей жанровой нише - 10 из 10
Macabre
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Fata Morgana:
Один из моих любимых фильмов.
Кристиан Бэйл там великолепен! Концовка слегка примитивна, но всё равно, фильм хорош. |
02:56 / 11.07.2014 |
|
|
От пользователя maxpeyn67 :
Да это действительно сильнейший фильм. Я уже не помню сколько раз его смотрел, а он всё ненадаедает
|
20:21 / 30.06.2014 |
|
|
От пользователя Ихель:
Отличный фильм, пересматриваю периодически.
|
23:41 / 31.01.2013 |
|