Экзотика / Exotica

Экзотика
Оценка 5.65 (74 голоса)

 
Дата выхода: 16 Май 1994
Режиссёр: Атом Эгоян
Продолжительность: 1:43
Просмотрели: 10649

Почему герой этой картины каждый день приходит в стриптиз-клуб «Экзотика» и приглашает за 5 долларов к своему столику одну и ту же танцовщицу, одетую под маленькую девочку в школьной форме.

Фотография девочки в такой же форме висит у него дома, куда приходит бэбиситтер (нянька), тоже девочка, только постарше, посидеть с его дочерью, которая, как выясняется, уже два года, как покинула этот мир — она была убита.

Трейлер Nº2

Трейлер

  • Жена Атома Эгояна, Арсинэ Ханджян, исполнившая одну из ролей в фильме, была на седьмом месяце беременности во время съемок фильма.


Награды и номинации:

  • Приз Adult Video News Awards 1996 - за Лучший альтернативный фильм для взрослых
  • Приз ФИПРЕССИ и номинация на Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1994
  • Номинация на Золотой Хьюго на МКФ в Чикаго 1994 - Лучший фильм
  • Номинация на Chlotrudis Awards 1996 в категории Лучший актер второго плана (Дон МакКеллар)
  • Приз французских кинокритиков 1995 в категории Лучший иностранный фильм
  • 8 наград Genie Awards 1994: Лучшие декорации; Лучшая работа оператора; Лучшие костюмы; Лучшая картина; Лучший саундтрек; Лучший актер второго плана (Дон МакКеллар); Лучший оригинальный сценарий
  • Приз на Sudbury Cinéfest 1994: Лучший канадский фильм
  • Приз за Лучший канадский фильм 1994 на МКФ в Торонто

 

Жизнь как поле, которое необходимо пройти

Подозвать к своему столику за пять долларов соблазнительную красотку, переодетую в школьницу - в этом нет ничего плохого, но ритуал имеет обыкновение повторяться изо дня в день, на протяжении нескольких лет, а дерзко виляющая бедрами танцовщица каждый раз остается прежней. Сначала это больше похоже на обычный фетиш, но приглядевшись внимательнее, можно заметить, что вовсе не похоть и возбуждение движут этим загадочным клиентом. Сраженный наповал семейной трагедией, в результате которой жена погибла в автокатастрофе, а любимая дочь и вовсе оказалась убита непонятно кем и за что, он ищет в компании этой танцовщицы лишь покой и умиротворение. Странно, но возможно только так утихнет боль об утрате родных, а задирающая, как можно выше, юбку, молоденькая стриптизерша, поможет на какое-то время почувствовать себя отцом.

Смотреть, но не трогать - таковы правила клуба «Экзотика» и нарушать их ни в коем случае нельзя. Фрэнсис - и в этом он в высшей степени последователен, - и не пытается проделать обратного: относясь к образу, созданному Кристиной, с невероятным трепетом и почти отеческой заботой, он, кажется, всячески старается уберечь ее от посягательств извне, даже если таковых и не наблюдается вовсе. Контакт, по которому сексуально отплясывающая на коленях нимфетка становится лучше любого лекаря, а сам приват-танец превращается в некое подобие терапии, надо признать, экзотичен уже сам по себе.

Экзотическая образность, заметим, преобладает в картине буквально во всем. Здесь две взаимно переплетающиеся сюжетные линии выглядят диковинными и крайне необычными, а персонажи, их населяющие, не кажутся обычными людьми в традиционном понимании этого слова. Каждый из них мог бы запросто стать наглядным примером существования различного рода фрейдистских теорий и разойтись по учебникам с такой же быстротой, с какой Томас - второй герой ленты - сбывает партию, контрабандным образом провезенных в страну, экзотических животных. Впрочем, со временем, - и это неизбежно, - поступки героев натыкаются таки на штыки общественной морали, и одно плавно перетекает в другое.

Взаимообмен или, если быть точнее, - взаимопомощь - одна из основных составляющих фильма: нарушивший, не без вмешательства со стороны, священный устав «Экзотики», и выгнанный с позором, Фрэнсис, которому отныне вход в клуб заказан, в обмен на молчание относительно того, чем занимается Томас, предлагает парню посодействовать себе любимому и тот не мешкает. Это почти также честно, как, скажем, те эмоции, что испытывает стриптизерша, «раскрывая секреты» полюбившемуся не одним сеансом клиенту: определенная доля удовольствия по такой схеме гарантирована обоим, а в том, что Кристина больше не для кого так не танцевала, сомневаться не приходиться.

В равной степени, лишая своих экранных героев почвы под ногами, забирая у них подчас все самое драгоценное, то, ради чего они, порой, способны пойти на самые крайние меры, Эгоян, как истинный художник и гуманист, все же позволяет любовно выписанным персонажам найти выход из судьбоносного, почти фатального, казалось бы, на первый взгляд, лабиринта. И то поле, по которому шли люди в прошлом, уже не будет казаться таким прекрасным и манящим, в противовес суровому настоящему, где все на самом деле, как выясняется, не так уж и однозначно.

Бодхисатва

Не удалённые «аппендиксы»

Чем я лично для себя отличаю хороший сценарий от не очень хорошего? - Наличием в нём лишних деталей. То есть если из сценария ничего нельзя удалить без ущерба сюжету, раскрытию персонажей и общему тону-ритму повествования - значит в нём нет изъянов. А Агоян на сей раз малёк-с перемудрил... Такого сценария хватило бы на несколько полнометражек. Сами посудите:

Есть два основным персонажа: зоолог-очкарик и небритый фининспектор.

Сначала нас знакомят с зоологом. Он гомосексуалист. Или просто ещё сам не определился с ориентацией. Он покупает два билета в оперу и всякий раз продаёт лишний билетик какому-нибудь парню. Они сидят весь концерт на соседних креслах, а после, если повезёт, отправляются к зоологу домой. Так же он - контрабандист дорогостоящих яиц. И как-то раз он «снимает» в опере негра - служащего аэропорта, который поутру нагло конфискует у зоолога контрабандные яйца. Зоологу звонят по телефону и требуют отдать привезенный товар, а он в панике отнекивается, дескать «Я их достану! Обязательно!». В принципе, этого уже достаточно для одного фильма. И если вырезать всё мной выше пересказанное из фильма - никто не пострадает. Напротив, кино задышит. Потому что с таким количеством деталей и сюжетных линий оно просто задыхается! А ведь эта история с яйцами, телефонным звонком и негром-паспортистом так и обрывается. Она не нужна. Да и собственно сам персонаж зоолога понадобиться нам лишь под конец фильма.

Теперь фининспектор. Он то и проверяет бухгалтерию зоолога. А ещё захаживает в клуб «Экзотика» где под песню Леонарда Коэна танцует некая Кристина, нещадно эксплуатируя образ школьницы. А фининспектору судя по всему очень даже нравятся школьницы. Одна такая даже работает на него. Вроде как сиделкой. Но у него нет детей. Была дочь, которую убили много лет назад. Его самого обвиняли в этом, но потом полиция нашла (цитирую) «настоящего убийцу». К чему нам это знать и вообще зачем Агояну понадобилось подбрасывать нам эту ложную кость - не ясно. Короче говоря, вскоре после убийства дочери, у фининспектора в автокатастрофе погибла жена, а брат стал инвалидом (да, они кстати были любовниками). Далее нам показывают папу сегодняшней сиделки-школьницы фининспектора - он в инвалидном кресле. И дураку понятно - что он и есть тот самый брат. Но его дочь (она же сиделка финиспектора) об этом не в курсе. Она думает, что небритый фининспектор и её отец просто старые друзья. А папа её, чувствуя свою вину перед братом, «одалживает» ему дочурку, и чем они там вдвоём занимаются - ей богу, не знаю. А учитывая тот факт, что постоянным лейтмотивом фильма идут слова диджея из бара «Экзотика» о сексуальной привлекательности школьниц, в голову лезут догадки не сильно ханжеского содержания. Но на этом с фининспектором прощаться рано! Ведь неспроста он каждый день платит Кристине-стриптизерше 5 баксов за приватный танец - давным-давно эта Кристина была сиделкой у его дочери. И он точно так же, как ныне подвозит на машине свою племянницу, подвозил и Кристину до дома. Посему, можно предположить, что она для него осталась единственным напоминанием о мертвой дочери.

Плюс к этим двум крайне сложным персонажам у нас есть: Кристина, диджей и беременная владелица клуба «Экзотика». Кристина познакомилась с диджеем во время прочесывания местности на предмет трупа дочки фининспектора. Они стали любовниками, а потом поссорились. А теперь диджей заделал ребёнка владелице клуба (но то было чисто деловое соглашение). Впрочем и Кристина не теряется - она так же является любовницей ныне беременной владелицы. А диджей ревнует Кристину ко всем её клиентам, и особенно к фининспектору. Ничего себе любовный треугольничек, а!

Я не рассказал и трети сюжета. Вы можете себе представить, сколько там Агоян всего намешал! И сколько там аппендиксов! Сколько перебора!

Но каким-то невероятным образом фильм всё же впечатляет. Во-первых, песнями. Во-вторых, более чем интересными мыслями (пусть и в избыточном количестве). В-третьих, шикарнейшими актёрскими работами. Особенно хотелось бы отметить Мию Киршнер (персонаж Кристины), которая умудряется быть и обаятельной, и трогательной, и сексуальной одновременно, не раздеваясь до гола и не приоткрывая влажный ротик на манер скарлеттйохансонов. В-четвёртых, ощущение скорби и траура по собственной жизни. Жизнь героев как будто оборвалась, но им забыли об этом сказать. И такое подвешенной состояние тревоги и беспомощности нельзя назвать уютным. Как собственно и фильм. Он может не понравится - очень даже возможно. Может понравится. И тут уж «пан или пропал» - совпал ли его ритм с вашим сердцебиением, или нет.

9 из 10

Никита Севастьянов

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.