Эль Греко / El Greco
«Эль Греко» – фильм о жизни и творчестве выдающегося художника, который был признан лишь в начале XX века. Его живопись очень резко отличается от традиций того времени, его стиль невозможно отнести ни к одному из направлений искусства той культуры. Он родился на острове Крит. Его настоящее имя – Доминикос Теотокопулос. На Крите он был судим и сбежал в Италию, где творил на протяжении многих лет, после перебрался в Испанию, где провел остаток соей жизни. Очень мало информации о жизни художника сохранилось до наших времен. Но все, что осталось, зритель увидит в этом фильме. © tvcok.ru
Кинопремия «23-я церемония вручения премии «Гойя» 2009»
Победитель в номинации: Лучшая работа художника по костюмам
Кинофестиваль «48-й Международный кинофестиваль в Салониках»
Победитель в номинации:
Приз зрительских симпатий - Греческие фильмы
Лучшая режиссура - Греческое кино
Лучший греческий фильм
Лучшая работа оператора - Греческий фильм
Лучшая режиссура - Греческое кино
Лучший монтаж - Греческий фильм
Лучший саундтрек - Греческое кино
Лучшая работа художника-постановщика
Лучший грим - Греческий фильм
Премия Греческого союза кино и ТВ техников
Он не оставил после себя учеников, не создал собственной школы и не примкнул ни к одному из художественных направлений того времени. Его искусство было не только шире пределов любой национальной традиции, но и далеко опередило свое время. Уроженец острова Крит, Доминикос Теотокопулос получил прозвище Грек. Именно под этим именем он и вошел в историю искусства.
Бежав от судебных тяжб с Крита, художник много лет проработал в Италии, а позже осел в Испании, в Толедо. О его жизни известно крайне мало, не сохранилось ни одного достоверного автопортрета, исчезла могила с его прахом, давно разрушен дворец маркиза де Вильены, где он жил. Да и само искусство толедского мастера пребывало в забвении вплоть до начала XX века. Но время сохранило самое главное - его картины.
Бог с дьяволом спорит, а поле битвы - душа человека
Из всего многообразия фильмов самая малая доля приходится на «красивые». Один из таких - «Эль Греко» Янниса Смарагдиса. Фильм очень легкий для восприятия. В экранизации истории своего героя режиссер пошел на вольности, чтобы сделать фильм не биографическим, а соблазнительно красивым. Он не грузит зрителя биографическими подробностями жизни художника, потому привлекателен для любого зрителя. Мечтатели найдут в данной ленте красивую историю любви. Поклонников исторического жанра не оставит равнодушной воссозданная в фильме эпоха в оппозиции религиозного догматизма с культурным прорывом. Для эстетов и художников интригующий будет теория живописи выдающегося мастера, дающая богатую пищу для ума.
Красота и гармония фильма отражается не столько в картинах Эль Греко, сколько в актерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, ну и, конечно же, в глазах художника.
- Закрой глаза и скажи, что ты видишь?
- Я вижу счастье.
Он получал больше, чем мог вынести
Весь фильм строится на образе Эль Греко. Он и герой, и рассказчик. Сюжетные картины сменяют внутренние монологи, которые он записывает в свой дневник. Смарагдис сумел раскрыть не только героя, но и показать мир его эстетическими глазами. Любовь Эль Греко к Франческе больше, чем любовь мужчины к женщине. Для него Франческа стала Венецией, в своем дневнике он неоднократно пишет о ней «моя Венеция». Испанская жена Веронима в его восприятии - Испания в самых лучших ее проявлениях.
Священник рисует душу, а художник картины
В фильме раскрыта целая художественная эстетика от ремесленного производства живописных полотен художественного салона Тициана до самых смелых идей в развитии живописи. Большое внимание уделено эстетике Эль Греко. Он неоднократно задается вопросом, что делает человека святым? - Боль? Страдания? Смерть?.. Из подобных рассуждений художник приходит к выводу, что святые похожи на сумасшедших, которых встречаешь на улице. Из увлечения идеей святости рождается светоносное начало живописи Эль Греко, как борьба тьмы и света. По мнению художника, искусство лечит, так как свет побеждает смерть. Из-за его веры в эту идею, люди начинают ему доверять и мечтать оказаться на одной из картин мастера.
Наряду с художественной эстетикой в фильме много символических образов. Одним из которых является яблоко, символизирующее и яблоко раздора греческой мифологии, и яблоко первородного греха и сладости жизни. И каждое из этих яблок художник вкусил.
Если картины слишком красивы, то грехи слишком велики
А грехи, как дождь, проникающий в трещины храма
Мощным противоборствующим потоком красоте художника выступает образ кардинала, который чувствует себя орудием божественной кары, а сам погружается в мрак и пустоту. Только рядом с Эль Греко перед ним открываются врата света, и он видит ангелов. Интересна полемика художника и инквизитора о искусстве и его месте в мире религиозного фанатизма. В истории Эль Греко кардинал сыграл большую роль. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Для Эль Греко искусство - свет, а для кардинала светом является сам художник. Когда художник отказывается рисовать портрет, кардинал начинает порочить искусство и приходит к выводу, что искусство опасно, так как не каждый может его вынести.
Мое оружие - это мои картины
В очередной раз в фильме о жизни человека искусства подтверждается идея, что искусство - это волшебство, оно как цветок, который цветет раз в столетье, оно как вечная юная женственность, оно как неуловимая улыбка Моны Лизы. И каждый хочет этот цветок сорвать и спрятать. Картины Эль Греко рождают в душе кардинала самые светлые чувства. Они делают его человеком. Но в тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала в палача. Судебный процесс над Эль Греко это не что иное, как желание сломить его волю и подчинить себе. Все обвинения в искажении религии, богохульстве, выдаче грешников за святых, использовании ярких цветов выглядят миниатюрно смешными. Да и заявления, что картины должны быть скромны и порядочны и не отвлекать от молитвы демонстрируют кризис религии, когда костры инквизиции убивали в человеке веру.
Фильм прекрасен тем, что помогает в обыденном увидеть красоту.
Ortega-y-Gasett
Эль Греко
Могу сказать, что это - один из лучших фильмов, что я когда либо видела. Действие картины очень реалистично, стоит отметить отличную игру актеров, труд костюмеров, и, конечно же, великолепную работу режиссера.
Картина просто завораживает, создается впечатление, что я присутствовала при всех этих событиях XVI века...
Следует отметить, что образ критского художника Эль Греко напоминает образ Иисуса Христа, как внешняя схожесть, так и внутренняя. Думаю, что стоит посмотреть фильм и убедиться в этом самому.
Противопоставляются друг другу женские образы, Франчески и Веронимы. Первая отреклась от мирского и постриглась в монахини, а вторая, в отличие от нее смогла противостоять отцу и обрела свое женское счастье.
Очень ярок образ Великого Инквизитора, который обрисовается на фоне людских страданий. Его портрет, нарисованный Доминикосом, отражает его истинную сущность: красные одеяния, кисть руки напоминает лапу хищной птицы. Он единственный лишен святости, хотя и единственный видел ангелов за плечами художника.
«Эль Греко» - философский фильм о жизни. Я очень рекомендую посмотреть его, причем внимательно, так как картина продумана до мельчайших подробностей, и при внимательном просмотре можно открыть для себя много интересного и таинственного.
«Я рисую, чтобы сделать людей святыми, светлыми, потому что свет побеждает смерть... А я хочу победить смерть.» (Эль Греко)
10 из 10
Renny-X
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.