Элмер Гэнтри / Elmer Gantry
Коммивояжер Элмер Гантри - привлекательный мужчина и безнравственный авантюрист. Случайно попав на собрание верующих, и уловив, что под вывеской церкви можно неплохо подзаработать, Гантри тут же обращается в евангелиста.
Объединив усилия с сестрой Шэрон Фалконер, он «выдает» страстные изгоняющие дьявола проповеди, которые приносят ему известность и благосостояние.
Но, когда появляется его бывшая подружка, Гантри приходится противостоять демонам иного свойства и, казалось бы, давно похороненные тайны превращают его «святую» жизнь в истинный Ад на Земле.
Экранизация по произведению: Синклер Льюис
Награды и номинации:
Оскар, 1961 год
Победитель (3):
Лучшая мужская роль ( Берт Ланкастер )
Лучшая женская роль второго плана ( Ширли Джонс )
Лучший адаптированный сценарий
Номинации (2):
Лучший фильм
Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
Золотой глобус, 1961 год
Победитель (1):
Лучшая мужская роль (драма) ( Берт Ланкастер )
Номинации (4):
Лучшая женская роль (драма) (Джин Симмонс)
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссер (Ричард Брукс)
Лучшая женская роль второго плана (Ширли Джонс)
Британская академия, 1961 год
Номинации (3):
Лучший фильм
Лучший иностранный актер (Берт Ланкастер)
Лучшая иностранная актриса (Джин Симмонс)
Обращаясь к фильму необходимо уточнить, что речь в нем идет о «ревивализме». А что же такое «ревивализм»? Словарь дает следующее понятие этому термину: «Ревивализм - религиозное движение в протестантизме за духовное «возрождение» посредством усиления религиозности, когда особую значимость приобретают религиозная этика, эмоции и харизма (англ.Revival - возрождение)». Думаю, не стоит дальше залазить в дебри и вкапываться в корни теологии.
Теперь, нам предстоит узнать, кто же такой Элмер Гантри, вынесенный в заглавие фильма, а так же одноименной книги, послужившей литературным источником. Элмер - коммивояжер, продающий электроприборы и колесящий по стране. Он имеет относительный успех и «в 14 штатах его называют по имени». Он любит выпить и еще он любит женщин. Монолог про то что «любовь - утренняя звезда...» никого не может оставить равнодушным, особенно очередную красотку, понравившеюся Элмеру.
И вот, случайно на собрании евангелистов-ревивалистов, Элмер видит сестру Шэрон. Она красива как ангел, а речи ее сладки как мед. Не в силах устоять, Элмер делает все возможное и невозможное, что бы познакомится с сестрой Шэрон. Вскоре Элмер уже принимает участие в собраниях евангелистов, и добивается огромного успеха у прихожан. В чем же секрет Элмера? Его харизматичность, простое общение и убедительность, ну и к тому же не стоит забывать, что со словом Божьим он знаком не понаслышке, т. к. учился в семинарии, но был выгнан за совращение дочери пастора прямо в храме. Но это одна сторона медали. Вопрос, который возникает на протяжении фильма - верит ли Элмер Гантри в Бога, которого он так восхваляет? Сам он говорит, что верит, но если честно в это трудно верится. Кто действительно верит и любит Бога, так это сестра Шэрон. Но ее вера слепа. Она любит Господа. Но ее вера - это наживка для псевдо верующих. Не секрет, что в этом мире уже давно все покупается и продается. Вера в Бога уже давно поставлена на конвейер продаж. Конечно, все прекрасно понимают, что без «кесарева» трудно, а одним «божьим» - не проживешь. Пожертвования - самая главная статья «доходов» божьих пастырей. И именно вера сестры Шэрон и ее популярность среди мирян, помогают набивать кошельки церковным шишкам.
Дальше Элмер так вжился в свою новую роль - проповедника, что он уже фактически «святой». Но он всего лишь человек, который может поддаться искушению. Именно это понимает Джим Леффертс, журналист, пишущий репортаж о ревивалистах. И вот когда бывшая подружка Элмера, та самая которую он совратил в храме, подставляет его. Именно этот случай показывает отчетливо, что для людей вера - это всего лишь обычай, который они исправно соблюдают. О прощении и всеобщей любви все забывают. И вчерашние «святые» с легкостью за один миг становятся «дьявольскими созданиями».
Фильм дает хорошую почву для рассуждения не только, о вопросах веры, но и то является ли вера товаром, который продается - продается точно так же как тостер или пылесос, и это именно тот товар, который мало кто хочет покупать, но его надо продать любой ценой, убедив человека «купить его».
К сожалению, с литературным первоисточником я не знаком и только знаю, что в свое время он был бестселлером в штатах. Что же касается самого фильма, то перед просмотром, я почем-то был уверен, что мне предстоит более двух часов смотреть нравоучительную скучную драму на церковную тематику. После просмотра все оказалось намного лучше, мои опасения не оправдались. Фильм смотрится очень хорошо и монолитно, что не хочется прерываться. Конечно, не каждый выдержит манеру игры Берта Ланкастера - чересчур агрессивная. Ланкастер на экране излучает такую харизму, его глаза светятся, не побоюсь этого слова «демонически», в его герое куча экспрессии. А немного тушит этот огонь Джин Симмонс. Каждое ее появление на экране это нечто нежное и прекрасное. Кстати раньше никогда не обращал внимания, но Симмонс очень похожа на Элизабет Тейлор.
В 1961 году фильм выиграл 3 премии американской киноакадемии (мужская роль (Берт Ланкастер); женская роль второго плана (Ширли Джонс); адаптированный сценарий) и был номинирован в 2-х категориях (фильм года и музыка для драматических/комедийных фильмов).
8 из 10
oscar75
Хроники божественных комедиантов
Пыльные тропы бескрайней сельской глубинки Среднего запада по которым колесят, наматывая долгие мили, проповедники - бродячие торговцы Словом Божьим и Спасением. Несть им числа, пятидесятники, методисты в сотне их течений, вечно враждующие и хулящие друг-друга, баптисты и анабаптисты, эпилептики, шарлатаны, танцующие со змеями. Причалив к очередной кучке обветшалых домиков, гордо называемых городом, они разбивают свои шатры - некую помесь церкви и балагана и устраивают шоу. Товар здесь всегда один - спасение души для уверовавших и покаявшихся, истинное и окончательное, патентованное Небесами только у сегодняшнего гостя. Вход бесплатный, после представления по кругу пускается шапка, в которую собирают медяки и никели, ну или банкноты, в зависимости от успеха действа и горластости очередного заезжего божественного комедианта. Для привлечения зрителя используются все трюки - падучая, фейерверки, зазывные крики, исходящие из утробы или из самого Ада, воскрешение умирающих, потрясание Библией, воющие и лающие воззвания к в очередной раз попранным безбожной эпохой основам и, конечно, исцеление калек, которые странствуют в обозе каравана для того, чтобы в очередной раз прозреть или отбросить костыли в нужный момент. Местные жители и относятся к проповедникам, как к комедиантам, как к нечастому в этих редких на яркие краски краях празднику. Помолятся для порядку, послушают и споют пару гимнов, развлекутся неказистыми чудесами, может в очередной раз окрестятся по очередному диковинному обряду, смыв с себя нехитрые сельские грехи за последний месяц, в шестой раз за последний год спасутся, бросят полдоллара и пойдут дальше. Через пару недель заедет новый горластый гость и все начнется сызнова. Скудные, хилые места, хотя опытный, пронырливый или просто заучивший пару новых фокусов пастырь может снять достаточно обильную жатву с этих доверчивых душ.
Элмер Гентри - поэт, бродяга, коммивояжер, семинарист-недоучка. Глаза-алмазы, косая сажень в плечах, луженая глотка и тридцать два способных как ослепить белоснежной улыбкой, так и откусить твой доллар зуба. Душевный пройдоха, свойский парень, легко может напиться, подраться, пройти двадцать миль босиком, разгрузить вагон угля, украсть пирог, остывающий на подоконнике, пропеть торжественный хорал и снова напиться, предварительно затащив сельскую красотку на сеновал. Веселый бес, или падший ангел, невесть что забывший между редкими почтовыми станциями среднеамериканского захолустья, вынырнувший прямо со страниц старинного плутовского романа. Нет еще аршина, по которому можно было бы его измерить, да и не будет такового создано до времен страшного суда. Слушком уж причудливо здесь переплелись в душе даже не добро и зло, а мелкие грешки и случайные добрые дела. А еще и искренняя вера в Бога, а еще и не менее искренняя вера в мелкого чертика, помогающего ему в тот момент, когда Бог занят своими большими и важными заботами. В какой-то момент безделье, скука и желание заработать пару долларов приведет его под сень шатров бродячей церкви сестры Фальконер и история начнется.
Синклер Льюис задумывал «Элмера Гентри», как памфлет на букет протестантских церквей, которыми так богата провинциальная Америка. Памфлет получился жесткий, энциклопедически содержательный и язвительный, наделавший немало шуму в свое время. Режиссер Ричард Брукс из всего объемного материала взял только первую, самую зрелищную часть, посвященную бродячим сектам и началу странствий по миру славного парня Элмера, его первому взлету и падению на подмостках христианского театра. В итоге получился бенефис и Гентри и играющего его Ланкастера, который здесь выступает в своей, пожалуй, самой экспрессивной и яркой роли. До этого были собранные сумрачные солдаты с акробатами, после аристократы и генералы, но тут, в роли обаятельного мошенника, искренне верующего в своего плутоватого гения, позволяющего ему молиться от души, собирать плоды с тучных нив и из карманов доверчивых прихожан Берт прекрасен, грозен и обаятелен. Небеса далеко, чужие кошельки близко, противостоять его обаянию и харизме может разве что фатум, но и с тем он попытается договориться, завлечь его своей располагающей улыбкой и слегка подпоить.
Жесткие рамки цензуры, довлеющие над довоенным Голливудом, где священника можно было изображать только приличным, мудрым человеком, как максимум подтрунивая над добряком-недотепой к началу шестидесятых оказались сломлены и сразу на экраны хлынул пускай не поток, но ручеек спорных и критически относящихся к религиозному засилью картин. Бунтарь Крамер вломился с жесткой лентой «Пожнешь бурю», критикующей упертость и зашоренность ортодоксов-креационистов, Хьюстон вскрыл подсознание и тайные желания, выведя бартоновского спившегося попа-расстригу в «Ночи игуаны», тут подоспел и «Элмер Гентри» снятый Ланкастером для себя и под себя. Здесь нет жестких тайных терзаний и страшных заалтарных секретов, но от этого сатира не становится менее язвительной. Фильм, как медленный яд призван забросить зерна сомнения в сердца сограждан и задать вопрос - кто же те якобы бескорыстные праведники, которые ведут их за собою? Ловкий, симпатичный, харизматичный главный герой немного ретуширует и срезает самые острые моменты, но скрытое вопрошение остается.
Как сейчас смотрится «Элмер»? Современного зрителя уже сложно удивить грешниками в сутанах и церковными сплетнями. Слишком много было показано и рассказано за последние десятилетия и, пожалуй, не осталось ни одной однозначно «чистой» конфессии. Сатира, столь актуальная раньше подувяла, стертая по углам десятками подражаний и повторов, пафос прошел между пальцев и растворился в песках времени. Остался только Берт Ланкастер в своей озорно-задорной роли, вдохновенно потрясающий Библией и выкидывающий акробатические коленца перед ошалелой толпой. Впрочем, и этого достаточно для скоротания приятного вечера
Андрей Александрович
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.