Еще раз про любовь
В шестидесятые, когда велись нескончаемые споры между физиками и лириками, две профессии стали особенно важны — физики и стюардессы. Обе профессии — на грани риска, одна требует женственности, красоты, милосердия, другая — мужественности, ума и таланта.
Блестящий ученый, проводящий секретные эксперименты, встречает молодую женщину, привлекшую его внимание незаурядностью, строптивостью, неожиданностью суждений и поступков. Интеллектуал, избалованный вниманием, имеющий весьма высокое представление о своей персоне, удивлен и шокирован, но и заинтересован случайной знакомой. Непросто складываются их отношения…
Трейлер 1
- Фильм снят по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь».
- Первоначально на роль Евдокимова был утверждён Владимир Высоцкий. И даже было отснято несколько сцен, для которых ему специально сшили ботинки на высоких каблуках, так как он был намного ниже Татьяны Дорониной. По словам Эдварда Радзинского, проба у Высоцкого была блестящая, вся киногруппа очень хотела видеть его, но, посмотрев материал, Георгий Натансон, Доронина и Радзинский поняли, что нужно срочно искать другого актера - уж больно не подходили герои друг другу по темпераменту.
- В фильме, в кафе, где Наташа встречается с Евдокимовым, играла бит-группа «Скифы», состоявшая из студентов Московского университета и пользовавшаяся в конце 1960-х огромной популярностью. «Скифы» первыми из наших групп использовали в своей музыке фузз (педаль эффектов), причем отечественного изготовления. После показа фильма в Москве в 1968 году началась форменная «скифомания».
- Многие московские сцены в фильме были сняты в Сочи, так как съёмочные работы в Москве были приостановлены. Когда было получено разрешение на продолжение съемок - пошёл снег. В фильме очень узнаваемы и сочинский аэропорт, и набережная, и фрагменты улиц, где разворачивается действие, и знаменитая лестница в финале.
Как сделать из обаятельного самоуверенного советского ученого-изобретателя постороннего, практически героя «Тошноты» Антуана Рокантена, только еще и без желания философствовать и создавать теории? Элементарно. Нужно взять и лишить его одного, - надежды.
История любви с трагическим концом - это грустно, печально, зачастую красиво. Но эта история не трагична, она экзистенциальна. В ней все предопределено и все безнадежно. Чем счастливее выглядят герои, тем тягостнее становится ощущение от просмотра.
С эмоциональной позиции заслуга режиссера состоит в том, что, понимая и знаково вычитывая безысходность истории, нам так хочется ошибиться. Но мы понимаем, что ошибиться невозможно. И режиссерское решение, оставить в «существовании» именно Евдокимова, - как поклон Кафке, Камю и Сартру, ведь из двух героев именно Евдокимов был полон надежд. И заключительные кадры - аллея с идущим вдаль героем - идеальная, еще и черно-белая, иллюстрация к главным понятиям этой - экзистенциальной - философии: «посторонний», «безысходность», «покинутость».
Когда ты начинаешь смотреть «Еще раз про любовь», вероятно, думаешь о том, насколько тебе симпатичен главный герой - сыплющий остротами мужчина с идиотским именем Электрон и медведем на полу советской комнаты; нравится ли тебе Татьяна Доронина и соответствует ли она фразе про лучшую девушку СССР; ищешь отсылки к французскому кино и вообщем-то находишь.. но потом, то ли благодаря этим отсылкам, то ли чему-то еще, герои перестают быть героями и становятся как бы моделями человека, сражающегося с exsistentia, и, конечно же, не способного победить. И тут уже хоть любовь, хоть дружба, хоть всепрощение, - неважно. Исход все равно один. А точнее - безысходность.
PS Посмотрев этот фильм, еще раз понимаешь, что экзистенциализм был последним знаковым философским учением, и к тому же проникшим во все углы и щели. После него не было ни знаковых направлений мысли, ни хотя бы философов, которые, пользуясь тезисами философов ранних, смогли бы опровергнуть «безнадежное» учение. Так он и висит упадническим грузом. И остается только надеется, что хотя бы предположение Ницше (столь любимого экзистенциалистом Хайдеггером) ошибочно, и «вечного возвращения» нет. А иначе уж совсем больно, если некогда улыбчивому Евдокимову придется вот так вот вне времени и пространства идти в никуда по серой аллее...
Что-то большое... чистое... настоящее...
Начать, по-моему, стоит с того, что фильм снят по очень хорошей пьесе Эдварда Радзинского. «Еще раз про любовь» - это точная и весьма подробная экранизация, практически снятый на камеру спектакль. Это определяет некоторые жанровые особенности фильма: обстоятельные и весьма многочисленные диалоги, минимум действия, некоторая статичность - если вы предпочитаете сумасшедшую активность героев, этот фильм скорее всего не для вас. Он адресован любителям историй, постепенно раскрывающихся с каждым новым словом - не обязательно уметь читать между строк, но нужно внимательно слушать, что и как говорят друг другу герои.
Благо послушать есть что: диалоги написаны великолепным языком, изобилуют тонким остроумным юмором, но главное - в них есть нерв, который и наполняет статическую картинку жизнью, создает напряжение, которое не уходит до самого конца, но обрывается, как туго натянутая струна, оставляя и героя и зрителя обессиленным и растерянным.
Кроме собственно истории любви, которая и составляет основное содержание и смысл фильма, крайне интересным мне представляется, если можно так сказать, противостояние «физиков» и лириков». Не в буквальном смысле, конечно, хотя знакомство героев начинается именно с этого. Скорее речь может идти о сложном взаимодействии материального и нематериального, грубой прямолинейной реальности и тонкой эмоциональности. Этот конфликт раскрывается не в отношениях героев - Евдокимов не столь прямолинеен и бесчувственен, как может показаться на первый взгляд, - а в отношениях героини с окружающим миром. Живым выражением материального, безусловно, является Феликс, периодически тенью возникающий в ее жизни. Но чаще грубая реальность представлена голосами - объявлениями в метро, утренней радиопередачей совершенно идиотского содержания.
- Ну и что же тебе снилось?
- Что-то большое... чистое... настоящее... Потом пришел вчерашний гражданин и объяснил мне, что это был просто слон, которого вымыли в ванне.
Материальное всегда оказывается сильнее. Если жить не только «физикой», жизнь будет постоянно ранить, но только так можно сохранить способность чувствовать и сочувствовать. Жить так очень тяжело - проще всех живется как раз материальному Феликсу - но только это может называться жизнью в полном смысле слова.
Тонкий, умный - замечательный фильм.
10 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.