Это чертово сердце / Dieses bescheuerte Herz
Отцовские деньги позволяли Ленни жить на полную катушку и не задумываться о каких-либо серьезных вещах. Парень гулял, получал удовольствие и не утруждал себя проблемами. Отцу надоело тратить нажитые трудом деньги, и он решает научить сына замечать не только радостные стороны жизни, но и проникаться сочувствием к тем, кому плохо, к примеру, к подростку с больным сердцем. Дэвид смирился с мыслью, что врачи ему не смогут помочь. Появление Ленни придает ему некоей осмысленности существования, и парень начинает раскрывать для себя новые грани жизни. Так богатый повеса и обреченный на смерть становятся друзьями.
«Вы гуляка и эгоист, но вы лучшее, что было в жизни этого ребенка»
Фильм Марка Ротемунда «Это чертово сердце» прекрасно прошелся по человеческой жизни, ее настоящим и мнимым ценностям.
В нем также хорошо показано, и при этом без ненужного менторства, которое свело бы все насмарку, на что действительно стоит жизнь эту потратить, а мимо чего - пройти, даже не бросив взгляд.
Немалая заслуга в том, что кино действительно трогает до глубины души, принадлежит трио сценаристов - Мэгги Перен, Энди Рогенхагену и Дэниэлу Мейеру. Они очень бережно обошлись со ста минутами хронометража, сумев уделить равное внимание всем сторонам этой человеческой драмы, что удается в подобных фильмах отнюдь не всегда.
А сторон в «Этом чертовом сердце» целых пять: 15-летний Дэвид, страдающий пороком сердца и не только; прожигающий на вечеринках жизнь мажор Ленни; уставшая, но стойко несущая свою ношу мать мальчика; отец мажора, наблюдающий за растрачиванием жизни собственным сыном; и наконец - наблюдающие драму со стороны - от медсестры в больнице до мерзавца-соседа больного подростка.
Дэвид (не по-детски солидная убедительная игра юного Филипа Шварца) показан у Ротемунда совсем не лакированным страдальцем, который вот-вот взлетит на ангельских крылышках. Это живой подросток со своими слабостями, крайне переменчивым настроением, эмоциями. Вынужденный повзрослеть гораздо раньше в силу выпавших ему испытаний, которые некоторым взрослым не выпадают за всю жизнь, он в то же время остается еще ребенком со своими нехитрыми желаниями, которые выливаются в тот самый легендарный список. Это противоречие добавляет смятения в душу Дэвида, так что найти общий язык с ним порой сложно даже родной матери. Хотя и юмора мы от него тоже дождемся, причем иногда там, где вовсе не ждали. Например, его выговор Ленни за опоздание при первой встрече смотрится скорее забавным поклоном в сторону немецкой пунктуальности, чем капризной претензией подростка. К своим болячкам он тоже порой умудряется относиться с юмором и недетской иронией, хотя это не всегда удается.
Чтобы дать представление о Ленни, которого столь же блестяще играет Элиас ЭмБарек, постановщику и сценаристам хватает буквально пары сцен. Одна из них - сцена с Ленни и его друзьями в ночном клубе, где жизнь кипит и растрачивается с бешеной скоростью, а вторая - приключение с машиной, результат которого еще не раз будет показан в ленте как некий символ потребительского отношения к жизни. К потреблению привыкаешь настолько, что когда Ленни резко выдергивают из этой зоны комфорта, для него это поначалу стает не просто шоком, а почти концом света. Он с удивлением «осваивает» жизнь за пределами ночного клуба и видит, насколько жестки, даже жестоки ее реалии. Например, - тяжело больные дети.
Бетти, мать Дэвида, сыгранная Надиной Вриц, - снова-таки не классическая страдалица, покорно несущая свой крест ухода за больным сыном. Она тоже устает, раздражается, отчаивается и это наглядно демонстрирует, что тем, кто рядом с больным ребенком или просто тяжелобольным близким человеком, ничуть не легче, чем им самим, а может, иногда и тяжелее, несмотря на все понимание и участие.
Нечто похожее переживает отец Ленни в исполнении Уве Пройсса. Он посвящает все время, практически даже всю жизнь, спасению и помощи тяжелобольным детям, а его непутевый сын сутками прожигает это время на тусовках и вечеринках. Наблюдать за этим вряд ли легче приятнее, чем за 15-летним сыном, страдающим от порока сердца. Ведь это тоже болезнь, только с менее ярко выраженными физическими симптомами, однако разрушающая человека намного сильнее.
Ну и наблюдатели, каждый со своим отношением к происходящему. Их круг в фильме достаточно широк, но выделить бы хотелось двоих. Одна из них - медсестра в клинике, сказавшая, пожалуй, ключевые за всю картину слова, которые адресовались Ленни: «Вы гуляка и эгоист, но вы лучшее, что было в жизни этого ребенка». Все же нечто глубоко человеческое в себе трудно убить даже таким разгульным и потребительским отношением к жизни.
Второй - сосед, который неизвестно почему, но упорно видит в Дэвиде обманщика-симулянта. Понять его сложно и наверное, это единственный персонаж, в какой-то мере остающийся в фильме загадкой, но скорее всего, в основе лежит «добрая» человеческая зависть и комплексы неполноценности человека, которому мало, по его мнению, уделяют внимания окружающие. Хотя здесь это лишь мои предположения, не более.
В целом ленте Ротемунда при желании можно поставить в вину штампы и клише. Но, на мой взгляд, лишний раз сказать о главном в жизни, пусть даже знакомыми простыми словами - очень важно и нужно. И в «Этом чертовом сердце» это удалось. О том, что в жизни надо не только брать, но и отдавать, причем намного больше. О том, что нужно надеяться и жить, когда даже у тебя нет уверенности, увидишь ли завтрашний день. О том, что всем людям нужно, по существу немногое - сострадание, внимание и участие. Да, у Дэвида будет список желаний материальных. Но на самом деле ему нужно, чтобы в его жизни появился человек, интересный ему и которому небезразличен он сам, который сможет убедить его радоваться жизни, несмотря ни на что, и получать от нее не только страдания, но и радости. Проще говоря, Ленни учится отдавать, а Дэвид учится брать.
В этом лейтмотив фильма, и именно поэтому посмотреть его без эмоций, даже слез на глазах, не получится. Несмотря на всю его внешнюю сюжетную простоту. Безусловно, один из лучших немецких фильмов года.
10 из 10
Лови момент
Популярность Элиаса Эмбарека в Германии такова, что его зовут играть самого себя, чтобы приукрасить бедность некоторых бестолковых фильмов, но тут у него главная роль, хотя цель киностудии всё та же - привлечь повышенное внимание зрителей, к картине с невзрачным синопсисом, чтобы воодушевить их хотя бы обаянием востребованного актёра, согласившегося стать проводником гуманитарной миссии.
Что-то такое было по-настоящему: безнадёжно больной мальчик и великовозрастная сиделка, принудительно приставленная к нему разозлённым отцом, инвалид, которому год прожить - уже подвиг и прожжённый гуляка, не считающий ни денег, ни дней, притворно изображающий участливого помощника в расчёте вернуть закрытый кредит, на поверку оказавшийся не совсем уж таким бессовестным. Но даже отпетого наглеца Эмбарек изображает с милейшей извиняющейся улыбкой, убеждая не торопиться с выводами в отношении будущего, которое то и дело грозит большущей бедой.
Набросав длинный перечень желаний компаньоны, инвалид и тунеядец, пробуют достичь поставленных целей, но спотыкаются о болезненные приступы Дэвида, когда из него уходят остатки духа и последние капли сил, подкашивая ослабевшие ноги, так что фильм разбивается на победные щаги и удушающие объятия смерти, из которых кое-как вырывается подросток, предупреждённый врачами, что шестнадцатый - это его последний год.
Филип Шварц чередует тревожность с весёлым возбуждением, что можно было бы отнести на счёт сценаристов, не позволяющим доминировать тоске-печали, но сохранившиеся в сети ролики с видеозаписями настоящего Дэвида говорят о том, что молодой актёр списал манеру своего поведения с оригинального характера улыбчивого и импульсивного подростка, на котором не было живого места, но который очень хотел быть счастливым ровно столько, сколько ему было отпущено дней.
Надина Вриц имеет сильное внешнее сходство с мамой, опекавшей того самого больного ребёнка, а Уве Пройсс - олицетворение твёрдости и спокойствия в роли профессора, делающего всё, что можно, понимая, что многое ещё выше его сил, точно знающего цену жизни, которую медленно постигает и его безалаберный сын, разделяющий восторг расцветающего подростка.
Единственный негодяй выставлен полным клоуном, да и главным героям не до него: список желаний исчерпан, шестнадцатый день Рождения Дэвида позади, чего им делать дальше? В финале это самый напряжённый момент, поскольку жизнь может оборваться хоть завтра, но так ведь может случиться с каждым - отсюда правда слогана фильма, напоминающего о ценности времени и силе людей, дорожащих каждой своей минутой.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.