Фанни и Александр / Fanny och Alexander
После неожиданной смерти отца десятилетнего Александра и его сестры Фанни их мать выходит замуж за пастора. Из суматошного, светлого мира открытых чувств дети попадают в фарисейский, душный мир схоластически понятых религиозных догматов…
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
«Фа́нни и Алекса́ндр» (Fanny Och Alexander) - один из главных фильмов режиссёра Ингмара Бергмана, завоевавший четыре премии «Оскар» и премию «Сезар». Существует в двух версиях - полной телевизионной и краткой киноверсии.
Награды и номинации
Награды
1984 год - Премия «Оскар»
Лучший фильм на иностранном языке
Лучшая работа художника - Сусанна Лингхайм, Анна Асп
Лучшая операторская работа - Свен Нюквист
Лучший дизайн костюмов - Марик Вос-Лунд
1984 год - Премия BAFTA
Лучшая операторская работа - Свен Нюквист
1984 год - Премия «Сезар»
Лучший зарубежный фильм - Ингмар Бергман
1984 год - Премия «David di Donatello»
Лучший зарубежный фильм - Ингмар Бергман
Лучший режиссер зарубежного фильма - Ингмар Бергман
Лучший сценарий зарубежного фильма - Ингмар Бергман
1984 год - Премия «Золотой глобус»
Лучший зарубежный фильм
1983 год - Венецианский кинофестиваль
Приз ФИПРЕССИ - Ингмар Бергман
1983 год - Премия Национального совета кинокритиков США
Лучший фильм на иностранном языке
Номинации
1984 год - Премия «Оскар»
Лучший режиссёр - Ингмар Бергман
Лучший сценарист - Ингмар Бергман
1984 год - Премия BAFTA
Лучший дизайн костюмов - Марик Вос-Лунд
Лучший фильм на иностранном языке - Ингмар Бергман, Йорн Доннер
1984 год - Премия «Золотой глобус»
Лучший режиссёр художественного фильма - Ингмар Бергман
Интересные факты:
- Телесериал имеет хронометраж 312 минут.
- 17 декабря 1983 года в Швеции вышла в прокат режиссерская версия фильма.
- Лив Ульман отклонила роль Эмилии Экдаль, и ее заменила Ева Фрёлинг. Бергман был расстроен отказом, и заявил Ульман, что она потеряла свое право быть первой приглашенной в его фильмы.
- На роль епископа Эдварда Вергеруса приглашали Макса фон Сюдова, но актер был занят в тот момент на других проектах.
- Фамилии героев Вергерус и Эгердаль — своего рода визитные карточки Ингмара Бергмана.
- Финальные сцены похорон вне церкви были сняты съемочной группой самостоятельно. Бергман в тот момент слег в постель с гриппом.
Автобиографическая сказка, сага о большой семье, считается самым понятным произведением Бергмана. Большая часть посвящена детству и взрослению брата и сестры, детей из шведской аристократической семьи конца 19 века.
Фильм медленный и длинный (режиссерская версия - 5 с лишним часов), но каждый кадр снят с необычайным мастерством и мечтательным ощущением нереальности.
Школьное сочинение «Фильм Ингмара Бергмана «Фанни и Александр»
Вступление
Писать отзывы на подобные шедевры все равно, что пытается комментировать музыку Моцарта, картины Эпохи Возрождения или разбирать по ямбам и хореям стихи Пушкина. И пусть кино чуть более ста лет в нем уже есть гиганты и классики. Бергман - один из таких. Впрочем, школьники каждый год пишут сочинения на заданную тему, будь то «Преступление и наказание» или «Мастер и Маргарита». Хочу свой отзыв прировнять к такому ж школьному сочинению, иначе все будет выглядеть как-то бессмысленно, но чувства выразить все ж хочется.
Основная часть
«Фанни и Александр» - эпическое полотно режиссера, это многотомный пятичасовой роман или невероятная пост-рокова композиция. Да, почему-то именно с потс-роком у меня ассоциируется эта картина. Во-первых - это хронометраж, а во-вторых, сама манера повествования и развития. Фильм неспешно набирает обороты так, что на третьем часу просмотра хочется кричать и аплодировать одновременно, а потом снова переход к спокойным ритмам и совершенно блестящий чуть слышный, но от этого не менее значимый конец.
Вообще очень сложно уложить все впечатления от фильма в маленький короткий отзыв. Тут понадобилась бы цела книга, ну или во всяком случае целый номер киножурнала.
Этот фильм - сама жизнь со своими причудами и лабиринтами. С актерами и масками. Но при этом режиссер намекает нам в самом конце - не думайте, это все равно кино. Это наш маленький мир, говорят персонажи, который лишь отражает ваш.
Картина Бергмана не поучает, не ставит перед собой каких-то социальных, политических или моральных целей, она повествует. Повествует обо всем. Немного о причудах большой семьи, немного о зле несуразном, немного о зле настоящем, немного о мистике, немного о Боге, и немного о самом авторе. Эти «немного» продолжать можно до бесконечности, в итоге же получится очень «много», даже через край.
В наш быстрый век редко найдешь свободных 5 часов, чтобы насладится настоящим искусством. Причем еще больше понадобится, чтобы осмыслить все увиденное, а потом еще раз пересмотреть. Может быть, поэтому и выбрано, как место действия, начало нашего столетия - где люди еще говорят длинные речи, даже если напротив сидит твой злейший враг.
Но если нет не то что пяти, а даже двух свободных часов, то можно смотреть фильм по частям, потому как некоторые вещи, скажем монолог еврея, настолько гениальны, что даже в отрывы от целого выглядят потрясающими.
А еще немного обидно за свое восприятие, которое в очередной раз швыряется штампами. Мол, этот фильм лишь подтверждает заезженно до дыр «Весь мир театр, а люди в нем актеры» и «Все гениальное просто». И еще застревает где-то в груди вопрос «Ну как же можно так снимать?».
Описывать образы, расшифровывать символы, а так же восхищаться оператором и актерами конечно можно. Но делать я этого не собираюсь. Потому что - опять ж потребуется слишком много букв. Но и не это главное, просто «Фанни и Александр» тот редкий случай, когда хочется оставить все тобой воспринятое где-то в глубине души. Не хочется вдаваться в какую-то критику искать параллели, цитаты, метафоры и аллюзии. Хочется просто размышлять и еще раз, когда-нибудь снова потратить целый свободный день на общения с Настоящим Кино.
Заключение
10 из 10
Jut3030
Я не думаю, что это поддается описанию вообще. В фильме затронуты такие глубины, там столько непостижимого, что, с одной стороны, тяжело ограничиться простой оценкой, а с другой, - невозможно что-то сказать.
Он слишком глубоко проникает. Он разбудил в моей душе нечто такое, о существовании чего я до этого и не подозревал.
Кино для тех, кто не боится чувствовать. Для тех, кто не бережет себя от стрессов.
Его нужно смаковать. Да, именно это слово...
10
lunare
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя achillean:
Фильм “Фанни и Александр” я смотрел на большом экране, это было в перестроечные 80-е годы. Это настолько многослойное и глубокое художественное произведение, что при том, что фильм однозначно мой, свои первые впечатления сразу после просмотра я не мог внятно выразить. Постепенно, с течением некоторого времени, по мере того, как общая картинка как-то всё более и более последовательно и логично выстраивалась в моей памяти, фильм Бергмана меня захватил полностью и вызвал однозначное восхищение. На днях пересмотрел фильм на сайте. Художественные образы настолько яркие, что не забываются, а сколько мелочей, которые меня уже тогда - так давно - поразили. Ну, например, обратите внимание, как показана в фильме смерть - это только белые цветы… В этот раз поразила сцена приступа болезни героя фильма - директор театра упал, играя на сцене. Его жене, котора находилась рядом не надо было взывать о помощи, все там присутствующие обступили своего директора, на руках вынесли на улицу, уложили на повозку и дружной гурьбой скоро и бережно покатили повозку к врачу. Ценится в цивилизованном обществе человеческая жизнь. В горе люди не пройдут мимо. Так вот, о чём же фильм? А фильм о том же, о скандинавской традиции. О ценности человеческой жизни, о свободе человека, о его достоинстве. И кому ж ещё, как не благородному скандинаву Бергману снимать об этом картины? Тирании побеждают там, где не сопротивляются. Ключевой герой фильма - маленький Александр - выстраивает концепцию фильма. Основной сюжет крутится вокруг этого героя. Как истинный носитель скандинавской традиции он не просто противостоит миру зла, ненависти, насилия - он сопротивляется. Он сопротивляется при том, что знает, что силы не равные, и его ждёт суровая расправа. Его обидчик - отчим - пастор - тиран и диктатор оказывается глубоко несчастным человеком, который, выстроив в своей семье систему тотального подчинения, сам себя загнал в угол, потерпел полный провал и бесславно кончил свою жизнь.
|
17:30 / 08.11.2015 |
|