Франсуаза или супружеская жизнь / Françoise ou La vie conjugale
В этом фильме две серии: «Супружеская жизнь: точка зрения Жан-Марка» и «Супружеская жизнь: точка зрения Франсуазы», в котором одни и те же события показаны сначала глазами мужа, а потом - глазами жены, и результат увиденного оказывается различным, потому что у каждой из сторон своя «правда».
Фрагмент (дублированный)
OBJECT >
Экранизация по произведению: Эрве Базен
«Супружеская жизнь» - огонь, вода и медные трубы отдельно взятых отношений, - семейной пары Жан-Марка и Франсуазы, - последовательно рассмотренных Андрэ Кайаттом с двух противоположных (и противоборствующих) точек зрения. Проведя время с сильной половиной, камера возвращает зрителя на исходную позицию, чтобы понаблюдать за известными уже событиями глазами Франсуазы.
Возможно, снимай ленту женщина, или начни сам Кайатт повествование с версии Франсуазы, получился бы беспристрастный экскурс в «этику и психологию семейной жизни», однако, сознательно ли, нет ли, но полуторачасовая история мужа звучит и убедительней, и трогательней, выглядит более нюансированной, да и с мотивировками у Жан-Марка как-то получше. Поступки Франсуазы, ставшие в версии мужа не более чем выходками капризной, неуравновешенной жены, таковыми и повисают, не получая зачастую вразумительных объяснений в рассказе самой героини.
И хочешь - не хочешь, потерпевшей стороной выглядит «обманутый» Жан-Марк, а виновницей, пусть и косвенной, неблагополучного исхода Франсуаза. Таким нехитрым способом француз Кайатт оправдывает старинное русское (видимо, и интернациональное) заблуждение «всё зависит от женщины».
Несмотря на половую принадлежность и, кажется, существующую женскую солидарность, вовсю сочувствовать хочется только Жан-Марку и принять сторону этого любящего, гуманного, идеального (гы) мужа, бесконечно преданного своей семье и избранным высоким идеалам (закавычиваем по желанию), а вовсе не сторону взбалмошной, энергичной, притягательной, осмысленно устремленной ad astra жены, - чистое удовольствие. А как иначе, если герой в советском еще дубляже разговаривает глубоким, бархатным, невероятным голосом Вячеслава Тихонова, проникающим, кажется, в ядро каждой клетки, дурманящим и обезоруживающим? Тут любой персонаж-рохля и неудачник становится, ничего страшного, трогательно-неприспособленным субъектом тонкой душевной организации, повышенной степени непонятости.
При всех событийных нестыковках, пестро и обильно размазанных по «второму акту», «Супружеская жизнь» кино удивительное. Хотя бы тем, что наглядно иллюстрирует, как далеки мы от понимания друг друга, какое разное у каждого из нас, парных моногамных особей, «само-собой-разумеющееся» (за подобным разве вот еще к Бергману можно сходить); ценной способностью режиссера, работающего в монохромной палитре, раскрасить историю этой любви во всё возможное многообразие цветов.
P. S. Вот и поразмысли тут... перед построением грандиозных матримониальных планов.
Baba Kapa
Уходя, посмотрись в зеркало...
Так уж устроен человек, что у него всегда кто-то виноват. Недоброжелатели (в круг которых могут входить: как враги, так и друзья), родственники, начальник и даже правительство с самим президентом. Не виновато лишь его собственное пористое тельце, способное бесконечно долго жалеть «себя любимое», утыкая свой слезливый носик в жилетку то одного, то другого мнимо сочувствующего.
Великолепная задумка француза Андре Кайата, показать две диаметральные точки зрения, в конфликте муж - жена, где каждый из героев последовательно изображая себя чуть ли не святым, выставляет вторую половину почти полным ничтожеством. Две серии фильма - два идеалистических взгляда персонажей на самих себя, какими они видят себя изнутри своего всеобъемлющего Я.
Искусный кинематографический диптих о супружеской незрелости, где слово «любовь» ставится самой парой в тройные кавычки. Где оба считают себя жертвой, но никто в истинную жертву, себя принести не хочет. Жан-Марк должен сделать, как мужчина чуть больше, а Франсуаза должна быть, как женщина чуть более чиста, нет... зачем. Каждый лезет вынимать соринку из чужого глаза, да только его собственный взгляд перевешивает огромное бревно.
Слепота духа, как моральная аллергия помноженная на степень ограниченности, имя которой глупость, ведёт обоих к закономерному одиночеству. Истина оказывается действительно в вине, да только в вине собственной, но такой ракурс не одному, не второй, как оказывается недоступен.
Фильм был бы совсем гениальным, если бы Кайат снял и третью серию, как всё было на самом деле. Хотя - стоп..., какое «на самом деле», ведь это была бы ещё одна субъективная точка зрения, теперь уже самого режиссёра. А так получился идеальный двуполярный памфлет, где и самому зрителю трудно занять чью либо точку зрения и он складывая обе позиции, занимает свою - доснимая эту третью, нейтральную серию, у себя в голове.
8 из 10
billfay
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.