Галлиполи / Gallipoli
1915 год. Два романтически настроенных молодых человека вступают в ряды австралийских вооруженных сил. После ускоренной подготовки в «учебке», затерянной в песках близ древнеегипетских пирамид, приятелей отправляют в полк, который ведет боевые действия против турецкой армии.
Друзья еще не знают, что им предстоит принять участие в битве при Галлиполи - одном из самых кровавых сражений первой мировой войны...
- Съёмки фильма проходили в основном в Южной Австралии (в том числе на побережье были сняты галлиполийские сцены), а также в Египте (сцены у пирамид и на базаре).
- В фильме звучит музыка Жана-Мишеля Жарра («Oxygene»), Томазо Альбинони («Адажио соль минор»), Жоржа Бизе («Искатели жемчуга»), Иоганна Штрауса («Сказки Венского леса» и «Rosen aus dem Suden»), Никколо Паганини («Centone di sonata N3»), а также песня «Путь далёкий до Типперери».
- Фильм номинировался на Золотой Глобус 1982 как Лучший иностранный фильм.
Золотой глобус, 1982 год
Номинации: Лучший иностранный фильм - «Австралия»
Идет Первая мировая война и два друга вступают в ряды вооруженных сил. Новобранцы отправляются на подготовку, которая проходит в пустыне, неподалеку от египетских пирамид. После прохождение «учебки» друзья отправляются в действующие вооруженные силы, в полк, который ведет боевые действия против турок. Все эти события происходят незадолго до сражения, которое вошло в учебники истории под название «Галлиполи». Это сражение стало одним из самых жестоких и кровопролитных в ходе всей Первой мировой войны.
© Fast-Torrent.ru
Война или всё же убийство?
Историческая лента «Галлиполи» фактически, если не считать «Год опасной жизни», завершает австралийский период в творчестве Питера Уира и делает его прижизненной легендой в родной стране диких кенгуру и бескрайних пустошей. И это неслучайно, ведь картина получилась по-настоящему пропитанной непостижимым австралийским духом. Он чувствуется буквально в каждом кадре, в том числе в сценах, отснятых в Египте. Виды знойных пустынь и безоблачного голубого неба, вечно жужжащие насекомые и военная форма цвета хаки практически на два часа переносят нас в настолько же чуждый, насколько притягательный зелёный материк бывших каторжников. Это, пожалуй, первая работа Уира, в которой пусть и не на первом плане, но присутствуют мотивы национального самосознания, создающие простор для причинно-следственных поступков героев.
Действие фильма происходит в 1915 году в самом разгаре Первой мировой войны. Двое друзей-противоположностей записываются на фронт и в составе австралийской армии отправляются в Турцию для участия в Галлиполийском сражении. Впрочем, не имеет смысла ждать многого от сюжета, так как весь интерес киноленты заключается в его реализации. Типичная для режиссера личностная линия без особого труда одерживает верх над военной. Из двух товарищей - Франка Данна и Арчи Гамильтона, образов отнюдь не идеалистических, наиболее любопытен Франк, с блеском воплощенный на экране восходящей звездой и признанным красавцем Мелом Гибсоном. В непривычной обстановке, ситуациях на грани катарсиса оба австралийца раскрываются как люди и как друзья. Например, Данн дважды переживает кризис самосознания: первый раз, когда решается пойти на войну, несмотря на то, что это противоречит его внутренней позиции, а второй раз, когда, поборов свою трусость, бежит по так называемой «дороге смерти», ежесекундно обстреливаемой турками.
Поддерживая зрительское внимание, Питер Уир умело играет на контрастах, и эта игра не заканчивается на противопоставлении наивного и искреннего, романтически настроенного Арчи расчетливому и изворотливому Франку. Так, к примеру, после сцены яркого и радостного бала наступает лунная ночь, полная тревог и ожидания скорой смерти, а во время сражений играет классическая музыка Штрауса и Паганини, красота которой так остро ощущается на фоне кровопролитных перестрелок, но при этом не кажется абсурдной.
Примечательно, что «Галлиполи» можно разделить на две смысловые части: мирное время в Австралии и Египте, которому отведена большая часть экранного времени, и военная кампания в Турции. Если в первой части картины используется преимущественно «невидимая» режиссерская манера, то во второй части мы явственно понимаем, что точка зрения автора по поводу войны во многом совпадает с Львом Николаевичем Толстым, считавшим войну противоестественным, неправильным явлением, которое бессмысленно губит людей ради субъективных политических целей. Более того, момент, когда голые солдаты, «пушечное мясо» под звуки взрывающихся снарядов купаются в реке, смутно напоминает похожую сцену в романе-эпопее «Война и мир», вызывающую, несмотря на свою простоту всплеск эмоций, не ограничивающийся ужасом и отвращением. Но это всё ещё ничего по сравнению с мощнейшим финалом, не сентиментальным, но разрывающим сердце и терзающим душу. На наших глазах бойцы идут на верную смерть, в атаку под вражеские пулемёты, зная, что никогда уже больше не увидят этого прекрасного неба над головой, обнимают друг друга, оставляют записки любимым. Так жестоко и незаметно рушится тонкая нить, лежащая между войной и массовым убийством. Завершающая сцена, страшная своей реалистичностью и неожиданной оборванностью, делает фильм не одним из многих на военную тему, а уникальным, пронизывающим произведением. И совершенно не стыдно пустить скупую слезу во время титров.
poluna
Adagio
Честно говоря, я удивлен, что никто ещё не написал ни одной рецензии! А совершенно напрасно, ведь «Галлиполи» - это самая настоящая классика. У себя на Родине фильм произвел настоящий фурор, взяв почти все премии Австралийской Киноакадемии. Международный резонанс также был широк, именно эта лента сделала известным Питера Уира, а Мела Гибсона вывела на иной уровень популярности (в том же году вышел «Безумный Макс 2», также ставший хитом).
Главный герой, Арчи Гамильтон (в исполнении Марка Ли) увлекается бегом. Для него это стиль жизни. Встретив на своем пути Фрэнка Данна, человека с темным прошлым, также любящим бег (великолепное исполнение Мэла Гибсона), они оба попадают в австралийскую армию в самый разгар Первой Мировой войны. Их отправляют в Турцию - один из самых укрепленных форпостов турецкой армии близ города Галлиполи.
Если первая часть фильма, пока герои в Австралии, снята в эмоционально - минималистической манере, когда музыка Жан - Мишель Жара используется всего один раз, то затем, уже в Турции отстраненность повествования пропадает и мы начинаем концентрироваться на главных героях. Кроме оригинальной музыки, очень точно используются элементы классических произведений, взять хотя бы высадку на берег австралийцев ночью под «Адажио» Томазо Альбиони. Арчи и Фрэнк благодаря своим способностям избегают участи становиться «пушечным мясом» при атаках на турецкие укрепления, но тем не менее, всё закончится трагично.
Один из лучших образцов военной драмы, хотя в фильме нет масштабных сражений или мясорубки в стиле «Спасения рядового Райана». Но это не мешает зрителю быть в напряжении в течение всего фильма.
Безоговорочно 10 баллов!
Mark Amir
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.