Где 042?
Матрос Гаркуша и моторист Номоконов после гибели всей команды остаются на бронекатере N042 вдвоем. Выполняя приказ командования, они взрывают мост, но оказываются в тылу врага. Разными путями на бронекатер попадают пехотинец Солоухин, директор банка Козубенко, артист цирка Эльтонский и бежавший из тюрьмы уголовник Дончак.
Разные по характеру и наклонностям, они сошлись не сразу. Со временем их объединила общая ненависть к врагу, и в боях с гитлеровцами выковывались их мужество, находчивость, самоотверженность…
На советском бронекатере под номером 042 остаются лишь двое бойцов, моторист Номоконов и матрос по фамилии Гаркуша, вся остальная команда бронекатера погибает. Двое оставшихся членов экипажа все же выполняют приказ командования и взрывают мост. Но бронекатер и его немногочисленный экипаж после этого оказываются в тылу фашистов. Бронекатер 042 начинает действовать в тылу врага, через некоторое время его экипаж пополняется пехотинцем Солоухиным и несколькими ранее далекими от войны людьми, которых свела вместе на бронекатере ненависть к фашистам.
© Fast-Torrent.ru
О, где же ты, 042?
Вторая мировая война устами советского кинематографа - зрелище в капиталистическом настоящем необычное. Особенно, если речь о фильмах, выдержанных по строжайшим ГОСТам героико-приключенческого жанра, чья слава канула в небытие задолго до «единого и могучего». При беглом взгляде, забытая кинолента «Где 042?» - едкий концентрат патриотизма для ультрасоциалистов. И действительно, сюжет выдержан в исконно героическом ключе. После гибели практически всего экипажа матрос и моторист бронекатера под номером «042» самозабвенно следуют приказу и взрывают мост, открывая для себя прямую дорогу во вражеский тыл. Обрастая хронометражем и случайными попутчиками выясняется, что довоенный катер настолько суров, что вражеские пули облетают его стороной, а фашисты, едва завидев бравый экипаж, притворяются опоссумами, падая замертво, попутно разнося в щепки всю немецкую символику, дабы не сдерживать натиск славянского духа!
Но переходя от общего к частному, в глаза бросаются интересные подробности. Так, вынужденное ограничение в цветовой палитре (кинолента снята в черно-белом формате) на стадии простых белых титров обрисовывает стильно обставленную панораму: от объятых пламенем силуэтов советской техники в ночное небо вздымаются струйки тонкого дыма. Зрелище, чего греха таить, нетипичное по меркам военных боевиков. Эстафету продолжает разнокалиберная команда катера, которая превращает боевую машину в аллюзию на народную сказку о теремке. С той лишь разницей, что команда «отчаянных» даст фору любой сказочной зверушке. В разное время на борт попадают острящий воришка, питающий на пару с банкиром, еще одним попутчиком, слабость к деньгам, фокусник из цирка и простецкий деревенский пехотинец по прозвищу «русак». Остатки экипажа же образцы маскулинности: борзые, отважные, с решительностью на десятерых. Из общей плеяды выгодно выделятся воришка в исполнении Александра Збруева, который по совместительству самый известный актер в фильме. Его верткий хитрец хоть и создает первоначальный тон проблемам, тем не менее, освежает строгое повествование комичными ситуациями и запоминающейся скорострельной манерой речи. Вот такой состав и вынужден следовать вниз по реке, чтобы скооперироваться перед окружением немцев и превратиться в настоящих партизан.
И жил бы «Где 042?» поживал, да добра наживал, не будь у него колоссальных бюджетных издержек: немцы отчего-то разъезжают на послевоенных грузовиках ГАЗ-66, масштабы действия очерчиваются узкой прибрежной линией, а редкие кадры с взрывами сокращены до нескольких скоротечных мгновений «для галочки». Помимо этого, разрастающийся повествовательный примитив ближе к финалу обретает характерную воспитательно-патриотическую тональность, которая помножившись на вышеобозначенную политкорректность, подрывает светлые начинания на корню.
А все потому, что интересная задумка банально стала заложником вынужденных компромиссов и требований со стороны инстанций «славного прошлого», обойти которые было искусством сродни жонглированию в огненном шоу. Режиссеру Олегу Ленциусу банально не дали развернуться в полную силу. Всмотревшись внимательно, можно даже проследить точку перелома, где творчество дает течь и превращается в идейную притчу, которая якобы стала залогом победы отечества над фашизмом. Отрадно лишь, что вопреки запретам творческая натура все же нашла выход, пускай и с ограниченной, эстетической стороны. Сам бронекатер, как образец довоенного судостроения, в одних кадрах романтически нежится в лунном свете на волнах, в других - рвется в бой на полном ходу, безжалостно разбивая носом течение реки. Каким бы не был кадр с военной машиной, в нем чувствуется любовь к водной технике, что по-своему придает «Где 042?» оригинальности.
Однако история рассудила все на свой лад. Хит кинопроката 1969 года остался уделом узкого круга зрителей, которые слезно придаются воспоминаниям о ясных днях, летних кинотеатрах и копеечных билетах. Как ни крути, а всему свое время и время «Где 042?» застыло навеки в ностальгическом прошлом.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.