Гений / Genius
История о непростой дружбе двух очень талантливых людей: писателя Томаса Вулфа и издателя Макса Перкинса, открывшего всему миру таких великих романистов, как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй.
Трейлер (Youtube)
Берлинский кинофестиваль, 2016 год
Номинации:
Золотой Медведь
Лучший дебют (Майкл Грандадж)
Шляпа Колина Ферта
«Гений» немногословен, несмотря на длинные монологи героев, как правило, связанные с цитированием строк из романов Томаса Вулфа. Он неяркий и лаконичный, выполненный в серо-коричневых тонах городского пейзажа 30-х годов.
Это фильм о вдумчивой, неторопливой работе, о мужской дружбе и об отношениях отцов с сыновьями. О том, что настоящее произведение рождается дважды - не только в момент написания, но и в часы и дни долгой правки, когда все шероховатости настоящего алмаза сглаживаются, все грани обретают остроту и выразительность, и текст становится тем самым бриллиантом, который позже попадает в руки всем искателям сокровищ в книжных магазинах.
История дружбы издателя Макса Перкинса и писателя Томаса Вулфа была материалом сложным хотя бы потому, что не изобиловала какими-либо яркими драматическими событиями. Материал для экранизации опасный, но, что называется, фактурный.
И создателям байопика удалось успешно пройти по узкой грани между скукой зрителя и благородным враньем о несуществующих перипетиях жизни двух главных героев.
Джуд Лоу в неряшливых мятых рубашках с несвежим воротничком, с грязными руками и нелепыми кудрями на лбу как всегда блестяще играет дерганого, взбалмошного Вулфа, противовесом которому выступает настоящий джентльмен Колин Ферт.
Который, к слову, будучи даже в пижаме дома вечером, не снимает своей шляпы.
И это единственный образ в фильме (хотя, может быть, это и любопытная биографическая деталь), который наиболее явно символизирует сдержанность Перкинса, его «упакованность», застегнутость на все пуговицы. Ту же самую символическую роль беспорядочности отводят кудрявому чубу Вулфа.
Томас за все экранное время ни разу не появляется перед зрителем в головном уборе. Любопытное противопоставление.
Процесс написания романа и его правки показан коротко, емко, убедительно. Великолепна сцена, где Перкинс и Вулф идут к поезду и по пути вымарывают целый кусок главы, постепенно отрезая все лишнее, убирая всю словесную шелуху, оставляя только зерно смысла, раскрывающееся буквально в двух строках.
Перкинс - настоящий гений редактуры. Он не истерит, не орет, не припирает писателя к стенке, а спокойно задает ему вопросы, постепенно приводя того к истинному пониманию собственного произведения.
И конечно, не мог не прозвучать важнейший для всех пишущих и правящих тексты вопрос - становится ли произведение после редакторской правки лучше или оно попросту будет другим?..
Женские образы «Гения» - отдельный разговор. Любовницу Томаса Вулфа, которую играет Николь Кидман, поначалу хочется задушить, повесив на лоб табличку «стерва». Но потом, во время последнего разговора с Вулфом, ее горечь и боль раскрываются с новой стороны. Зритель уже не может брезгливо осуждать ее как ранее.
Жена Перкинса - полная ей противоположность, настоящая мать большого семейства из пяти дочерей, домохозяйка и отличная супруга. Правда, уже который год она пишет пьесу... А героиня Кидман, когда Вулф уезжает в Европу, приходит к Перкинсу в издательство со слезами на глазах и крошечным пистолетом в дамской сумочке.
Женщин двух гениев в этом фильме объединяет их удивительная бесталанность в мире искусства и самоотверженное служение своим мужчинам. Правда, каждая делает это по-своему, но суть от этого не меняется.
«Гений» - это отчасти и руководство к действию для всех современных редакторов, и пожелание для писателей. А для зрителей - замечательная интеллектуальная разрядка между очередной серией «Ледникового периода» и «Стартрека».
Ledokol4ik
- Хорошо, что Толстой не был знаком с тобой, а то мы получили бы роман «Война и Ничто»! (с)
В летний сезон блокбастеров, представьте себе, можно устать от череды зрелищных фильмов, напичканных визуальными эффектами. Глаза и уши начинают уставать от красивой картинки и громких звуков. Тем самым, душе требуются истории, в которых «визуальные эффекты» преподносятся не в буквальном смысле. За последние 9 дней нежданно-негаданно обнаружились три кинопроизведения, с блеском соответствующие душевным ожиданиям: «Разрушение» Жан-Марка Валле, «Человек - швейцарский нож» Дэниэлов и «Гений» Майкла Грандаджа. О последнем и пойдет речь в моем тексте.
Когда человек, чья деятельность связана с поиском драгоценных камней и их последующей огранкой (опять-таки не нужно воспринимать это в буквальном смысле), наконец, понимает, ЧТО он обнаружил, его настоящие чувства вряд ли способны поддаться описаниям. Лучше всего (и то не до конца) о таком смогут рассказать только последующие грандиозные успехи. Как часто бывает, в один из множества ничем не отличающихся дней на стол матерого редактора попадает очередной материал. Настолько толстенный, что можно утвердиться в сомнении, а стоит ли вообще приниматься за чтение. Но ежели первые строчки текста заволакивают всё внимание читателя покровом своих красоты и силы, то смысл такой не воспетой профессии, как литературный издатель, приобретает настоящий судьбоносный характер.
Проникновенная и до боли эмоциональная история о взаимоотношениях Максвелла Перкинса и Томаса Вулфа проносится перед глазами ураганом бушующих впечатлений. Сценарий Джона Логана предусматривает не столько стандартные отношения талантливого писателя и опытного редактора, сколько их взаимную дружбу, наставничество человека постарше над энергичным молодцом, семейно-любовную драму с женщинами. Также он, не отвлекаясь, легонько прикасается к той тяжелой эпохе, не забывает о Фицджеральде с Хемингуэем. Пленяет продуманной сюжетной линией и острыми репликами. Немудрено, что «Гладиатор», «Авиатор», «Последний самурай» не покрылись пылью по прошествии времен.
Принимая во внимание театральный «багаж» Майкла Грандаджа, с большого экрана «Гений» смотрится во всем изыске театральных подмостков. Даже цветокоррекция показывает, будто театральная постановка сжалась до двухмерного измерения. Кое-где есть необходимые паузы и одинокие раздумья, где-то взрыв эмоций и коллективные «мозговые штурмы». От «Гения» веет искренней человеческой драмой. Как было сказано в фильме, жизнь - длинная дорога, и на этом пути всегда потребуется хотя бы один человек, который будет ни много ни мало «гением» дружбы. Действительно сложно оставаться искренним другом, когда дружбу окружают успех, слава и деньги. Так что чуть ли не третьестепенная сюжетная линия с отчаявшимся Фицджеральдом наглядно показала, каков на самом деле Максвелл Перкинс. Одно дело - профессиональные отношения, и совсем другое...
Был в фильме момент, когда одна из дочерей издателя по телефону четко сказала, как показалось, своему ухажеру, что «она не любит кино, а читает книги». Довольный взгляд Колина Фёрта был исчерпывающим. Но я не об этом. Что бы ни случилось с нашей так называемой цивилизацией, именно книги останутся с человечеством. Исчезнет электричество, будет потерян интернет, гаджеты навсегда разрядятся. Кроме палок и камней, которыми вновь начнут орудовать люди, найдется применение огромным залежам книг из самой обычной бумаги. В воображении рисуется впечатляющий образ: мириады читателей, поймавших тишину и читающих романы, поэмы, пьесы, рассказы.
Чего уж мелочиться...
10 из 10
Jedi Aragorn
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.